Диссертация (Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации". PDF-файл из архива "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Поэтому перед атакой противниканеобходимо узнать имена военачальника, его советников, воинов стражи, охраныи по возможности подкупить их [156]. В этом случае победа над противникомоправдывает затраченные средства, а коррупция со стороны должностных лицявляется предательством родины и государственных интересов.Постепенно негативное влияние коррупции на управление государствомстало признаваться и другими культурами Древнего Востока, в частностииндийской. Так, в IV - III вв. до н.э. мудрый брахман Каутилья, живший приоснователе династии Маурья Чандрагупте I, пишет свой труд «Артхашастра» (впер.ссанскрита«Наукаполитики»),посвященныйэкономическому,политическому и государственному устройству Древней Индии.Каутилья одним из первых представителей философской мысли считал, чтоприсвоение имущества царя или расхищение сокровищницы (казны) должныкараться жестоко, вплоть до смертной казни [14, с.
64]. Штраф в 12-кратномразмере полагался тому, кто не вносит в казну налог с полученного дохода.Каутилья выделил 40 видов хищений. При этом доносчик, указавший царю напроизвол чиновника, мог получить щедрое вознаграждение. Каутилья считал, чточиновников нужно всячески проверять и опасаться их сговора, потому что именнотак хищения совершать становится легче.
Каутилья предвидел создание сложныхкоррупционных схем, благодаря которым все участники коррупционныхпреступлений путают свои следы и выступают в качестве преступнойорганизации, выгораживающей друг друга.Первые упоминания о коррупции можно встретить в «Истории»,фундаментальной хронике событий, написанной Геродотом, за которую онвпоследствии удостоился от Цицерона звания «отец истории». Так, Меандрий,тиран острова Самос в Эгейском море, вероломно оставил своих воинов,сражающихся на поле брани с персами, и отправился в Спарту. Там он пыталсяподкупить Клеомена, сына царя Спарты Анаксандрида, чтобы втянуть его страну24в войну на своей стороне.
Во время совместной беседы Меандрий приказал своимслугам выставить напоказ и демонстративно чистить золотые и серебряные кубки,которые в итоге стали предметом восхищения наследника царя Спарты.Меандрий несколько раз предложил Клеомену взять столько кубков, сколько онзахочет, но тот отказался принять предложенные подарки. Опасаясь, чтоМеандрий подкупит других граждан и все-таки получит военную помощь, царьСпарты попросил эфороввыслать из Пелопоннеса самосского чужестранца,чтобы тот не соблазнил его самого или других спартанцев на дурное дело [41, с.183 - 184]. Эфор – это высшая избираемая должность в Спарте сроком на 1 год.КоллегияизпятиэфоровполностьюуправлялаСпартой,когдацариотсутствовали во время ведения войн [39, с.
24]. Имея огромный вес в решениижизненно важных вопросов спартанского общества, эфоры могли пользоватьсясвоим положением для извлечения материальной выгоды. По своему характерудолжность эфора соответствовала должности министра в наше время, ноколлегиальный характер принятия решений стал поводом коррупционныхсговоров среди данных должностных лиц [87].Порой в истории наказания за коррупцию носили не просто жестокий, новместе с тем назидательный характер.
Так, царь Персии Камбис узнал, чтоцарский судья Сисамн брал взятки, решая судебные дела. Камбис казнил судью,повелев содрать с него кожу и нарезать из нее ремней, чтоб обтянуть ими трон, накотором Сисамн принимал судебные решения. Камбис назначил новым судьейОтана, сына Сисамна, посоветовав ему не забывать об особенностях того трона,на котором Отану придется сидеть и выполнять свои должностные функции [41,c.
473].Насамыхраннихэтапахразвитияантичныхобществкоррупцияпрактически отсутствовала из-за того, что в те времена государственныхслужащих как профессии пока еще не было. Вскоре ситуация начала меняться ссовершенствованием и разрастанием аппарата управления. Так, Платон в своемтруде «Государство», беседуя со своими друзьями-философами, изложилутопичные идеи об организации идеального государства, отводя главную роль в25системе управления философам. Платон считал, что род человеческий никогда несможет жить в счастье, если правители, цари и владыки будут думать только особственной власти и выгоде, которую она приносит, не соединяя воединометоды управления и философию, думая об общественном благе [135, с. 253 253].
