Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Бергсоном против не толькоформальной логики как логики твердых тел, но и интеллекта.А. П. ОгурцовАББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15 июля 1901, Салерно 1990, Милан) — итальянский философ, основоположник«позитивного» экзистенциализма. Изучал философию вуниверситете Неаполя. С 1936 преподавал философиюв университете Турина. Согласно Аббаньяно, в центре экзистенциальной философии — экзистенциальный акт какпроблематическая неопределенность. Проблема ставитсячеловеком самому себе относительно самого себя, а истинная самость человека формируется трансцендентальнойвозможностью (в движении от возможности к возможности этой возможности). Аббаньяно в равной мере выступаетпротив радикального скептицизма (отрицающего постижение реальности), радикального догматизма (отождествляющего категории философского исследования с категориями реальности) и «негативного экзистенциализма»(Хайдеггер, Ясперс, Сартр), в котором понятие возможного превращается в понятие невозможного или необходимого.
Он также отвергает одностороннюю направленностьтеологического или онтологического экзистенциализма,согласно которому человеческие возможности являютсяреализованными возможностями (поскольку даруютсячеловеку самим бытием, Богом или высшей ценностью).Категория возможности — основная категория «позитивного экзистенциализма» Аббаньяно. Она не совместима с категорией необходимости во всех ее формах и видах (потенциальности или виртуальности, случайностизакономерности и др.). В то же время Аббаньяно считаетВ кон. 19 в. для логики и методологии науки характернаабсолютизация принципа тождества.
Так, в теории дедукции У. С. Джевонса проводится мысль о том, что «вещь вовсякий момент тождественна сама с собой» (Джевонс У. С.Основы науки. 1874. СПб., 1881, с. 5), ивыдвигается принципзамещения, согласно которому «всякий термин, встречающийся в каком-либо предложении, можно замещать термином, о котором утверждается в какой-нибудь посылке, чтоон тождествен с первым» (там же, с.
48). Вместе с тем в философии и логике начинается, с одной стороны, ограничениепредметной области принципа тождества, а с другой — различение предмета и предметного содержания актов мысли.Так, Б. Эрдман исходит из принципа нетождественности, отмечая, что любой предмет, поскольку он тождествен с самимсобой, отличается от другого. Согласно X. Зигваргу, формула А=А фиксирует константность содержания представлений и понятий. Это же отмечает и В.
Вундт, для которогопринцип тождества как фундаментальный закон познанияфиксирует устойчивость нашего логического мышления вовсех его преобразованиях. В отличие от них Г. Дриш считаетпринцип тождества нормой не просто мысли, но и ее предметного содержания. Для Э. Гуссерля, Н. О. Лосского, М.Шелера формула А=А выражает то, что во всех актах суждения объективное содержание А остается одним и тем же.Г.
Фреге, понимая под принципом А=А принцип равен8АБДУКЦИЯсматривал абдукцию (абдуктивный вывод) наряду с индукцией и дедукцией. Ч.С. Пирс считал, отбирая срединеобозримого множества гипотез наиболее существенные,исследователи реализуют «абдукционный инстинкт», безкоторого невозможно было бы развитие науки. СогласноПирсу, методология науки должна пониматься как взаимодействие 1) абдукции, осуществляющей принятиеобъяснительных правдоподобных гипотез, 2) индукции,реализующей эмпирическое тестирование выдвинутыхгипотез, и 3) дедукции, посредством которой из принятыхгипотез выводятся следствия. Таким образом, Ч. С. Пирссоздал идейный эскиз теории рассуждений, впоследствииполучивший развитие в исследованиях по искусственномуинтеллекту, в которых абдуктивный вывод представлен каквид автоматизированного правдоподобного рассуждения.Идея абдукции, согласно Ч.С.
Пирсу, может быть сформулирована следующим образом:категорию возможности категорией конечной и конечного(возможное может не быть), а потому конкретной, определенной, индивидуальной, а не универсальной, абсолютнойи бесконечной. Он связывает «позитивную философию» сприродой человека в его конкретном существовании: человек сам делает свой выбор, принимает решение и несетза него ответственность.
Согласно Аббаньяно, философия — сугубо личное дело каждого человека, а философствование — самое тайное и интимное его экзистенции.Универсальность философии — не в абстрактности, ав понимании и человеческой солидарности. Философ —не глашатай Абсолюта, или Бесконечного, а мыслящий человек, ведущий диалог с другими людьми о путях и перепутьях человеческих судеб и судеб всего человечества. Аббаньяно принадлежат работы по истории философиии науки, социологии и эстетике.Соч.: La struttura dell'esistenza. Torino, 1939; Storia del pensieroscientifico, vol. 1—3.
Torino, 1951 - 1953; Filosofia, religione, scienza.Torino, 1947; Esistenzialismopositivo. Torino, 1948; Possibilita e liberta.Torino, 1956; Storia della fllisofia, v. 1-3. Torino, 1974; Dizionario difilosofia. Torino, 1961; Fra il tutto e il nulla. Milano, 1973; La saggezzadella vita. Milano, 1987; Мудрость жизни. СПб., 1996; Мудростьфилософии. СПб., 1998; Введение в экзистенциализм. СПб.,1998.К.
М. ДолговD — множество фактов,Н— множество выдвинутых гипотез,//объясняет!)Следовательно, гипотезы из Я правдоподобны.Для последовательного осуществления и усиления этойидеи потребовалось формализовать как процедуру выдвижения гипотез из Я, так и отношение «Я объясняет D».Кроме того, необходимо было конструктивно задать процедуру оценки правдоподобия гипотез, порожденных посредством индукции на основе фактов из D.В ряде работ по автоматизированным правдоподобнымрассуждениям было установлено, что формализация абдукции как конструктивной аргументации возможнапосредством взаимодействия последней с индукцией ианалогией, причем аргументы порождаются посредствоминдукции, предсказания посредством аналогии, а принятиегипотез осуществляется с помощью абдукции. Для этогоуточнения абдукции (в смысле Ч.С.
Пирса) используютсямногозначные логики. В работах по искусственному интеллекту широко распространена следующая формализацияабдукции средствами двузначной логики предикатов первого порядка:Пусть D — множество наблюдаемых фактов, Т— некотораязаданная теория, Я — множество гипотез. Тогда множество высказываний Ε называется абдуктивным объяснениемD, если и только если для него выполняются следующиеусловия:(1) £ содержится в Я,(2) из объединения Г и £ выводится D,(3) Г и Е— непротиворечивы.'АБДУ (Абдо) Мухаммад (1849, близ дельты Нила - 11 декабря 1905, Александрия) — арабо-мусульманский мыслитель, представитель реформаторского движения в исламе.Выпускник университета «ал-Азхар» (1877).
Ближайшийсоратник Джамал ад-Дина ал-Афганй. Будучи главнымтеоретиком антианглийского восстания Ораби-паши, в1882 выслан из Египта. С 1884 в Париже основал вместе сал-Афгани тайное общество «Наикрепчайшая связь» («ал'Урваал-вуска») и издавал одноименную панисламистскуюгазету. По возвращению в Египет (1888) — председательАдминистративного совета ал-Азхара. Добился введенияв учебную программу светских дисциплин (арифметика,алгебра, геометрия, история, география). В 1898—1904 занимал пост муфтия Египта. Основные сочинения: Комментарии к Корану и «Трактат о божественном единстве»(«Рисалат ат-таухид»). Абду утверждал превосходство ислама по сравнению с другими вероучениями, исходя изпризнания им независимости человеческой воли и разума.Упадок мусульманского общества объяснял следованиемтрадициям, а не Корану и сунне. Ратовал за самостоятельное толкование Корана в соответствии с духом времени.Возможности разума в познании Бога для обладающихсовершенным интеллектом (например, пророков) считал потенциально неограниченными.
Отстаивал формулу«религия—мораль—общественное благополучие», где последнее достигается деятельностью высоконравственныхлюдей, соответствующей принципам, в конечном счетеисходящим от Бога.Соч.: Abduh. The Theology of Unity. L., 1966.Лит.: Степанянц М.Т. О религиозно-философских взглядахМухаммада Абдо. — В кн.: Религия и общественная мысльстран Востока. М., 1974.М. Т. СтепанянцАБДУКЦИЯ — познавательная процедура принятия гипотез. Впервые явно выделена Ч. С.
Пирсом, который рас9Задача получения абдуктивного объяснения сводится к нахождению Е. Указанная выше формализация абдуктивногообъяснения не является достаточно глубокой имитациейидеи Ч.С. Пирса об абдукции как познавательной процедуре, присущей творческой активности человека. Имеютсяинтересные связи между абдукцией и немонотонными рассуждениями, а также форматизациями диагностическихпроцедур, представленных в системах искусственного интеллекта.Лит.: Финн В.К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции. - «Научно-техническая информация», сер. 2, № 1-2,1998, с. 3-52; Burks A.W. Peirce's Theory of Abduction - «Philosophyof Science», 1946, vol.
13, N 4, p. 301-306; Puree С S. PhilosophicalАБЕЛЯРwritings. N.Y., 1955; Farm K.T. Peirce's Theory of Abduction. TheHague Stanford. Martinas Nijhoff. 1970; RescherN. Peirce's Philosophyof Science. Notre Dame - L., 1978; Peng Y., Reggia J.A. AbductiveInference Models for Diagnostic Problem-Solving. N.Y.-B.-Hdlb.,1990; Brewka G., Dix J., Konolige K. Nonmonotonic Reasoning.Stanford, 1997.В.
К. ФиннАБЕЛЯР Петр (Petras Abailardus, Abaelardus) (1079 в Пале,близ Нанта — 21 апреля 1142, Шалтон) — философ, теолог,поэт; основоположник концептуализма. Абеляра называли «трубадуром философии», «рыцарем диалектики». Родился в Бретани в рыцарской семье. Отказался от правамайората, стал школяром-клириком. До 1098 посещал вВансе школу Росцелина, номиналистическую доктринукоторого позже расценил как «безумную».