Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Грин, который противопоставил национальной философской традиции положения кантовского,фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также критиковал господствовавшую в стране ассоцианистскую психологию, связанную с эмпиризмом. Если для Грина было свойственно сочетание социально-политической позиции в духевикторианского либерализмасконцепциейороли государства, заботящемся об «общем благе» индивидов, то последующие представители британского абсолютного идеализма,например,£.£озанкетп,использовалисвоеобъективно-идеалистическое учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) дляобоснования законности полного подчинения личностигосударству. Усиление абсолютного идеализма, ставшего вконце 19 в.
преобладающим философским направлениемв академической среде, совпадает с периодом расширениябританской империи, философско-идеологическую функцию оправдания политики которой во многом выполнялипредставители абсолютного идеализма . Решающую роль воформлении абсолютного идеализма как самостоятельнойшколы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдли. С помощью разработанного им метода «негативной диалектики»он стремился показать самопротиворечивость и потомунереальность всех явлений и свойств объективного мира(в т.ч. пространства, времени и движения), которые входятв Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое, высшее качество. Абсолют при этом трактовался как «совершенная гармония» и «конкретно-всеобщее единство», доступное не рациональному мышлению,а мистическому переживанию.
В этом вопросе позиция абсоолютного идеализма наиболее сильно отличалась от позиции немецкого идеализма. Представители абсолютногоидеализма (например, Г. Иоахим и Б.Бозанкет) критиковалитрадиционную формальную логику, противопоставляя ейиррационалистически истолкованную диалектическую логику; для многих из них было характерно когерентное истолкование истины как систематического единства, создаваемогосущественными «внутренними отношениями» и совпадающего с Абсолютом. Вместе с тем диалектическое противоречиекак источник развития заменялось простой дополнительностью противоположных сторон. Британские приверженцыабсолютного идеализма были также одними из первых критиков «психологизма» в логике.Монистическая интерпретация абсолютного идеализмаБрэдли и некоторыми другими философами была дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом, представленным в работах Э.
Сэта и, в особенности, Д.Э. МакТаггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообществоличностей-субстанций. В некоторых аспектах этому варианту абсолютного идеализма оказалась близкой концепция «абсолютного волюнтаризма» американского философаД. Ройса, который, однако, на первый план вьщвигал не онтологическое, а эпистемологическое обоснование ученияоб Абсолюте. В работах Ройса и других американских15идеалистов, в отличие от работ их британских коллег,наиболее сильны религиозные мотивы. Философия абсолютного идеализма на всем протяжении ее эволюции быласлабо связана с развитием естествознания; ее представители по многим вопросам сознательно занимали позиции,противоположные позиции науки.
В начале 20 в. в Великобритании абсолютный идеализм становится объектомострой критики со стороны ранних представителей аналитической философии, а в США — прагматизма и неореализма, и к концу 20-х годов фактически перестает существоватьв качестве самостоятельного философского направления.Лит.: Квитко Д. Ю. Очерки англо-американской философии. М.Л., 1936; Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2;Киссель М.А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в.Л., 1970; Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в.,М., 1973, гл.
2; Он же. Буржуазная философия США XX в. М.,1974, гл. 1; Richter M. The Politics of Conscience: Т. Н. Green and HisAge. Cambr., 1964; PassmoreJ.A. Hundred Years of Philosophy. L., 1966,ch. 3,4,7; Wollheim R. F. H. Bradley. Harmondsworth, 1969; Airahinen T.The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Sprigge T. S. TheVindication of Absolute Idealism. Edinburgh, 1983; Manser Α., Stock G.(eds.) The Philosophy of F.H.Bradley. Oxf, 1984.А.
Ф. ГрязноеАБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ - учение Б. Кроне,согласно которому «наше мышление есть историческоемышление исторического мира». Абсолютный историцизм означает радикальное утверждение имманентности,направленное против любой метафизики, против всякогоудвоения мира, будь оно религиозным или светским. Реальность, которой соответствует историческое познаниесама исторична: реальность есть продукт человеческогодействия, осуществление свободы.
