Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1

Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 5

PDF-файл Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 5 Современная философия и методология науки (63730): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf) - PDF, страница 5 (63730) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

de Rijlc. Assen, 1956; Opera theologica, I. CorpusChristianorum. Continuatio medievaUs, XI, ed E. M. Buytaert.Turnhout, 1969; Dialogue inter Philosophum, Iudaeum et Christianum,ed. R. Thomas. Stuttg.-Bad Cannstatt, 1970; Du bien supreme, ed.J. Jolivet. Montreal-R, 1978; Peter Abaelard's Ethica, ed.D. E. Luscombe. Oxf., 1971; Ethical Writing, transl. H. V.

Srade.Indianopolis-Cambr, 1995; в рус. пер.: История моих бедствий.М., 1959; 1992 (в кн.: Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр.История моих бедствий); 1994 (пер. с лат. В.А. Соколова); Тео­логические трактаты, пер. с лат. С.С. Неретиной. М., 1995.Лит.: Федотов Т.П. Абеляр. Пг., 1924 (переиздат.: Федотов Т.П.Собр. соч. в 12 т., т. 1. М., 1996); Рабинович В. Исповедь книгочея,который учил букве, а укреплял дух.

М., 1991; Неретина С.С.Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм ПетраАбеляра. М., 1994 (в серии «Пирамида». М., 1996); Неретина С.С.Верующий разум: к истории средневековой философии. Архан­гельск, 1995; Remusat Ch. de. Abelard, sa vie, sa philosophie etsa theologie. P., 1855; Sikes J. Abailard. Cambr., 1932; Cottieux J.La conception de la theologie chez Abailard. - «Revue d'histoireecclesiastique», t. 28, N 2. Louvain, 1932; Gilson E. Helo'ise etAbailard. P., 1963; Jolivet J. Art du langage et theologie chez Abelard.Vrain, 1969; Compeyre G. Abelard and the origin and early history ofUniversity.

N. Y., 1969; Tumagalli Beonio-Brocchieri M. T. La logicadi Abelardo. Mil., 1969; Eadem. Abelardo. Roma-Bari, 1974; PeterAbelard. Proceeding of the International Conference. Louvain. May10-12. 1971 (ed. E. Buytaert), Leuven-The Hague, 1974; TweedaleM. M. Abailard on Universals. Amst.-N. Y.—Oxf., 1976; Abelard.

Le«Dialogue». La philosophie de la logique. Gen-Losanne-Neuchatel,1981.С. С. НеретинаАБСОЛЮТ (от лат. absolutus — законченный, завершен­ный, полный; совершенный; независимый, самостоя­тельный; несвязанный, свободный; неограниченный,безусловный) — философский термин, обозначающийпонятие самодостаточной, вечной, актуально бесконеч­ной духовной реальности, в которой как в своей основекоренится бытие всего сущего. В монотеистических рели­гиях, религиозно-философских и теологических концеп­циях понятию абсолюта соответствует представление оБоге. В древнеиндийских учениях в качестве абсолю­та выступает брахман, в даосизме — дао, в каббале — ЭйнСоф, безграничная, чистая божественность.

В историиклассической западноевропейской философии обсужда­ются различные аспекты и уровни этого понятия. У Парменида, например, это чистое бытие; у Платона — «Первоединое-Благо»; у Аристотеля — «мыслящее само себямышление» (оно же — «форма форм», «конечная цель»,высшая, или чистая, энтелехия и «перводвигатель»); в не­оплатонизме— Единое; у Экхарта — «Божественность-Бо­жество» (Gottheit); у Николая Кузанского — «абсолютныймаксимум», «неиное», «возможность бытия» (possest); у Де­карта — абсолютное бытие, связь которого с самосознани­ем проявляется в акте cogito; у Спинозы — «субстанция»;у Лейбница — «монада монад»; у Канта тема абсолюта так11АБСОЛЮТили иначе преломляется в его рассуждениях об «идеях»и «идеале» чистого разума, о вещи в себе, категорическомимперативе, постулатах практического разума; у Фихтеэто — «абсолютное Я»; у Гегеля — абсолютный дух.Считается, что термин «абсолют» впервые употребилиМ.