Платон считал, что демократия, олигархия и тирания являются темиполитическими режимами, которые более всего способствуют злоупотреблениям,и рассчитаны не на достижение общественного благополучия, а на обогащениеправителей.Аристотель в своей «Политике» использует понятие «государственныймуж», которое объединяло в себе профессии, связанные с политикой иуправлением государством. Однако в те времена возможность дачи взяткигосударственному служащему была обычной практикой, что явилось причинойгибели целых стран. Аристотель отмечал, что причиной коррупции былопополнение государственной власти из общей среды гражданского населения, чтообуславливало попадание во власть бедных людей, с легкостью подкупаемыхввиду их необеспеченности.
Подкупы случались так часто, что некоторые изэфоров умудрились погубить Спарту [13, с. 431]. Аристотель отмечал, чтокоррупция имеет негативный, аморальный и предательский характер поотношению к интересам государства, но является одним из факторов,определяющих деятельность государственного мужа. Аристотель считал, что прилюбом государственном строе надо посредством законов сделать невозможнойнаживу должностных лиц, которую можно отнести к разряду коррупции.Другой древнегреческий философ Плутарх в своем трактате «Наставления огосударственных делах» в очень резкой форме осуждал коррупцию, которую онопределил как способность извлекать корысть из общественных дел.
Указывая нанарушение моральных устоев общества коррупционерами, Плутарх подчеркивалих психологическую готовность совершить практически любое преступление:святотатство по отношению к объектам религиозного культа, обкрадываниемогил, хищение у друзей, предательство, лжесвидетельство. Он считал такогочеловека вероломным, готовым нарушить присягу в суде,а при исполнении26должностных полномочий заниматься лихоимством [138, с. 617]. Другимиособенностями коррупционера он считал честолюбие и дерзость, которыеявляются мотивационной основой противозаконных коррупционных действий.Коррупция как социально-психологическое явление достигло своего апогеяв эпоху упадка античности, когда о государственных чиновниках стали говоритьтак: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из беднойпровинции» [97].
Примерно в то же время в латинском языке появиласьпословица «Manus manum lavat» («Рука руку моет»), подразумевающая круговуюпоруку, мошенничество, предоставление услуги за услугу. В законах XII таблиц,древнейшем памятнике римского права (451-450 гг. до н.э.), нашла своеотражение проблема должностных злоупотреблений, связанных с нарушениемхода судебного процесса и управления государством.
Согласно 3 статье IXтаблицы судья или посредник, уличенный за принятие денежной мзды присудоговорении (разбирательстве дела), карался смертной казнью [160, с. 71].Под словом «corruptio» в Древнем Риме понимали подкуп судей (преторов),а также упадок, порчу, разложение, развращение общественных нравов, что сталопредтечей термина «коррупция» практически во всех европейских языках [159].При этом коррупционные преступления подразумевают участие как минимумдвух сторон (приставка «cor» имеет значение «сопричастность») [78].Римский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон выступалпротив взяточничества в своем философском произведении «О законах», где онрекомендовал чиновникам не принимать подарков при исполнении служебныхобязанностей и после их выполнения [180, с. 139].
Цицерон отмечал, чтовзяточники, будучи повязанными круговой порукой друг с другом, должныделиться наворованным, чтобы им ничего не угрожало. Нет ничего святого, чтонельзя было бы осквернить деньгами [181, с. 121].Во времена Цицерона в Риме широкое распространение получил ambitus, тоесть действия кандидата, связанные с подкупом избирателей во времяпредвыборной гонки за тот или иной государственных пост, который широкоиспользуется в наше время в ряде стран [132; 195; 215]. Цицерон выступал против27подкупа избирателей, так как такой способ ведения политической борьбыустранял доступ к власти честным людям [180, с.
146].Оказывать почет идоверие можно лишь честным людям, а этому способствует борьба мненийнаилучших мужей, которые никогда не совершат коррупционных преступлений.Их профессионально важные качества Цицерон охарактеризовал так: скромные,умеренные, воздержанные, искренние, совестливые и стыдливые [Там же, с. 104].Особо широкую практику коррупция получила в культуре арабскогоВостока, где появляется такое понятие, как бакшиш. Бакшишем называют чаевые,милостыню или взятку в малых размерах. Его уплата являлась не тольконациональной традицией, но и образцом поведения в обществе при решениидаже самых незначительных дел.