Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1

Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 4

PDF-файл Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 4 Современная философия и методология науки (63730): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf) - PDF, страница 4 (63730) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Математикеучился у Теодорика (Тьерри) Шартрского. В Париже изучалдиалектику и риторику у Гильома из Шампо. Сам держалшколы в Мелене, Корбейле, Париже, где в основном за­нимался диалектикой. После 1113 учился в Ланской шко­ле у Ансельма Ланского, где начал преподавать теологиюна рациональных основаниях и без церковного разреше­ния, что вызвало протест Ансельма и его сподвижников.В 1113 написал «Введение в теологию», в 1114 — «Логикудля начинающих». После Лана преподавал теологию вПариже, где занял место магистра в соборной школе; по­лучил звание каноника. К 1118—19 относится его роман сЭлоизой, племянницей каноника Фульберта. В это времябыли созданы лирические стихи, а впоследствии замеча­тельная переписка, автобиографическая проза «Историямоих бедствий» и «Problemata» (ответы на вопросы Элоизыотносительно противоречий в Библии и др.).

Женившисьна Элоизе уже после рождения сына Астролябия, Абелярпредпочел не оповещать широко о браке, чтобы не повре­дить магистерской карьере. Этому противостоял Фульберт.Тогда Петр перевез Элоизу в монастырь, устроив фиктив­ный постриг. Фульберт, решив, что Абеляр таким образомизбавился от его племянницы, нанял слугу, который оско­пил Абеляра. После этого и Абеляр, и Элоиза затворилисьв монастыре.В 1119 были написаны трактаты «О единстве и троичностиБога» (De unitate et trinitate Dei), «Введение в теологию»(Introductio ad theologiam), «Теология Высшего блага»(Theologia Summi boni).

В 1121 состоялся поместный соборв Суассоне, где Абеляра обвинили в нарушениях монаше­ского обета, выразившихся в том, что он вел занятия вмирской школе и преподавал теологию без церковной ли­цензии. Однако фактически предметом разбирательствастал трактат «О единстве и троичности Бога», направлен­ный против номинализма Росцелина и реализма Гильомаиз Шампо. По иронии судьбы Абеляра обвиняли именноза номинализм: в трактате якобы отстаивалась идея троебожия, в чем Абеляр обвинял Росцелина; трактат был со­жжен самим Абеляром.

После осуждения Суассонскимсобором он несколько раз был вынужден менять монас­тыри, а в 1136 вновь открыл школу на холме св. Женевьевы. За это время он написал несколько вариантов «Хрис­тианской теологии» (Theologia Christiana), «Да и Нет» (Sicet поп), «Диалектику» (Dialectica), комментарий у «Пос­ланию к римлянам», «Этику, или Познай самого себя»(Ethica, seu Scito te ipsum) и др.

Созванный БернардомКлервоским в 1141 собор в Сансе обвинил Абеляра в ариан-ской, пелагианской и нестрорианской ересях. Он отпра­вился в Рим с апелляцией, по дороге заболел и последниемесяцы провел в монастыре Клюни, где написал «Диалогмежду Философом, Иудеем и Христианином» (Dialogusinter Philosophum, Iudaeum et Christianum), оставшийсянезаконченным. Папа Иннокентий III утвердил приговорсобора, обрекая Абеляра на вечное молчание; его тракта­ты были сожжены в соборе св.

Петра в Риме. За Абеляраходатайствовал клюнийский аббат Петр Достопочтенный.Абеляр умер в монастыре св. Марцелла близ Шалона.С именем Абеляра связано оформление схоластическогоантитетического метода, основанного на идее эквивокации(термин введен Боэцием), или двуосмысленности. Идеяэквивокации, наглядно представленная в «Да и Нет», гдечерез метод цитатного сопоставления были собраны про­тиворечивые высказывания отцов Церкви по поводу однойи той же проблемы, выражена в трех аспектах: 1) один итот же термин, находящийся по разные стороны проти­воречия, передает разные смыслы; 2) разные смыслы од­ного и того же термина есть следствие фигуративное™языка и 3) следствие переноса (трансляции) термина изодного вида знания в другое (выражение «человек есть»,справедливое для естественного знания, несправедливодля знания теологического, где глагол «есть» может бытьприменен только к Богу как полноте бытия).

Утвержде­ние и отрицание оказываются в одном случае (в теологии)противоречиями, в другом ( в естествознании) образуютразные формы связи слова и вещи. Одним и тем же сло­вом могут быть выражены не только разные вещи, имею­щие разные определения, как это было у Аристотеля, нов одной и той же вещи могут быть предположены разныеопределения в силу ее одновременного сакрально-профанного существования.

