Диссертация (Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации". PDF-файл из архива "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Марк Твен, описывая свое путешествие поТурции, сравнил требующих бакшиш с языческим хором, который обрушиваетсябурей на свою жертву [158, с. 441].Другой особенностью исламской культуры стала выплата калыма женихомза невесту. Посланник Аллаха Мухаммед считал, что самым лучшим являетсянеобременительный калым: были случаи, когда Пророк давал свое одобрение набрак, если в качестве калыма дарилось железное кольцо, сандалии, мука, финики[4].Бакшиш и калым заложили основы традиции подкупа и коррупции висламской культуре [43]. Однако в самом Коране (2:188) коррупция осуждается[95, с.
47]. Великий персидский поэт и философ Омар Хайям, писавший своирубаи на фарси, также осуждал коррупцию с морально-этической точки зрения,считая, что лучше впасть в нищету и голодать, чем быть блюдолизом благодарясвоей власти [174, с. 111].В русском языке устаревшими синонимами слова «коррупция» является«мздоимство»и«лихоимство».«Мздоимством»называлосьполучениедолжностным лицом взятки за совершение в пользу дающего действия,входящего в круг обязанностей чиновника, причем это воспринималось какнорма, «лихоимством» считалось получение взятки за совершение преступныхдействий или служебного проступка в сфере служебной деятельности [28].28В России история мздоимства берет свое начало еще в XIII веке.
Во временататаро-монгольского ига ярлык на великое княжение покупался, а хана обычнозадаривали. Возникали ситуации, в которых на княжеский титул претендовалосразу два человека. В таком случае побеждал тот, кто приносил в Орду большедани [149]. Появились и система подношений: почесть – взятка, предложеннаязаранее для успешного продвижения дела; поминки – взятка для ускоренияработы; посул – взятка за решение в пользу дающего с нарушением закона состороны берущего.ВДревнейРусиподношениябылиглавнымисточникомдоходадолжностных лиц, потому что жалование им не выплачивалось, а в казне расходына это не предусматривались [130, с.
7]. Первой попыткой законодательноограничить коррупционное поведение в системе государственного управленияможно считать принятие Белозерской уставной грамоты 1488 г., первая частькоторой (ст. 1-6) устанавливает организацию помещичьего аппарата, кормы ипоборы в его пользу. Однако целенаправленно бороться с должностнымизлоупотреблениями, хищениями и подкупами судей в России стал только Петр I,учредивший должность фискала, ответственного за проведение тайных ревизий[104, с. 269].
В итоге в русском языке появились пословицы следующегохарактера: «Не подмажешь – не поедешь», «Царь любил карать, чиновники –взятки брать, а господа – шкуру драть», «Земля любит навоз, лошадь – овес, авоевода – принос», «Всяк подьячий любит калач горячий».Коррупция негативным образом сказывается на имидже тех, кто в нейуличен. Так, раз и навсегда символом коррупции, алчности и продажности вхристианской религиистал Иуда Искариот, продавшийИисусаза 30серебряников.
Иуда был корыстолюбив, коварен, имел склонность к притворствуи лжи [6]. Имя Иуды стало нарицательным, а сам он стал архетипом в«коллективном бессознательном», вызывающим исключительно неприятныеассоциации [188].ВэпохуСредневековьякатолическаяцерковьтакжеотличиласькоррупционной направленностью своих действий – продажей индульгенций29(документа, отпускающего грехи покупателю), серьезно подорвавшей авторитеткатолической церкви и Папы Римского, что стало одной из причин Реформации,родоначальником которой стал Мартин Лютер, прикрепивший к церковнымдверям свои «Девяносто пять тезисов».М.
Лютер заявлял, что любой истинно покаявшийся христианин имеетправо на полное отпущение грехов даже без покупки письма-индульгенции(Тезис 36); любой истинный христианин имеет участие во всех Христовыхблагословениях и церкви даже без индульгенции (Тезис 37); христианин, которыйне помогает нуждающимся, но покупает индульгенцию, навлекает на себя гневБожий (Тезис 45) [23, с.
102]. При этом церковь делала деньги из воздуха,злоупотребляя своим положением в качестве монополиста в предоставленииуслуг от имени Бога и получая прибыль из того, что не может иметь цены, а равноне может быть куплено или продано.Несмотрянакоррупционностьцерквикакодногоизважнейшихсоциальных институтов создатель «Божественной комедии» Данте Алигьери,живший в Средние века, поместил взяточников, готовых вместо «non» за деньгисказать «ita», в восьмой круг ада [55, с.
119]. В девятом (самом последнем) кругуада находится сам Сатана, терзающий Иуду, Кассия и Брута. Близостью к дьяволуДанте подчеркивал тяжесть грехов коррупционеров перед обществом и передБогом.Отношение к коррупции в Эпоху Возрождения, сменившей периодСредневековья,можноохарактеризоватьсловамивеликогоитальянскогохудожника Леонардо да Винчи: «Кто хочет разбогатеть в течение дня, будетповешен в течение года» [66, с. 188].Государство, где проблема коррупции имеет всеобъемлющий характер, неможет функционировать эффективно, так как доминирование материальныхценностей в мотивации сотрудников государственных организаций делаетполитическую систему нестабильной, а положение высших должностных лицзыбким. Если они не участвуют в общепринятой коррупционной схеме«теневого»перераспределениябюджетныхсредств,тоонистановятся30ненужными.
