Диссертация (Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации". PDF-файл из архива "Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РосНОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РосНОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Критериемвнешней оценки развития антикоррупционного поведения у сотрудниковгосударственной организации является снижение количества случаев полученияили вымогания взяток, прозрачность деятельности и статистических данных окоррупционныхпроявлениях,снижениечисла коррупционныхрисковвпрофессиональной деятельности.3. Несмотря на наличие антикоррупционной законодательной базы,невозможно побороть проявления коррупции без комплекса мер, одной из18которых является реализация психологической программы совершенствованияантикоррупционного поведения. Разработанная программа совершенствованияантикоррупционного поведения сотрудников государственной организациидоказала свою эффективность в совершенствовании и коррекции основныхпсихологических детерминант антикоррупционного поведения в сторону роста ихпоказателей. Программа включает в себя упражнения, игры и групповыедискуссии, подобранные с учетом особенностей деятельности сотрудниковгосударственных организаций, норм и стандартов их служебного поведения, иможет быть использована при подготовке и отборе кадров, аттестации, курсахповышенияквалификации,обученииввузеиобщейпрофилактикикоррупционных преступлений.Апробация и внедрение результатов исследования.Результаты исследования и основные положения работы находят своеотражение в научных публикациях.
Они также были представлены в видедокладовиихактивногообсуждениянапсихологическойсекцииIIIМеждународной научно-практической конференции «Россия и мир: развитиецивилизаций» (НАНО ВПО «Институт Мировых Цивилизаций», 28 марта 2013года, г. Москва); на IX Московской научно-практической конференции«Студенческая наука» (ноябрь 2014 года, г. Москва); на психологической секцииV Международной научно-практической конференции «Россия и мир: развитиецивилизаций» (НАНО ВПО «Институт Мировых Цивилизаций», 26 марта 2015года, г. Москва); на II международной научно-практической конференции«Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования» (2015 год, г.Самара); на X Московской научно-практической конференции «Студенческаянаука» (ноябрь 2015 года, г. Москва); на конференции «Перспективы развитияроссийско-турецких отношений» (февраль 2016 года, г. Москва).
Материалыисследования используются в целях совершенствования антикоррупционногоповедения сотрудников ряда организаций, что подтверждено актами о внедрениирезультатов исследования. Основные результаты диссертационного исследованияпредставлены в 13 публикациях и одной монографии общим объемом 24,09 п.л.19Структура диссертации соответствует логике исследования и включает всебя введение, три главы, содержащие семь параграфов, выводы, заключение,библиографию и 10 приложений.
Работа содержит 21 таблицу и 17 рисунков.Библиография включает в себя 230 источников, среди которых 42 на иностранныхязыках (36 на английском и 6 на испанском).20Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТАНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ1.1.История исследования психологического феномена коррупции ипротиводействия коррупционному поведениюКоррупция издревле является одним из самых разрушительных инегативныхявленийвсистемегосударственногоуправления,становясьпредметом широкого общественного резонанса [88].
Коррупция (от латинскогоcorrumpere – портить) – использование должностным лицом своих властныхполномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащееустановленным законам и правилам. Наиболее часто говорят о коррупции,применительно к аппарату государственной службы и политической элите [8, с.39]. Иными словами, под коррупцией обычно понимается продажностьгосударственных служащих, должностных лиц, политических и общественныхдеятелей в целях собственного обогащения [9, с.
201].Традиция дарить подарки или приносить подношения жрецам, вождям ивоеначальникам возникла еще в первобытном и раннеклассовом обществах исчиталась нормой поведения. Задабривались не только люди, обладающиевластью, но и божества или духи, которым было принято совершатьжертвоприношения ради их сакральной помощи в достижении поставленныхцелей.НедаромдревнегреческийфилософЕврепидутверждал,чтоотподношений и боги становятся сговорчивыми [34, с.
22].Самым первым противником коррупции стал шумерский правительреформатор города Лагаша Урукагина еще в XXIV в. до н.э. Он ликвидировалбольшинство сборщиков податей и незаконные поборы, чем существеннооблегчил жизнь бедняков и попытался восстановить социальную справедливость[182]. Урукагина был настолько популярен, что пришел к власти в результатенасильственного переворота, поддержанного кастой жрецов и простым народом,21которые были одинаково недовольныуправления.Широкиенародныепроцветающей коррупцией в системемассывыступалипротиввозросшегоимущественного расслоения, жрецы были против отчуждения имущества храмовв пользу государственного аппарата. Богачи и чиновники могли безнаказаннограбить и притеснять бедняков [2, с.