В «Теологии Высшего блага» наосновании идеи эквивокации Абеляр выделяет 4 значениятермина «персона»: теологическое (бытие Бога в трех Ли­цах), риторическое (юридическое лицо), поэтическое (дра­матический персонаж, «передающий нам события и речи»)и грамматическое (три лица речи).Абеляр положил начало дисциплинарности знания, обо­значив для каждой дисциплины разные способы верифи­кации и устанавливая основные критерии того, что с этоговремени вместо ars-искуссгва начинает назваться scientia ив будущем разовьется в понятие науки. Основные установ­ки теологии как дисциплины (в таком качестве этот тер­мин начинает входить в обиход именно с Абеляра, заместивсобою термин «священная доктрина») — это прежде всегонепримиримость к противоречиям и вера в разрешимостьпроблемы (связанной, например, с неясными местами дог­матики) с помощью переноса термина.

Этика представленау Абеляра как дисциплина, предмет которой предполагаетоценку деятельности и человечества в целом, и конкретногопоколения людей. С возникновением в 11 в. светского ин­теллектуального запроса о нравственной ориентированностив мире одним из центральных пунктов моральной филосо­фии Абеляра стало определение этических понятий (преждевсего понятия греха) в их отношении к праву. Это породилопроблему соотношения двух форм права: естественного и по­зитивного. Естественное право определяло понятия греха идобродетели применительно к Высшему благу (Богу), пози­тивное — к праву общему, человеческому, принципы которогобыли разработаны еще в античной философии; проблема10АБСОЛЮТже того, как возможно достижение блага собственнымусилием или предначертаниями закона, заставила обра­титься к иудейской религии.В трактате «Этика, или Познай самого себя» Абеляр вводитпонятие интенции — осознанного умысла поступка; не счи­тая волю инициатором поступка (воля, обузданная доб­родетелью воздержания, перестает быть основанием длягреха), он переносит внимание с поступка на оценку со­стояния души, которое позволяет выявить при внешнеодинаковых поступках различные намерения («двое веша­ют некоего преступника.

Один движим ревностью к спра­ведливости, а другой — застарелой вражеской ненавистью,и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы внамерении одно и то же делается разно: одним — со злом,другим — с добром» («Теологические трактаты». М., 1995,с. 261). В силу того, что грех, определяемый через интенцию,искупается благодаря осознанному раскаянию, что пред­полагает внутреннее вопрошание души, то оказывается,что 1) грешнику не нужен посредник (священник) в об­щении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совер­шившие грех по неведению или в силу неприятия еван­гельской проповеди (напр., палачи Христа); 3) человекнаследует не первородный грех, а наказание за этот грех.Если этика, по Абеляру, — путь постижения Бога, то логикаесть рациональный способ созерцания Бога.

Этика и логи­ка предстают как моменты единой теологической системы.В силу соединения в одном понятии двух разнонаправлен­ных значений (мирского и сакрального), такое философс­твование можно назвать медитативной диалектикой. По­скольку всеобщенеобходимое знание принадлежит толькоБогу, то перед его Лицом любое определение приобретаетмодальный характер.

Попытка определить вещь с помо­щью множества видообразующих признаков обнаруживаетее неопределимость. Определение замещается описанием,которое есть иносказание вещи (метафора, метонимия, си­некдоха, ирония и др.), т.е. троп. Троп оказывается матри­цей мышления.Тропы, концепт, перенос (трансляция), интенция, субъектсубстанция — основные понятия философии Абеляра, обус­ловившие его подход к проблеме универсалий.

Его логикапредставляет собой теорию речи, поскольку в ее обоснова­нии лежит идея высказывания, осмысленного как концепт.Концепт — связь вещи и речи о вещи — есть, по Абеляру,универсалия, поскольку именно речь «схватывает» (конци­пирует) все возможные смыслы, отбирая необходимое дляконкретного представления вещи.

В отличие от понятияконцепт неразрывно связан с общением. Он 1) формируОется речью, 2) освященной, по средневековым представ­лениям, Св. Духом и 3) потому осуществляющейся «по тусторону грамматики или языка» — в пространстве души сее ритмами, энергией, интонацией; 4) он предельно вы­ражает субъекта. 5) Изменяя душу размышляющего инди­вида, он при формировании высказывания предполагаетдругого субъекта, слушателя или читателя и 6) в ответахна их вопросы актуализирует те или иные смыслы; 7) па­мять и воображение — неотъемлемые свойства концепта,8) направленного на понимание здесь и сейчас, но вмес­те с тем 9) он синтезирует в себе три способности душии как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт во­ображения — в будущее, а как суждения — в настоящее.С понятием концепта связаны особенности логики Абе­ляра: 1) очищение интеллекта от грамматических структур;2) включение в интеллект акта конципирования, связы­вающего его с разными способностями души; 3) это поз­волило ввести в логику временные структуры.

Концеп­туальное видение есть особого рода «схватывание» все­общего: универсалия — не человек, не животное и не имя«человек» или «животное», но всеобщая связь вещи и име­ни, выраженная звуком.Соч.: MPL., t. 178; Philosophische Schriften, hrsg. von В. Geyer.Munster, 1919; Theologia «Summi boni», ed. H. Ostlender. Munster,1939; Oeuvres choisies d'Abelard, ed V. Gandillac. P., 1945; Dialectica,ed. L. M.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее