Диссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации), страница 4

PDF-файл Диссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации), страница 4 Философия (56349): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации) - PDF, страница 4 (56349) - СтудИзба2020-03-26СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации". PDF-файл из архива "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

«В стадах нет ничегохорошего, даже когда они бегут вслед за тобою» [130, т.1, с.728]. Однако18Ницше понимал, что наступление эпохи господства слабых - неизбежность.Но при этом он надеялся, что тенденции к тиражированию людей массы будет противостоять другая - «ненависть к нивелировке» [130, т.2, с.132].В обществе, по Ницше, должны воспитываться философы-законодатели, содной стороны, и послушные массы, с другой стороны. Правители должныне идти на поводу у масс, а вести их за собой.

Среди средств против деградации общества, по его мнению, - милитаризация.В конце XIX - начале XX вв., когда феномен «массы» стал все более четкопроявляться в жизни общества, начинаются попытки его осмысления как социально-психологического феномена (Г.Тард, Г.Лебон и др.), феномена социального (М.Вебер, Г.Зиммель, К.Маннгейм и др.) и феномена историкокультурного (О.Шпенглер и др.). Само же словосочетание «массовое сознание» появилось в научной литературе в середине XIX века.

Критическаяоценка массового сознания в этот период велась либо с позиций аристократического сознания, недовольного капиталистическими преобразованиямиобщества, либо с высоты элитарной культуры.Попытку психологического описания масс и массового сознания предприняли Г.Тард, Г.Лебон, С.Сигеле, В.МакДугалл и др. При этом в их работахмасса отождествлялась с толпой, публикой, а поведение массы распространялось на поведение всего общества.В своих трудах Г.Тард не употреблял понятия «масса», «массовое сознание». Вместо них он использовал, соответственно, понятия «толпа» (хотя унего есть и близкий термин «публика»), «психология толпы».

По Тарду, толпа обладает следующими качествами: она представляет собой аморфнуюобщность (социальный агрегат), которую связывает общий психологическийпорыв (общая вера или общая цель), ее характеризуют легковерие, сильнаяэмоциональность, «болезненная восприимчивость, доводящее до безумиячувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного докрайности взаимным разжиганием» [181], чудовищная нетерпимость, при19этом она склонна «подчиняться побуждениям зависти и ненависти» [180,с.22].Однако Тард не называл современный ему век «веком толпы». «Наш век это эра публики или публик» [181], хотя различия здесь, скорее, более количественные, чем качественные («публика могла бы быть определена как толпа в возможности»; «толпа вообще гораздо менее однородна, нежели публика» [181]). Причем нередко под публикой Тард мыслил аудиторию, например, читателей той или иной газеты.

Он полагал, что разделение общества напублики - чисто психологический момент, не имеющий отношения к социально-классовой дифференциации общества. Тем не менее, Тард был убежден, что прогресс в развитии социума связан не с толпой или публикой, а синдивидуальной мыслью («для того, чтобы мыслить, нужно изолировать себяне только от толпы, но и от публики» [181]).Другой автор - Г.Лебон - положил начало разработке теории «массовогообщества», нередко отождествляя массу с толпой (однако Лебон все-таки внекоторых случаях различал толпу и массу, характеризуя последнюю как более устойчивое социальное образование по сравнению с толпой).По Лебону, толпа, хотя и состоит из разнородных элементов (отдельныхиндивидов, независимо от их социально-классовой, расовой, национальной ипр.

принадлежности), имеет «свою коллективную душу», заставляющую индивидов, входящих в толпу, «чувствовать, думать и действовать совершенноиначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности»[104]. Причем в коллективной душе бессознательное берет верх над сознательным, коллективное - над индивидуальным, толпа анонимна и безответственна. «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»[104].Дляобразованиятолпынеобходимысредствасоциально-психологического воздействия, например, заражение, внушение. Человек,тем самым, перестает быть самим собой, его воля подавляется.

«Индивид втолпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет20ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когдабывает один» [106, с.168].Таким образом, Лебон раскрыл социально-психологические принципы поведения толпы и человека в толпе. Массовое сознание у него фактическисовпадало с понятием «общественное мнение».В своих работах Г.Лебон обрисовал и контуры будущего массового общества.

