Диссертация (Экспериментальный подход к исследованию концепта «ladyледи»), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Экспериментальный подход к исследованию концепта «ladyледи»". PDF-файл из архива "Экспериментальный подход к исследованию концепта «ladyледи» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
39]. Все, что винокультурном тексте реципиент заметил, но не понимает, что кажется емустранным и требующим интерпретации, служит сигналом присутствия втексте национально-специфических элементов культуры, в которой создантекст, а именно лакун.
Таким примером могут являться культуронимынациональнойкухни,одежды,традиций,наименованиятитулов,несвойственных реалиям иной языковой картины мира и т.д.Т.М. Николаева отмечает, что в речевом поведении существуют тривида стереотипов:1)речевойстереотипиличужаяречьвречиговорящего,представляющий собой отрезок высказывания, включенный в контекст иреализующийся «свободными» компонентами высказывания;2)коммуникативныйклишированныеоборотыстереотипделовогоилиобщенияэтикетныеименееформулы,изученныеиндивидуальные коммуникативные стереотипы, когда в одних и тех жеситуациях употребляются одни и те же обороты-клише;3) ментальный стереотип, стремление мыслить дуальными илиградуальными категориями.
Стоит отметить, что ментальные стереотипысовременногообывателястроятсянадуальнойкатегоризациимира,выражаясь в виде тенденции к укрупнению факта или события, нелюбви кконкретному единичному факту и к точной информации [Николаева, 2000, c.162–178]. Ментальные стереотипы в данном случае представляют собойопределенные установки, привычные реакции, которые облекаются вязыковую и неязыковую форму, таким образом характеризуя языковуюличность.В настоящее время в наивном сознании людей и в средствах массовойкоммуникациистереотипычаще всего воспринимаютсякак явлениянегативные. По мнению Ю.Е Прохорова, во многом это связано с тем, что вмировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихсядискриминации этнических меньшинств, например в США афроамериканцев,41выходцев из Мексики и Пуэрто-Рико.
Отсюда и слияние стереотипов скогнитивным компонентом предубеждений, а процесса стереотипизации – с«безнравственной формой познания» [Прохоров, 1996].Однако, в научном сознании, в частности, в американской традиции, сначала 70-х гг. отношение к стереотипу существенно меняется. Повысилсяинтерес к изучению конкретных форм и видов стереотипов: социальных,этнических, возрастных и т.д.
Современные исследования стереотипов взападной науке направлены на изучение таких аспектов, как этническийкомпонент, символизация восприятия, информативное их содержание и т.д.,что, безусловно, импонирует нам в нашем исследовании, ведь образ леди какс точки зрения обыденного сознания, так и с научной точки зренияпредставляет собой достаточно позитивный стереотип с главенствующимэтническим компонентом.Биологически, географически, исторически и социально обусловленнаясовокупность стереотипов, специфичных для конкретной общности людейсоставляет общественный менталитет (ментальность) [Голикова, 2005, с. 53,69].Представителиисторико-психологическогокультур-антропологическогоинаправлений Л. Леви-Брюль, Л.
Февр, М. Блоки др. ввели понятие менталитета в начале XX в. В первоначальной своемопределении он трактовался как «психологическая оснастка» любого социума,позволяющая ему по-своемувоспринимать социальнуюсреду и самихсебя. Ввиду того, что ментальная «оснастка» закладывается в процессевоспитания,онаобусловленаэтническойкультурой,следовательно,менталитет можно относить к социокультурному феномену.
Он лежит воснове сознательного и бессознательного, эмоционального и логического,являясь глубинным источником мышления,идеологии, чувств, веры,эмоций [Рожанский, 1989, с. 459].Иерархия ценностей определенной общности создается потребностями,знаниями, верованиями и архетипами, составляющими менталитет, и42стереотипность является главной характеристикой этих составляющихменталитета. Это означает, что менталитет выступает неким универсальнымстереотипом или системой стереотипов для каждой отдельно взятойобщности.
[Голикова, 2005, с. 97].Помимооперируюттермина«менталитет»психологическиеисследованиятакже понятиями «национальный характер» и «психическийсклад». Наиболее статичной характеристикой психических особенностейэтноса В.Ю. Хотинецназываетименно психическийсклад,включающий в себя и национальныйхарактер, и национальныйтемперамент, и некоторые специфическиеособенности направленностиличности, такие как моральные убеждения, взгляды, ценностные ориентации,идеалы [Хотинец, 1996, с. 39].Объектисследованияментальностипредставляетопределеннуюсложность, поэтому предпринимаются попытки ее типологизации. А.Н.Антышев выделяет три типа ментальности:•Интеркультурная,интернациональная,интерлингвальнаяментальность. В ее основе лежит адекватное восприятие, понимание ипрактическое применение реалий окружающего мира;• Поликультурная, полинациональная, полилингвальная ментальность.Развивается в результате дву- и многоязычия этносоциумов и отдельныхиндивидов, овладевающих как родным, так и одним или несколькиминероднымиязыкамисихкультурами;• Монокультурная, мононациональная, монолингвальная ментальность.Функционирует только в условиях этнического “отшельничества”, котороеобусловлено изоляцией и обособлением этноса от развития мировойцивилизации [Антышев, 1996, с.
