диссертация (Концепт «время» в японской лингвокультуре)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Концепт «время» в японской лингвокультуре". PDF-файл из архива "Концепт «время» в японской лингвокультуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиПариева Наталья ЕвгеньевнаКОНЦЕПТ «ВРЕМЯ» В ЯПОНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕСпециальность 24.00.01 – теория и история культуры(культурология)Диссертация на соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:доктор культурологии, доцентГуревич Т. М.Москва – 20172ОглавлениеВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
3Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА«ВРЕМЯ» В ЯПОНСКОЙ КАРТИНЕ МИРА ............................................... 12§ 1.1. Концепт «время» в системе научного знания ....................................... 12§ 1.2. Представления о времени в структуре классификации концептов ... 17§ 1.3. Японская картина мира ........................................................................... 27§ 1.4.
Концепт «время» в японской архаической картине мира ................... 35Глава 2. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ В ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ ................................. 40§ 2.1. Синто-буддийский синкретизм в восприятии времени японцами .... 40§ 2.2. Цикличность в восприятии времени и образ времени в японскойлингвокультуре ...................................................................................................
50§ 2.3. Метафорический образ и свойства временив японскойлингвокультуре ................................................................................................... 70§ 2.4. Сакрализация времени в японской культуре ........................................ 77§ 2.5.
«Настоящее время» в японском сознании ............................................. 85§ 2.6. Образ «будущего» в японской культуре ............................................... 89§ 2.7. Лексические средства раскрытия концепта «время» в японскомязыке ....................................................................................................................
93§ 2.8. Сходства и различия отношения ко времени в японском и русскомязыках ................................................................................................................ 105Глава 3. ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «ВРЕМЯ» В ЯПОНСКОЙЛИТЕРАТУРЕ ................................................................................................... 116§ 3.1. Концепт «время» в текстах VII–VIII вв. .............................................. 117§ 3.2. Концепт «время» в текстах X–XI вв.
................................................... 119§ 3.3. Концепт «время» в произведениях XVII–XVIII вв. ........................... 127§ 3.4. Концепт «время» в произведениях XX в. ............................................ 131ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 146БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................................................ 1503ВВЕДЕНИЕАктуальность данного диссертационного исследования определяется:антропоцентрической направленностью работы;необходимостью более пристального изучения японской картинымира, в том числе, – через постижение ее временных параметров, а такжеважностью комплексного осмысления категории времени с позиций когнитивной парадигмы как одного из ключевых концептов для японского менталитета;включением концепта «время» в широкий контекст когнитивных,лингвокультурологических психолингвистических исследований;взаимодействием рассматриваемых теоретических вопросов с ак-туальными проблемами современной науки, а именно недостаточным комплексным исследованием концепта «время»;применением различных методов и отбором новых подходов канализу объекта.Изучение особенностей поведенческой модели, ментальных образов,лингвистической традиции Японии, связанных с категорией «время», является одним из исследований, направленных на решение проблем межкультурного взаимопонимания.
Такое исследование избавит нас от возможностимежкультурных конфликтов и будет способствовать более плодотворным научным и культурным контактам с Японией.Концепт «время» очень важен для понимания японской культуры, онявляется основополагающим в картине мира этого народа, так как отражаетразличные аспекты жизни человека и общества.Так как японцы иначе рассматривают многие темпоральные взаимоотношения и обычаи, то для того, чтобы лучше понять менталитет японцев,4надо знать японское представление о времени, то, как они воспринимаютвремя, какое значение придают времени и т.
д.Говоря о культурных особенностях того или иного сообщества следует помнить, что любые обобщения исследователей основываются на специфической лингвокультурной интерпретации. Специфика такой интерпретации обусловлена принадлежностью к другой лингвокультурной картине мира.Такие обобщения детерминированы, с одной стороны, объективными социально-историческими, географическими, климатическими и иными различиями, с другой – «субъективной» формой их отражения в специфическойкартине мира, свойственной данному, исходному языку.