Мендельсон и Ф. Якоби для обозначения спинозовской «субстанции». Шеллинг активно использовал этоттермин (абсолютное тождество субъекта и объекта), за­тем — вслед за Гегелем — «абсолютный дух» и, наконец,«могущее быть» (das Seinkonnende). Категория абсолютастановится центральной для английского неогегельян­ства — т. н. «абсолютного идеализма» (Брэдли и др.).У С. Л. Франка это — «непостижимое», постигаемое черезпостижение его непостижимости (в духе концепции «уче­ного незнания» Николая Кузанского); у Тейяра де Шардена — умопостигаемое единство точек «Альфа» и «Омега»как метафизический центр, источник и вместе с тем ко­нечная цель (в смысле, близком к аристотелевской эн­телехии во вселенском процессе ноогенеза).Понятие абсолюта не было дано человеческому духу из­начально, оно, скорее, было лишь «задано» как цельустремлений философской мысли, движимой потребнос­тью к познанию бесконечного.

Из чего возникает такаяпотребность? Соответствует ли понятию абсолюта какаянибудь реальность, т.е. имеет ли оно денотат? Как должнобыть построено это понятие, чтобы ему соответствовалочто-либо в действительности? Насколько вообше право­мерна такая постановка вопроса? Можем ли мы, не впадаяв противоречие, говорить об абсолюте как о «предмете»знания? Если же противоречие должно быть признакомтого, что мы находимся на правильном пути к познаниюабсолюта (Гегель), то где найти критерий для того, чтобыотличить в самопротиворечивых утверждениях об абсолю­те противоречия, свидетельствующие лишь об ограничен­ности, беспомощности и заблуждениях конечного духа,от противоречий, выражающих внутреннюю диалектикубесконечного?Установка «ученого незнания» (от Николая Кузанского доС.

Франка) состоит прежде всего в признании того, что пос­тижение абсолюта—задача внутренне противоречивая, ибоабсолют «по определению» неопределим и всякая попыткавтиснуть его в рамки конечного понятия заранее обреченана неудачу, ибо она ведет лишь к «оконечиванию» бес­конечного. То, что выражается в конечном понятии, ужене есть бесконечное, а его противоположность. В этомсмысле абсолют всегда по ту сторону конечного духа, а то,что конечному духу удается постичь, уже именно поэтомуне есть абсолют. Однако дальнейший шаг состоит в том,чтобы понять, что абсолют непостижим принципиаль­но, а не только эмпирически и ситуативно-фактически, всилу ограниченности нашей познавательной способнос­ти, которая, не меняясь качественно, могла бы преодо­леть эту ограниченность «завтра».

Поэтому ставится зада­ча: постичь то, в чем состоит непостижимость абсолюта.Этот вопрос, однако, в свою очередь является лишь гно­сеологическим измерением метафизической проблемы:в чем состоит бесконечность бесконечного? То, что при­нципиально не доступно познанию вообще, метафизичес­ки локализовано поэтому только «по ту сторону» познаю­щего субъекта и в силу этого имеет в самом же субъекте свойпредел. Но такое абсолютно потустороннее (вытесненноеза пределы субъекта) нечто как раз и не есть бесконечнаяреальность. Абсолютизация эпистемологической транс­цендентности абсолюта неизбежно ведет к утверждениюи абсолютизации его метафизической трансцендентностипо отношению к познающему субъекту, а тем самым — коконечиванию того, что «по определению» бесконечно.Тем самым скептическое утверждение о непостижимостиабсолюта обнаруживает внутреннюю противоречивость, ина первый план выступает вопрос о содержании понятияабсолюта.

При этом оказывается, что такие определения,как «чистое бытие», «субстанция», «причина», «абсолют­но необходимая сущность» и т. п. слишком абстрактны,односторонни и выражают лишь отдельный аспект той це­лостной реальности, к которой как к абсолюту и стремитсяразум. Поэтому сами эти понятийные определения неис­тинны, и те стороны абсолюта, которые они выражают,взятые изолированно, тоже неистинные и именно поэто­му непознаваемы. Утверждение о том, что истина позна­ваема, дополняется утверждением о том, что познаваематолько истина. Иначе говоря: только относительно абсо­люта и возможно подлинное знание, тогда как о конечныхвешах возможно лишь мнение.

