диссертация (Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку". PDF-файл из архива "Формирование информационной культуры студента международного профиля в процессе обучения иностранному языку", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
М.: Наука, 1975. С. 210.11Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 232.12Семенюк Э. П. Информационный подход к познанию действительности. Киев: Наук. думка,1988. С.9.13Винер Н. Кибернетика и общество/ Пер. с англ. Е. Г. Панфилова, общ. ред., предисл. Э. Я.Кольмана. М.: Из-во иностр. лит., 1958. С. 31.14Там же.7823обработке данных результатов и их передачи другим индивидам, процессам,явлениям, машинам и предметам»15.Такой взгляд на явление информации во многом обязан работамспециалистов в области физики, математики, кибернетики и информатики (А.И.Бергу, Д.И. Блюменау, Л.
Бриллюэну, Н. Винеру, В. М. Глушкову, А.А.Денисову), ученым, занимающимся теориями коммуникации и связи (К. Черри, К.Шеннону), специалистам в области психологии (Дж. Миллеру, У.Р. Эшби),лингвистам и логикам (И. Бар-Хиллелу, Р.С. Гиляревскому, Р. Карнапу), а такжефилософам (И.А. Акчурину, Л.Б. Баженову, Б.В. Бирюкову, И.И. Гришкину, Д.И.Дубровскому, П.В. Копнину, А.М.
Коршунову, А.И. Лисину, И.С. Нарскому, И.Б.Новику, Л.А. Петрушенко, М.И. Сетрову, Э.П. Семенюку, В.С. Тюхтину, А.Д.Урсулу и др.).Всёсмысловоемногообразиесодержанияпонятияинформацииотображается в контексте философского подхода. Так, в рамках философиивплоть до начала XX века информация изучается через призму понятия знания,как продукта процесса познания - деятельности по приобретению, сохранению,обработке и классификации информации по объектам16. Огромный вклад визучение проблемы философского знания в контексте его валидности, как ипринципов истинного познания вносят философы Античности (Гераклит,Аристотель, Сократ) с идеями о коллективном характере знания17, отражающейреальную природу вещей18 и человеческой сущности19, философы эпохиСредневековья (Тит Флавий, Августин Блаженный, Фома Аквинский) срелигиозным подходами к процессу познания, а также философы эпохиВозрождения и Нового Времени (Л.
Да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Н.Макиавелли, Т. Гоббс, Жан-Жак Руссо, Дж. Локк, М. де Монтень, Ф. Бэкон, Г.Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 211.Алексеев П.В. Философия: учебник. М.: ТК Велби, Из-во: Проспект, 2005. С. 53.17Там же. С. 90-100.18Горелов A.A.
Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2010. С. 42.19Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Наука, 1977. С. 17-22.151624Лейбниц, П.Я Чаадаев, А.И. Герцен и др.) с эмпирическим взглядом на проблемузнания и методов его познания.Ближе к ХХ веку в философии начинается четкое разграничение понятийзнания, как феномена, предполагающего мыслительный процесс на основепроцесса сравнения и классификации данных и информации, рассматривающийсяв качестве «сырого материала», состоящего из совокупности данных20.Понятие информации становится самостоятельным явлением и начинаетизучаться с точки зрения двух подходов: атрибутивного и функциональнокибернетического21.
С точки зрения атрибутивного подхода (Л.Б. Баженов, Б.В.Бирюков, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, А.Д. Урсул и т.д.), информациярассматривается как «всеобщее неотъемлемое свойство материи» (ее атрибут),присущее всем системам и процессам22 и выраженное в структурном иупорядоченномразнообразииеесостояний23.Говорядругимисловами,информация трактуется, как «отраженное разнообразие»24.Кроме того, в рамках данного положения, социальная информацияанализируется в качестве регулятора социального порядка в обществе, выполняятри основные социальные функции: управленческую, коммуникативную иотражательную25, обеспечивая непрерывность, естественность, подконтрольность(регулирование)26 информационного процесса, направленного на получениезначимого для системы разнообразия27.В отличие от представителей атрибутивного подхода, сторонники,функционально-кибернетического взгляда (И.И.
Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И.Бриллюэн Л. Наука и теория информации/ Пер. англ. А.А. Харкевича. М.: Государственноеиздательство физико-математической литературы, 1960. С. 13.21Гришкин И.И. Понятие информации: логико-методологический аспект. М.: Наука, 1973. С.1222Лысак И.В. Информация как общенаучное и философское понятие: основные подходы копределению // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства.2015.