Исследование концепта «время» даёт для этого богатый лингвокультурологический и философско-культурологический материал, позволяющий уточнить рисунок коммуникативного поведения на основе научно обоснованных моделей. Лингвокультурологические исследования позволяют выявить содержание концепта«время» как ментальной единицы, содержащей и накапливающей знания итрадиции японского народа с помощью языкового выражения. Такое исследование концепта «время» отвечает актуальным задачам современной наукио языке, так как не ограничивается только исследованием имманентнойструктуры языка, а стремится изучать язык через мировосприятие японцев.Степень разработанности проблемыРассматривая представления о картине мира, сложившиеся с глубокойдревности до новейшего времени, мы не могли не обратиться к положениям,разработанным как античными и христианскими мыслителями, так и представителями буддизма, даосизма, синтоизма: Нагарджуна, Лао-Цзы,Эйхэ Догэн, Мотоори Норинага.Древние традиции японского народа, значение концепта «время» вяпонской культуре были рассмотрены в трудах В.
М. Алпатова,М. Ф. Альбедиль, В. В. Андросова, Е. С. Бакшеева, В. Н. Горегляда,Т. П. Григорьевой, Т. М. Гуревич, А. Н. Игнатовича, Н. И. Конрада,А. Н. Мещерякова, Ю. Д. Михайловой, Е. А. Торчинова, Д. Г. Главевой,5Л. М. Ермаковой, О. С. Костинской, В. П. Мазурика, А. Р. Садоковой.Изучение концепта «время» осуществляется в рамках лингвокультурологического направления, представленного в работах А. Вежбицкой,В. А.
Масловой, Н. А. Потаенко, В. А. Плунгяна.Интерес к японским традициям и к специфике восприятия временисуществовал уже давно. В исследованиях А. А. Николаева, В. И. Абаева,Р. Ш. Джарылгасиновой, М. В. Крюкова, В. В. Гончарова проанализированширокий спектр японских традиций, непосредственно связанных с восприятием времени как явления общепринятой национальной хронологии. В работах Т. П. Григорьевой, В.
Н. Горегляда анализируются хронологическиеособенности изложения событий в произведениях древней и средневековойЯпонии.Исследование проводилось также с опорой на труды на тему философских и религиозных традиций японских ученых: С. Като. Т. Вацудзи,С. Куки К. Нисида, Х. Накамура, И.
Такэй.Из произведений классической японской литературы были выбраныте, которые представляли наибольший интерес с точки зрения задач исследования, а также являлись материалом для выявления общих закономерностей:древние исторические хроники «Кодзики», «Нихонсёки», японские народныесказки, поэтические сборники Манъёсю, Синкокинсю, проза Сэй Сёнагон,К. Ёсида, Нидзё, С. Ихара, А. Уэда, Р. Акутагавы, Я. Кавабаты, К. Судзуки.В процессе работы над диссертационным исследованием мы обращались к трудам западных ученых, исследовавших специфику японской культуры и мировоззрение японцев: Р.
Бенедикт, Дж. П. Алстон, Р. П. Дор, К.Чен,С. Дж. Гулд, Б. Комри, М. Меланович. Из зарубежных авторов стоит отдельно отметить таких исследователей, как Дж. Лакофф, М. Джонсон, занимавшихся исследованием концептуальных метафор.Хронологические рамки диссертационного исследования обусловленысамим понятийным смыслом концепта «время» в общем контексте картинымира. Исследование предполагает рассмотрение японской традиции воспри-6ятия времени на протяжении многих веков и естественным образом связано срелигией, философией и хозяйственным укладом жизни в Японии на протяжении всей истории страны.Научная гипотеза исследования обусловлена положением концепта«время» в японской культуре и предполагает существенную зависимостьяпонского национального мировосприятия от восприятия времени и хронологии бытия.