372].В лингвистических исследованиях нередко встречается отождествлениеязыкаименталитета, иобоснованиеприоритетаименноязыковойментальности. Указывая на факт того, что человек живет в ментальномпространстве своего языка, именно через свой язык (на уровне символа) он43воспринимает мир, В.В.
Колесов трактует ментальность как мировосприятиечерез категории и формы родного языка [Колесов,1996, с. 102]. Лингвисттакже отмечает, что ментальность соединяет интеллектуальные, волевые идуховные качества национального характера в типичных его проявлениях,при этом язык, по его мнению, воплощает как национальный характер,национальную идею, так и национальные идеалы [Колесов, 1995, с. 14–15].По утверждению В.В Колесова, основной единицей ментальности служитконцепт данной культуры, который предстает в формах образа, символа ипонятия.Задачаментальногоописаниясостоитввыявлениииформулировании семантической доминанты как основного признака всодержаниивыраженногословеснымзнакомконцепта.Посредствомконцепта выражаются со-значения «национального колорита», инымисловами – все принципиально возможные значения в символико- смысловойфункции языка как средства общения и мышления [Там же.
С. 15–16].Как можно заметить, в настоящее время наблюдается некотораянеупорядоченность в понятиях и терминах «национальное сознание»,«национальный характер», «менталитет», «ментальность». Однако, помнению В.А. Пищальниковой, целесообразно уделить внимание изучениюименно соотношению и способам взаимодействия ментальностей отдельныхсоциальных и иных групп в пределах социума, что ведет к необходимостиобращениякэкспериментальнымсодержаниенациональноисследованиям,специфическогокоторыекомпонентавыявляютконцептуальныхсистем [Пищальникова, 1996, с. 8].
Более подробно этот аспект будетрассмотрен в следующем разделе.Итак,проанализировавпонятие«стереотип»,можносделатьследующие выводы:1. Человек обладает индивидуальным опытом, особой формойвосприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается такназываемая«картина(инвариантную)частьмира»,ивключающаясубъективную44воценкусебяобъективнуюдействительностииндивидуумом. Стереотип является частью этой картины;2. Стереотип – не только ментальный образ, но и его вербальнаяоболочка, т.е. стереотипы могут существовать и на языковом уровне;3.
Мы не склонны вслед за В.В. Красных разграничивать понятия«концепт» и «стереотип», применительно к лингвокультурному концепту«lady/леди» мы их отождествляем.4. Определенную проблему в изучении стереотипов представляютквазистереотипы и лакуны, характеризующие языковую личность с точкизрения иного понимания;5.Многиелингвисты,занимающиесяпроблемойстереотипов,отмечают два момента: 1) основной чертой стереотипов является ихобусловленность культурой (представления человека о мире формируютсяпод влиянием культуры, в которой он живет); 2) стереотипы не всегда являютсобой негативный опыт взаимодействия культуры и человека, все чаще внаучной сфере данное понятие обретает положительный контекст.6.
Немаловажным моментом функционирования стереотипов в той илииной общности является их взаимосвязь с менталитетом, определяемым каксистема стереотипов речевого коллектива, обусловленная биологически,географически, исторически и социально.1.5. Антропометрические методы лингвистического исследования каксредства объективации концепта в языковом сознанииЭкспериментальный подход, как один из инструментов интерпретацииотражения отношения носителей языка к концепту, является особенноактуальным в лингвистике в свете сложившейся в ней антропоцентрическойпарадигмы, и в настоящем диссертационном исследовании мы бы хотелиболее подробно рассмотреть именно его.Тезис о единстве теоретического и эмпирического уровней познанияявляется философской основой применения экспериментальных методов вязыкознании, но несмотря на это, доля подобных методов исследования в45сравнениисдругимиподходамиостаетсяпо-прежнемувесьманезначительной [Фрумкина, 1999, c.
21]. Мы считаем необоснованнымотсутствие широкого распространения данного метода исследования и вследза З.Д. Поповой и И.А. Стерниным полагаем, что фактическая реальность,значимость того или иного концепта для представителей различныхлингвокультур может быть успешно зафиксирована и подтверждена именноэкспериментальным путем [Попова, Стернин, 2001, c. 44].Отчасти, относительная нераспространенность экспериментальногоподхода в лингвистике может быть связана с тем, что о его необходимостивпервые заговорили лишь в 30-х гг.