№ 2 (10). С. 13.23Гришкин И.И. Понятие информации: логико-методологический аспект. М.: Наука, 1973. С.1224Урсул А.Д. Информация и мышление. М.: Знание, 1970. С. 16.25Там же. С. 21.26Петрушенко Л. А. Самодвижение материи в свете кибернетики: филос. очерк взаимосвязиорганизации и дезорганизации в природе. М.: Наука, 1971. С. 63 - 64.27Управление, информация, интеллект/ Под ред. А. И. Берга (авторы: Берг А.И., Бирюков Б.В.,Воробьев Н.Н. и др.). М.: Мысль, 1976. С.190-191.2025Жуков и др.) определяют информацию, как «свойство определенного классасистем»: живых организмов, индивида, социума и созданных индивидамикибернетическихустройств,обогащающихсяпараллельноспроцессомформирования и эволюции данных систем, их интеракции друг с другом, а такжевнешним миром28.Между тем в научном сообществе рассматривается идея и о взаимосвязимежду информацией и знанием. В связи с чем, информация представляется вкачестве «фундамента» знания, которое в свою очередь, олицетворяет собойобработанную, упорядоченную и зафиксированную информацию29.Таким образом, многообразие интерпретаций понятия информации нетолькосвидетельствуетомноголикостиинеоднородностихарактераисследуемого явления, но и отражает уникальность новой человеческой эпохи,обусловленной появлением, развитием и укоренением в социальной жизнииндивидовкибернетическихустройств,формирующихисключительныйинформационный порядок.Новые социальные реалии определяют специфику российского общества,оказывая огромное влияние на особенности его культуры, которая, подобноинформации,выступаетвкачествеуникальногофеноменасовременнойинформационной эпохи.Как и информация, культура как понятие берет свое начало из философии.Термин «культура» происходит от латинского слова «cultio» и дословнопереводится как «возделывание», «воспитание», «образование»30, «почитание»31.Так, в философском понимании, культура представляется в буквальном смысле,как процесс «возделывания духовности», «воспитания человеческого ума32.Несмотря на свою богатую историю, вплоть до конца XVIII – начала XIXвека, культура не рассматривается как отдельное философское явление,Гришкин И.И.
Понятие информации: логико-методологический аспект. М.: Наука, 1973. С.12.Столяров Ю. Н. Сущность информации. М: ГПНТБ России, 2000.С. 64-65.30Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. М.: Проект, 2003. С.66.31Стрельник О. Н. Основы философии: учебник для ссузов М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С.7.32Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. М.: Проект, 2003. С.66.282926затрагиваясь лишь в контексте общественно-политической культуры (Платон,Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс)33, сравнительного анализа многообразияценностей, нравов, обычаев (М. Монтень, Дж.
Локк, Жан-Жак Руссо), как иисследования социальной значимости верований, суеверий и учений (идолов) вжизни общества (Ф. Бэкон).По мере накопления социального знания о многоликости человеческогобытия34 постепенно появляется интерес и к изучению понятия культуры каксамостоятельного явления. В этой связи, в работах философов конца XVIII–начала XIX века можно наблюдать многообразие определений понятия культуры35.
Так, философ И. Кант понимает под культурой систему гуманистическихценностей36, разделяя между собой культуру умения и культуру воспитания.Культуру умения, как «субъективное условие способности любого разумногосущества» реализовывать поставленные цели37, философ противопоставляеткультуре воспитания, как «условию для воздействия на волю, выбора иопределения целей»38, подчеркивая первостепенную роль культуры в жизнииндивида, определяющую специфику его деятельности.Философский интерес к явлению культуры распространяется на разныеобласти знания, начиная привлекать внимание представителей различных наук:философов культуры (В.
Дильтея, Р.Барта, А. Швейцера, О.Шпенглера),антропологов (Ф. Боаса, А. Крёбера, Б. Малиновского, А. Рэдклифф-Брауна,Л.Уайта, К. Уислера), этнологов и культурологов (К. Леви-Строса, Э. Сепира, Э.Б. Тайлора), а также социологов (Г. Зиммеля, К. Маркса, П. Сорокина, Ф.Энгельса).С одной стороны, культура начинает рассматриваться, как сугубосоциальный феномен, существующий исключительно в рамках определенныхгрупп и обществ, к которым она относится (реалистический подход), а с другой,История философии и вопросы культуры/ под ред. М.А.
Лифшиц. М.: Наука, 1975. С. 17- 81.Гуревич П. С. Культурология: учеб. для вузов. М.: Проект, 2003. С.229.35Там же. С. 67-68.36Кант И. Критика способности суждения / Пер. с нем. М.: Искусство, 1994. С.18.37Там же. С.306.38Там же.333427как трансцендентное явление, свободное от привязанности к определеннымсоциумам и индивидам, выступающим в роли ее носителей (идеалистическийвзгляд на культуру)39.Согласно реалистическому подходу (Э. Тайлор, Ф.