диссертация (Системно-деятельностная гуманистическая модель управления российским медиапространством), страница 7
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Системно-деятельностная гуманистическая модель управления российским медиапространством". PDF-файл из архива "Системно-деятельностная гуманистическая модель управления российским медиапространством", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Лефевра39, П. Ансара40. В частности, предметом социологического изучения становится мозаичность поведенческих пространств, вещнобытовыеиролевыепространства,ихинституциональнаяприрода.А. Лефевра, в частности, интересуют физическое [природа, космос], ментальное [логические и формальные абстракции], и, наконец, в-третьих, социальное поля. Идеи А. Лефевра могут быть интересны тем, что в его теории пространство существует как физическая реальность и как форма репрезентацииэтой реальности. Эта мысль использована нами при обосновании концептавнетерриториального пространства рефлексивного типа, создаваемого современными СМК.Специфическая плюральная рациональность материлизующаяся в регулярно повторяющихся практиках повседневной жизни дает нам возможность36Bourdieu P.
The Forms of Capital / J. Richardson (ed). Handbook of Theory and Research forthe Sociology of Education. N.Y.: Greenwood, 1986.37Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995.38Турен А. Возвращение человека действующего.
Очерк социологии. М: Научный Мир.1998.39Lefebvre H. The Production of Space. Oxford UK & Cambridge USA: Blackwell, 1991.40Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 134150.36рассмотрения пространства с точки зрения деятельностного подхода.
Повседневность – это процесс протекающий в многообразных формах упорядочивания, «рутинизации» пространства и времени, которые маркируют собойразличные типы рациональности, стили и нормы жизни, выходящие, однако,за границы конкретной культуры.Контекстом для действия в наше время может служить событие, совершающееся за тысячи километров от актора. Изменение масштабов и формчеловеческой деятельности требует такой концепции действия, в которой последнее предстало бы как «связь условий», сделавшая возможными новыеформы социально-пространственных отношений и вызывающее необходимость переосмысления представлений о пространстве. Концепция креативного действия (_Х.
Йохаса_) этим требованиям соответствует. Человеческоедействие всегда структурировано той ситуацией и теми отношениями, в которую вовлечён тот, кто его совершает41. По Х. Йохасу ситуация заставляет человека (актора) креативно рефлексировать и воплощать некоторые из заложенных в этой ситуации смыслов и возможностей42. То есть, если пространство представляет собой прагматическую схему, обнаруживающуюся в самойструктуре жизненного мира как «взаимосвязи значимости», то социальнопространственные отношения будут представлением креативного воплощения возможностей этой практической схемы в человеческом действии.Вместе с тем, деятельность современных акторов не происходит исключительно в глобальном контексте, а в определенной степени обусловлена локальной реальностью.
Фактически современные акторы существуют и функционируют41вглоболокальнойреальности.Глоболокализация,поВ этой связи М. Мерло-Понти писал следующее: «Если рассматривать событие вблизи,в тот момент, когда оно переживается, кажется, что всё происходит случайно, что всё решилось благодаря каким-то амбициям, удачной встрече, благоприятному стечению обстоятельств. Но одна случайность уравнивается другой, и вот уже собирается множествофактов, вырисовывается определённый способ выбирать позицию в отношении человеческой ситуации, событие, контуры которого определились и о котором можно говорить»(Мерло-Понти М.
Феноменология восприятия. СПб: Ювента. Наука, 1999. С. 19).42Йоас Х. Креативность действия. СПб: Алтейя, 2005.37Р. Робертсону, обозначает современную форму глобализации, предполагающую пространственно-временное сжатие, взаимодействие между глобальными и локальными социокультурными процессами43.
По Н. Луману, «пространство возникает из того, что две разные вещи в одно и то же время немогут занимать одно и то же место»44.Из этого вытекает, что территориальная локализация необходимо входит в те или иные действия. Сделаем два промежуточных вывода. Первый,"базы оперирования" действий актора предполагают ограниченность диапазона их социальных действий, исходящую из их скрепленности с локализованными артефактами; что очевидно накладывают ограничения на действияакторов. Группа людей, которые встречаются там в одно и то же время длявзаимодействия, конструируют территориальную общность, которая в современном мире обусловлена глобальными процессами.
Второй - связан с использованием принуждения к акторам, что определено локальным структурированием сообществ. По Дж. Ритцеру, пространство – «не только средствопроизводства, но и средство контроля, доминирования и власти»45; в современной социологии придается большое значение информационному измерению. Так, Г. Шиллер считает информационное измерение наиболее важнойподструктурой социального пространства, поскольку социальная стратификация в обществе в информационную эпоху изменяет свою специфику: усиливается дифференциация общества по признаку информационного обладания46.
В информационном измерении социальное пространство не только поиному структурируется, но реальные отношения в таком информационномпространстве подменяются виртуальными, что раскрыто в теории информа43Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L.: Sage, 1992; Robertson R.Glocalisation: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // M.
Featherstone, S. Lash and R.Robertson (eds). Global Modernities. L.: Sage, 1995.44Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. С. 503-504.45Ritzer G. Enchanting a Disenchanted World: Continuity and Change in the Cathedrals of Consumption. LosAngeles, London: Sage, 2010.46Schiller H. The World Crisis and the New Information Technologies // Columbia Journal ofWorld Business. 18(1), 1983. P.88.38ционального сетевого общества М. Кастельса, квинтэссенция которой сводится к следующим пяти основным положениям.1. На смену информационному обществу приходит информациональное общество, ключевой чертой которого является сетевая логика его базовой структуры: информационные сети по-новому организуют производство имаркетинг по всему миру, что, в частности, выражается в уменьшении ролинациональных государств, ибо их границы перестают быть препятствием напути информационных потоков; конкурентоспособность агентов сети (фирма, регион, нация) зависит от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знании; экономическаядеятельность общества основана на глобальном функционировании – капитал, труд, сырье, управление, информация, рынки организуются в глобальном масштабе с использованием разветвленной сети.2.
Обосновывается концепт пространства мест. По М. Кастельсу –подавляющее большинство людей, как в развитых, так и в традиционныхобществах, «живут в конкретных местах и воспринимают свое пространствокак пространство мест. Место – это территория, форма, функция и значениекоторой содержатся в границах физической близости… Но, поскольку доминирующие функции и власть в наших обществах организованы в пространстве потоков, структурное господство этой логики очень существенно меняетзначение и динамику мест… Доминирующая тенденция направлена к горизонту сетевого внеисторического пространства потоков, стремящегося навязать свою логику рассеянным сегментированным местам, все слабее связанным друг с другом, все менее и менее способным пользоваться общими культурными кодами».3. Утверждается рефлексивная реальность в виде постоянно воспроизводящегося пространства потоков: тенденции в новой пространственнойлогике проявляются в материальной организации социальных практик в разделенном времени, работающих через потоки, под которыми понимаются39«целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательностиобменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями,которые занимают социальные акторы в экономических, политических исимволических структурах общества».
Пространства потоков можно описатькак сочетание трех слоев материальной поддержки: первый слой состоит изцепи электронных импульсов (микроэлектроника, телекоммуникации, компьютерная обработка, системы вещания и скоростного транспорта); второй –состоит из узлов и коммуникационных центров (узлы сети – места, где осуществляются стратегически важные функции.
Расположение в узле связываетместность со всей сетью. Коммуникационные центры играют роль координаторов взаимодействия элементов, интегрированных в сети); третий – пространственная организация доминирующих менеджерских элит, осуществляющих управленческие функции.4. Пространства мест и потоков существуют во вневременном времени,представляющим разновидность возникающего социального времени в сетевом обществе, создающего возможности для реалий «избавления от контекстов своего существования», «порождения систематической пертурбации впорядке следования явлений, совершаемых в этом контексте».
Вневременноевремя, в частности, выражается в функционировании финансовых сетей, развитии рефлексивного времени, кладущего конец разграничению рабочего,личного, семейного времени. Вневременное время – не единственная формавремени, но это время власти в сетевом обществе: «социальное господствоосуществляется посредством избирательного включения или исключенияфункций и людей из различных временных и пространственных рамок».5. Утверждается массовая самокоммуникация – форма коммуникации,включающая интернет, аватар-интеракцию в трехмерном виртуальном пространстве, что выражается в развитии горизонтальных сетей интерактивнойкоммуникации, связывающих локальное и глобальное в выбранное время.Данная форма коммуникации является массовой, так как она потенциально40охватывает глобальную аудиторию, вместе с тем она предполагает самостоятельный выбор, с кем собственно осуществлять общение.
В результате образуется новая культура – «культура реальной виртуальности»47. В условияхпринципиально новых пространственно-временных реалий утверждается иновый тип медиапространства.В социологический дискурс понятие медиапространство было введенов 1990 г. А. Аппадураи в работе «Разъединение и различие в глобальнойкультур-экономике»48, идеи которой были в дальнейшем развиты в вышедшей в 1996 г. книге «Современность в полный рост: Культурные измеренияглобализации»49 в рамках обсуждения теорий глобализации. Глобализациюон рассматривает как детерриторизацию – утрату привязки социальныхпроцессов к физическому пространству.
В ходе глобализации формируется«глобальный культурный поток», который распадается на пять культурносимволических пространств – потоков: этнопространство (ethnoscape) образуется потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров; технопространство(technoscape)–потокомтехнологий;финанспространство(finanscape) – потоком капиталов; медиапространство (mediascape) – потоком образов; идеопространство (ideoscape) – потоком идеологем. Эти текучие, нестабильные пространства являются строительными блоками тех воображаемых миров, в которых люди взаимодействуют, и взаимодействие этоносит характер символических обменов. Но все-таки изначальную формулировку этого понятия можно увидеть у П. Бурдьё, который ввел термин «полежурналистики» место сил, внутри которых агенты занимают позиции, статистически определяющие их взгляды на это поле и их практики, направляемые47Castells, M.