Задача разума поэтому состо­ит в том, чтобы (1) синтезировать схваченные в рассудочныхабстракциях отдельные черты абсолюта в единый, целостный«образ» (А. Ф. Лосев называет такой образ «умной иконой»бесконечного) и (2) не только теоретически раскрыть, но ипрактически актуализировать имманентность абсолюта чело­веческому духу. Религиозно-философские системы были посуществу не чем иным, как попытками построить такой «об­раз» бесконечного, а в сочетании со вторым моментом этойзадачи представляли собой различные формы реализацииспекулятивно-мистической установки. В рамках европейс­кой философии спекулятивная мистика представляет собойфилософскую традицию, наиболее богатую интуициями обабсолюте.

Эта традиция восходит к Платону и Аристотелю,получает конфессионально оформленное развитие у некото­рых отцов Церкви (особенно у Августина и Псевдо-Диони­сия Ареопагита), а в немецкой философии идет от Экхартачерез Николая Кузанского и Бёме к Фихте, Гегелю и Шел­лингу.ПОНЯТИЕ АБСОЛЮТА ПО ГЕГЕЛЮ И ШЕЛЛИНГУ.Согласно Гегелю, понятие абсолюта — не понятие в тради­ционном формально-логическом смысле, а некоторая жи­вая реальность, имя которой — абсолютный дух.

На этомуровне отпадает вопрос о соответствии содержания поня­тия какому-либо предмету, поскольку «порядок бытия»здесь совпадает с «порядком познания». Абсолют кажетсятрансцендентным самосознанию (и потому непознавае­мым) именно потому, что он сам еще не постигнут как...самосознание. Это постижение абсолюта в качестве само­сознания есть понятие абсолюта и вместе с тем действи­тельное его самосознание, которое, в свою очередь, и естьсам же абсолют, или, иначе говоря, Бог есть самосознаниеБога (К.

Фр. Гёшель). Это высказывание не является фор­мально-логической ошибкой, а символически выражаетсобственную самосоотнесенность абсолюта. Аристотельпонимал эту самосоотнесенность как мышление мышле­ния, а Гегель — как творящий самого себя акт абсолютногосамосознания. Эта реальность трансцендентна по отно­шению к конечному бытию.

Но именно в силу своей бес­конечности она также и имманентна всему сущему, в т. ч.и человеческому духу, а в силу этой имманентности —12АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯособым образом познаваема. М. Хайдеггер обозначает транс­цендентную имманентность абсолюта термином «Parasie»(греч. — присутствие, проникновение, близость) и подчер­кивает, что начало познания абсолюта состоит в том, чтобысуметь воспринятьэто присутствие.

С точки зрения спекуля­тивно-теологической установки специфика этого познанияобусловлена именно тем, что абсолютное Самосознаниесохраняет свою трансцендентность даже в своей имманен­тности: оно всегда остается соотнесенным лишь с самим со­бой. Однако через спекулятивную медитацию конечный духспособен подняться над своей конечностью и актуализи­ровать в себе извечное присутствие абсолютной трансценденции. Результатом этой актуализации является «прорыв»(Durchbrach — один из фундаментальных смыслообразов вучении Экхарта) абсолютного самосознания в человеческийдух, благодаря чему самосознание человека возводит себя доспекулятивного символа, т.е.

такой реальности, которая нетолько указывает на пребывающую «вне» и «независимо»от нее трансценденцию, но и раскрывает ее наличие в себесамой и демонстрирует, что «бесконечное» полностью при­сутствует в «конечном», а «конечное» таким образом реп­резентирует, реально «являет» собою «бесконечное», целое.Тем самым познание абсолюта оказывается в определенномсмысле и невозможным (ибо лишь только он сам способенпознавать себя), и возможным (ибо конечный дух можетдобиться того, чтобы самосознание абсолюта получилоналичное бытие в самосознании человека).Поздний Шеллинг в своей т. н. «позитивной философии»пытается умозрительно воспроизвести структуру абсолюта,благодаря которой он оказывается способным не впадатьв «абсолютно необходимое» и потому абсолютно несвобод-ное, «слепое» бытие (подобное субстанции Спинозы),а оставаться в себе самом абсолютно свободным субъектомбытия.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее