Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
М, 1984, с. 553).М.М. Новосёловсводятся все положения математики, абсолютно первыеистины. «Великой основой математики является принциппротиворечия, или тождества, т.е. положение о том, чтосуждение не может быть истинным и ложным одновременно, что, следовательно, А есть А и не может быть не = А.Один этот принцип достаточен для того, чтобы вывестивсю арифметику и всю геометрию, а стало быть, все математические принципы» (Лейбниц Г.
В. Соч., т. 1. М., 1982,с. 433). Для Лейбница предложение А=А является истинным само по себе, и из этих тавтологий можно вывестивсе истинные утвержения математики (там же, т. 3. М.,1984, с. 567). В логических работах 1680—90 («Логическиеопределения», «Математика разума» и др.) он ставит задачу построить силлогистику на минимальных логических основаниях (к ним он относит принцип тождества:«Всякое А есть А» и «Некоторое А есть А») и синтетическим методом вывести силлогистику. Лейбниц исходит излогико-гносеологического статуса принципа тождества,подчеркивая, что «не бывает никаких двух неразличимыхдруг от друга отдельных вещей».
Отрицая онтологическую интерпретацию принципа тождества, он настаиваетна том, что «полагать две вещи неразличимыми — означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами» (Лейбниц Г. В. Соч., т. 1. М., 1962, с. 450). Онтологическоеобоснование принципа тождества, для которого каждаявещь тождественна себе самой, было дано X. Вольфом:«То же самое сущее есть то самое сущее, которое является сущим. Или, иначе говоря, всякое А есть А» (Wolf Ch.PhilosopMa prima sive ontologia, 1736, § 55).
Для И. Кантатождество познания с самим собой — формальный критерий истинности знания и принцип выведения всех истин.Он рассматривает аналитические суждения как те, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество(Кант И. Соч., т. 3. М., 1964, с.
111). Фихте выводит принцип тождества А=А из первоначального акта деятельности Я: принцип Я = Я («Я есть») является основаниемпринципа тождества А = А. Положение А=А «признаетсяза нечто совершенно достоверное и установленное» (Фихте Я. Г. Соч., т. 1. М., 1995, с. 283), «не положение А = Аслужит основанием для положения «Я есмь» а, наоборот,это последнее положение обосновывает собою первое»(там же, с. 287). Эта же линия различения формального иматериального принципов и критики формального понимания принципа тождества А=А характерна и для Шеллинга. Рассматривая формальную формулу А=А, он отмечает, что «логический характер в нем носит лишь форматождественности между А и А; но откуда у меня само А?Если А есть, то оно равно само себе, но откуда оно? Ответна этот вопрос может быть, без сомнения, дан исходя не изэтого положения, а из чегото более высокого.
АнализА=А предполагает синтез А... невозможно мыслить формальный принцип, не предпосылая ему материальный,А = А — в традиционной логике обычный способ выражения для одного из четырех ее логических законов (см.Закон логический), а именно — закона тождества. Вхождение в этом выражении буквы А несущественно и обязано,по-видимому, особенности латинского алфавита. Равнымобразом для выражения того же закона можно было быписать В = В, С = С и т.д. В современной логике (см. Логика символическая) традиционная нотация не используется. В логике высказываний она заменяется формулами(А = А) или (А 3 А), где А — произвольное высказывание,а «Ξ» «з» — пропозициональные логические связки, В логике предикатов формула х=х (или у=у, z=z и т. д.), гдепредметные переменные х, у, ζ «пробегают» по множествуобъектов универсума (предметной области), выражает одноиз свойств логического равенства, а именно свойство рефлексивности равенства (или тождества).
В узком исчислении предикатов она является частью аксиоматическогоопределения равенства, а в расширенном исчислении доказывается как теорема.Μ. Μ. НовосёловФОРМУЛА А ЕСТЬ А (А=А) использовалась Лейбницемдля обозначения принципа тождества. Хотя Аристотельи отмечает, что «все истинное должно во всех отношенияхбыть согласно с самим собой» {Аристотель. Соч., т. 2. М.,1978, с.
185), он формулирует закон запрещения противоречий, но не закон тождества. Р. Декарт относит положение, согласно которому «немыслимо одновременнобыть и не быть одним и тем же», к вечными истинам — кфундаментальным аксиомам научного знания. Д. Локкпризнает положение, согласно которому «одна и та жевещь не может быть и не быть», самоочевидным и несомненным (Локк Д. Соч., т. 2.
М., 1985, с. 69-73). Лейбниц,проводя различие между двумя типами научных высказываний — «истинами разума» и «истинами факта», усматривает в тождественных положениях, к которым7АББАНЬЯНОа также материальный, не предпосылая ему формальный»(Шеллинг Ф. В. Й. Соч., т. 1. М., 1984, с. 250). Формулапринципа тождества А=А возникает благодаря абстрагированию от содержания субъекта А, и всякое синтетическое знание должно выходить за пределы тождественностимышления и тем самым положения А=А, которое предполагает мышление, становящееся объектом для самогосебя, т.е.
предполагает самосознание. Положение А=Аинтерпретируется им как принцип безусловного и абсолютного разумного познания, как выражение вечного инеобходимого равенства субъекта и объекта, как воплощение самосознания разума. По Эшенмайеру, логическаяформула А = А выводится из первоначального тождестваЯ с самим собой {Eschenmayer К.
A. Psychologie. Tub., 1817,S. 296). Гегель, который положил начало критике формальной логики, считал формулу А=А пустой и лишь закономабстрактного рассудка. По его словам, «никакое сознаниене мыслит... не говорит согласно этому закону... Выражения, следующие этому нормативному закону истины (планета есть планета, магнетизм есть магнетизм, дух есть дух),справедливо считаются глупыми» {Гегель Г. В. Ф. Соч., т. 1.М.-Л., 1929, с. 197).ства, или тождества, усматривает в нем отношение междузнаками предметов, а не отношение между предметами(Фреге Г. Смысл и значение.
- В кн.: Избр. работы, Μ., ί 997,с. 25). Согласно Фреге, смысл и значение относятся к разнымсферам (мысль — смысл предложения, а значение — обозначаемый предмет) и необходимо проводить различие между«выражением» и «обозначением». В центре внимания логиков вновь оказалась проблема тождества, сходства и равенства. Для Э.
Гуссерля там, где имеется равенство, имеется итождество в истинном смысле слова. Классы и определяютсякак совокупность равных себе сущностей, которые являютсяэлементами одного и того же класса. Однако отношение «одних и тех же сущностей» предполагает отношение равенстваболее высокого типа и так далее до бесконечности. Тем самым платоновское обоснование принципа тождества увеличивает сущности до бесконечности. В это же время Э.
Бугруанализирует связь принципа тождества и законов природы,Э. Мейерсон раскрывает значение способности разума кидентификации в формировании категорий причинности,закона и др. В номинализме С. Лесьневского было раскрытосмешение коллективного и дистрибутивного истолкованияслова «класс» в теории парадоксов Б. Рассела и проведеноразличение мереологии и онтологии. В ходе обсужденияв 20 в. предметной области логики равенство стало пониматься как основание абстракции.Лит.: Философия в современном мире. Философия и логика, М.,1974; Бирюков Б. В.
Феноменология в контексте философии математики: Гуссерль - Фреге - Беккер - Вейль. - «Филос. науки»,1989, № 2; Аналитическая философия: избр. тексты. М, 1993;Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998; Смирнов В. Л. Логика и философия науки. М, 1999;Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка.
М., 1999.Эта же линия критики принципа тождества как пустого илишенного смысла представлена у Ф. Э. Бенеке, И. Ремке, Ф. Маутнера. Для марксистской философии принциптождества (А=А) есть основной принцип метафизического мировоззрения, согласно которому каждая вещь равнасамой себе и считается постоянной (см., напр.: Энгельс Ф.Диалектика природы. М., 1955, с. 170). Это и было основанием критики формальной логики и попыток построенияновой диалектической логики, исследующей принципыанализа изменчивости явлений, различных процессов природы, общества и мышления. Эта же линия критики принципатождества обращается А.