Подобную ситуацию описывал в VII главе своего известноготрактата«Государь»НикколаМакиавеллистойлишьразницей,чтокоррупционная система управления насаживалась не снизу вверх, а сверху вниз.Узурпатор мог подкупить войско и с его помощью добиться власти, но он всегдазависим от переменчивых настроений подчиненных командиров, которых сновамогут подкупить уже другие люди и, таким образом, сменить власть в государстве[119, с. 65]. Макиавелли считал, что честность и добродетель вредны, если народ,армия, дворянство или руководящая партия коррумпированы.
В таком случаенадо быть к ним снисходительным и играть по их правилам.О том, что коррупция, являясь побудительным мотивом в деятельностидолжностных лиц, носит антигосударственный и аморальный характер, стализадумываться в эпоху Просвещения, когда возникла идея децентрализациисистемы государственного управления и разделения властей [83].
Т. Гоббс в«Левиафане» пишет, что богатые люди смело совершают преступления, надеясьизбежать наказания путем подкупа коррумпированной государственной системыюстиции [47, с. 229]. Именно из коррупции вытекает презрение ко всем законам, ак коррупционерам Гоббс причислял людей, имеющих высокое положение вобществе или могущественных покровителей, что позволяет им оказыватьдавление на исполнительную власть.Выдающийся английский ученый Френсис Бэкон считал, что люди,думающие, что они все могут купить за свои богатства, продают себя [29, с.
375].По иронии судьбы, добившись высокого положения в обществе и став верховнымканцлером и пэром Англии, Бэкон стал фигурантом судебного разбирательства окоррупции должностных лиц и был приговорен к заключению в Тауэре,лишившись права занимать государственные должности [26, с. 264].ИммануилКантсчитал,чтолюбоедействие,осуществленноеисключительно ради получения вознаграждения, нарушает нормы моральногоповедения [75, с. 73 - 74].
Либеральные настроения Нового времени пересмотрелиотношение к личным, вассальным отношениям, царствовавшим в феодальном31обществеповертикаливласти,поставивзлоупотреблениеслужебнымиполномочиями вне закона.Попытку осмысления психологических особенностей коррупции средиотечественныхпредставителейфилософскоймысли осуществилтеоретиканархизма М.А. Бакунин (1814 – 1876), анализируя в своей статье «Коррупция. –О Макиавелли.
– Развитие государственности». Под словом «коррупция» М.А.Бакунин понимал полное безразличие индивида к общественной пользе исолидарности исключительно во имя личной выгоды [18]. Любой класс илиобщность людей могут быть аморальными по своей сути, но еще некоррупционными. Последними они становятся только под давлением частныхинтересов их членов, что делает крайний индивидуализм отличительной чертойкоррупционеров. Несмотря на индивидуализм и эгоизм коррупционеров,коррупционными могут быть и сообщества людей, если они объединяются толькостремлением к выгоде.М.А.
Бакунин ставил обычных бандитов и грабителей выше в моральномплане, чем коррупционеров, пользующихся по должностному положениюуважением и защитой общества. Первых М.А. Бакунин оправдывал борьбой засуществование и асоциальным отчуждением от общества.Такимобразом,коррупцияглубокоукорениласьвпсихологииколлективного бессознательного, получив свое выражение в архетипах Иуды изолотого тельца, имеющих культурный и религиозный подтекст. Важнейшейпричиной коррупции со времен древности считается необоснованно разросшийсябюрократический аппарат, в котором легче организовать коррупционные схемы иизбежать ответственности из-за круговой поруки и размытых границ служебныхобязанностей.Этохарактеризуетнерациональностьменеджментагосударственной организации, что приводит к неэффективному расходованиюбюджетных средств и затруднению осуществления контроля над деятельностьючиновников.Однимизстимуловксовершениюкоррупционногопреступленияпризнавалось низкое социальное происхождение избираемых должностных лиц,32которые начинают пользоваться служебным положением для извлечения личнойвыгоды.
Главным способом борьбы с коррупцией считался страх наказания,поэтому нередко взяточничество каралось смертной казнью. Страх наказаниявыражается в потребности сотрудника в безопасности и социальном одобрении.Характерными личностными качествами коррупционера исследователипсихологических особенностей коррупции называют честолюбие, дерзость,жадность, готовность к нарушению моральных устоев и даже подлость.Коррупционное поведение также детерминируется индивидуализмом и эгоизмомсотрудников государственных организаций. Антикоррупционное поведениедетерминировано такими качествами, как скромность, стыдливость, искренность,умеренность и совестливость.1.2.Характеристика основных методологических подходов к исследованиюантикоррупционного поведения сотрудников государственнойорганизацииС выделением психологии из философии во второй половине XIX векапоявиласьвозможностьрассмотрениякоррупциииантикоррупционногоповедения с точки зрения различных методологических подходов.