Историческое познаниеосвобождает от мертвых традиций. Формы духа являютсяне только категориями познания, но также способностямидействия. Сама история есть единство мысли и действия.Историческая действительность по своей сущности рациональна; иррациональное есть лишь тень, отбрасываемая самимразумом.Хотявозможнаинеобходимаистория того,чтопрепятствовало движению цивилизации (жестокости, варварских завоеваний и т.п.), история выступает у Кроче какистория разума и свободы.А. М. РуткевичАБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ - см. Восхождениеот абстрактного к конкретному.АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ - объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либоабстракции; результат абстракции мыслится при этомкак нечто самосущее (abstract entity), как отдельная реалия в системе определенных представлений. Так, в системе представлений о графике русского языка каждаябуква алфавита мыслится как абстрактный объект — как«абстрактная буква», в отличие от оттиска такой буквына странице (данного) текста — ее «конкретного» (материального) представителя, манифестации абстрактногообъекта в письменной речи.В устной речи ее конкретнымпредставителем служит определенный фонетический звук,а в лингвистике — соответствующий звуковой тип, илифонема, тоже абстрактный объект.
Таким образом, одини тот же абстрактный объект может иметь представителей, которые сами абстрактны. В теоретическим познанииАБСТРАКЦИЯпоследнее не редкость. В частности, каждый полиномявляется конкретным представителем некоторой рациональной функции, хотя полиномы — абстрактные объекты. Вообще говоря, противопоставление «конкретныйобъект — абстрактный объект» относится к системе определенных понятий и к способам фиксации объектовв сознании. Выступая как информационный посредникмежду мыслью и объективной реальностью, конкретныйпредставитель информирует в первую очередь не о себесамом, а о том объекте, который он представляет.
Поэтому существен только тип представителя, а не его «личные» свойства. (Правда, иногда он может информироватьи о себе самом. Напр., если в русском тексте строчнаябуква стоит непосредственно после точки, это можетуказывать на ошибку.)Особенность отношений между абстрактными объектамии их представителями служит объективной основой дляабстракции отождествления представителей.
Этой абстракцией создаются многие абстрактные объекты, но невсе. Той же цели порознь или сообща служат абстракциянеразличимости, абстракция индивидуации (см. Индивидуация), изолирующая абстракция и др. Такие абстрактныеобъекты, как функции и функционалы, порождаютсяфункциональной абстракцией. В математике весьма важным теоретическим средством порождения абстрактныхобъектов являются абстракции бесконечности и осуществимости. Так, используя абстракцию постоянства,абстракцию индивидуации и абстракцию потенциальнойосуществимости, последовательно порождают натуральные числа и потенциально бесконечный натуральный радкак абстрактный объект арифметики. В свою очередь, дополняя указанные, выше абстракции абстракцией актуальной бесконечности и схемой трансфинитной индукции,получают универсум всех натуральных чисел, а из последнего — упорядоченный вещественный континуум — абстрактный объект анализа и теории множеств.
В этом иво многих других случаях вопрос о конкретных представителях, вообще говоря, не имеет эффективного решения:лишь немногие из всех вещественных чисел имеют такихпредставителей.В зависимости от силы абстракций, порождающих абстрактные объекты, последние подразделяют на реальныеи идеальные. Хотя и те, и другие объекты абстрактны, дляних поразному ставится и решается проблема существования.
В первом случае она имеет конструктивное решение,во втором — нет. Таким образом, идеальные абстрактныеобъекты — это объекты, утверждение о существовании которых выходит за пределы эффективной проверки. К примеру, упомянутый выше континуум классического анализа — это идеальный абстрактный объект, а континуумконструктивного анализа—нет. (Подробнее см. Идеальныйобъект).Очевидно, что понятие «абстрактный объект» не исчерпывается понятием о свойствах конкретных (эмпирическинаблюдаемых, материальных) объектов, хотя каждый шагперехода от мира наблюдаемых объектов к миру чисто теоретических сущностей обусловлен, конечно, некоторойабстракцией, замещающей наблюдаемый объект его теоретическим образом.
Однако в общем случае, абстрагируя,не просто «закрывают глаза» на что-либо, а создают некуюмыслимую, быть может идеальную, сущность, независимую от какого-либо наглядного представления. Мир такихсущностей — это преимущественно мир науки, посколькунаучное познание идет через абстракцию.Μ. Μ. НовосёловАБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho - отвлекать, исключать,отделять) — необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракцииосуществляется выбор и обработка информации с цельюзаменить непосредственно данный эмпирический образна другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемыйобычно тем же термином «абстракция».ОЧЕРК ИСТОРИИ.