54]. Урукагина вернул храмы жречеству,упразднил должность надсмотрщиков и надзирателей (то есть сократилчисленность бюрократического аппарата), сократил плату, взимаемую жрецами спростолюдин,изаставилрасплачиватьсяшекелямивоеначальников,присваивавших практически задаром имущество своих солдат. Несмотря напроцветание города Лагаша после социальных реформ Урукагины в течение 6 летего правления, он был свергнут погрязшей в коррупции рабовладельческойаристократией соседних городов.Позже в знаменитом Кодексе первого вавилонского царя Хаммурапи (1792– 1750 гг. до н.э.), состоявшего из 282 статей, проблема борьбы с коррупциейтакже заняла важное место в сфере правого регулирования деятельностичиновников.
Хаммурапи запретил судьям менять свое решение после того, какони его вынесли и изготовили документ с печатью. Царь опасался, что подобноеизменение решения связано с деньгами, которые может получить судья отзаинтересованной в этом изменении стороны. За получение взятки при решениидела судья должен был выплатить казне сумму в двенадцатикратном размере отимевшейся в деле исковой суммы и навсегда лишиться своего судейского кресла.Царь был готов решительно бороться и с хищением государственнойсобственности, о чем говорилось в 6 статье Свода законов: «Если человек укралимущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, ктопринял из его рук краденное, должен быть убит» [155, с.
29]. Хаммурапипродолжил дело Урукагины в борьбе с коррупцией. Его заслугой является то, чтоон косвенно обозначил одну из детерминант антикоррупционного поведения,заключающуюся в ценностной ориентации на суровое наказание за коррупцию.Таким образом, важнейшим стимулом антикоррупционного поведения явилсястрах наказания.22Отличительнойособенностьюевропейскойкультурыявляетсяиспользование в качестве символа коррупции культа золотого тельца как символанравственного разложения и поклонения золоту. Ярким примером являетсякартина «Поклонение золотому тельцу» (1633-1634), которую написал основательстиля «классицизм» французский живописец Никола Пуссен. В религиозномтолковании золотой телец – это идол быка, установленный братом Моисеяпервосвященником Аароном по просьбе еврейского народа для поклонения вкачестве божества, в то время как сам Моисей внимал наказам Яхве на Синайскойгоре.
Вернувшись к своему народу, Моисей низверг культ золотого тельца какформу язычества, которым был разгневан Яхве. В новоевропейской культурезолотой телец стал символом наживы, власти денег, богатства, алчности [116,с.80].Моисей, живший в XIII в. до н.э., записал слова Всевышнего в формеПятикнижия – Торы. Именно в Торе, священной книге иудеев, коррупция сталапризнаваться злом (Шмот 23:8, Дварим 16:19).
Поэтому судьи предостерегалисьот «лицеприятия», то есть предпочтения одного лица другому из-за личнойвыгоды [16]. Они должны были соблюдать нейтральность по отношению кподсудимым, а взятки запрещались, так как «дары ослепляют глаза мудрых иискажают речи правых» [61].О том, насколько может негативно влиять коррупция на функционированиегосударственной власти, писал древнекитайский мыслитель Сунь Цзы (VI в.
дон.э.). Он призывал использовать коррупцию в стане противника и превратил ее вэффективное орудие психологической войны. Сунь Цзы советовал быть щедрымина предложения, деньги, награды, титулы и подарки своим противникам винтересах получения важной информации от подкупленных представителейвраждебной стороны, разлагая боевой дух изнутри вражеского лагеря [101]. Приэтом он исходил из главного постулата искусства войны – побеждать врага, несражаясь с ним, а подкупая его.Сунь Цзы призывал правителей хорошо относиться к пленным вражескимвоинам, тем самым побуждая их переходить на сторону пленившей их армии. Для23быстрой победы он предлагал использовать местных шпионов (жителей),внутренних шпионов (чиновники вражеского государства) и обратных шпионов(перевербованные шпионы противника).