На протяжении всей истории мнение масс фактически не принималось врасчет. В настоящее время, отмечал Лебон, «голос толпы становится преобладающим. Массы диктуют правительству его поведение, и именно к их желаниям оно и старается прислушаться» [104]. Массы выработали свою идеологию, стремятся управлять не только государственными структурами (например, через своих представителей), но и бизнесом (влияя на рост заработной платы, социальное обеспечение и пр.). Причем притязания толпы все более и более растут, и общество деградирует, опускаясь вниз по ступеням развития цивилизации («с того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать»[104]).Г.Лебон весьма точно уловил суть происходящих событий, а именно то,что наступает новая эпоха, когда массы выходят на авансцену истории и начинают активно влиять на все события общественной жизни.Роль масс и массового сознания в жизни общества анализировалась и вработах М.Вебера.

Появление феноменов «масса» и «массовое сознание» онсвязывал с целерациональной деятельностью, которая становится определяющей в обществе, обусловливая целый ряд процессов в нем, в частности,бюрократизацию, активно влияющую на формирование массового сознания.Вебер отмечал, что «смыслы исчезают под давлением силы бюрократического господства» (об этом писали и другие авторы, например, К.Маннгейм), а«легитимность господства выражается в легальности общих, целенаправленно продуманных, корректно сформулированных и обнародованных правил»[26, с.76].21Вебер давал негативную оценку наступающей массовизации общественного сознания. Массовизация подавляет индивидуальность сознания отдельной личности. Одним из способов борьбы с массовизацией, по Веберу, является смысловое отношение «к факту своей принадлежности к массе» [27,с.143].

Достаточно индивиду, составляющему часть массы, осмысленно отнестись к массовизации, как уже появляется дистанция между ним и его массовостью, и это обстоятельство будет определяющим для структуры самоймассы.В концепции круговорота элит В.Парето также дал негативную оценку неэлите - массам, продолжая традицию деления общества «на изобретателей иподражателей (Г.Тард), вождей и толпу (Г.Лебон), господствующий и подчиненный классы (Г.Моска)» [77, с.246].

Масса противоположна элитам, и еслипоследние Парето наделял такими качествами, как расчетливость, рациональность, умение руководить, убеждать и применять силу, где это нужно, томассу отличает чрезмерная эмоциональность, склонность к предрассудкам,неумение анализировать. Однако в обществе должен существовать круговорот элит. Более того, Парето был убежден, что источником притока «свежихсил» выступает масса. Если в массе накапливается творческий потенциал, иона начинает в этом отношении превосходить элиту, то совершается революция и низшие слои приходят к кормилу публичной власти.Проблемамассовизации,включаямассовизациюсознания,дляО.Шпенглера - проблема развития культуры, а точнее, процесс, имеющийместо на стадии окостеневшей культуры, когда она становится цивилизацией. «Цивилизация - это те крайние и искусственные состояния, осуществитькоторые способен высший вид людей. Они - завершение, они следуют какставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием» [216, с.69].

Один из признаков цивилизации - скученность, как следствие сосредоточения жизни в городах-мегаполисах. Именно здесь и начинаются процессы массовизации. «Вместо богатого формами, сросшегося с землей народа - новый кочевник, паразит, житель большого города, человек аб-22солютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный» [216, с.71].Негативную оценку массовизации сознания дал и Н.А.Бердяев, связав этотпроцесс с развитием демократии. «Самодержавие народа - самое страшноесамодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества,от темных инстинктов масс» [16, с.142].По мере развития процесса массовизации сознания стали появляться философские концепции, все более глубоко раскрывающие черты этого процесса и его роль в жизни общества.

Можно утверждать, что в первой половинеXX века проблема массового сознания была среди главных проблем социально-философской тематики. Однако сам феномен массового сознания получил разную трактовку в социально-философских концепциях, соответственно, и оценка его была различной.С критических позиций феномен массового сознания был рассмотрен вработе Х.Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Феномен «масса» он характеризовал такими признаками, как «толпа, не способная управлять собой, а темболее обществом», «понятие количественное и визуальное: множество», состоит из лиц, «не выделенных ничем», «средний человек», «посредственность» [141, с.3, 5]. Но количественные характеристики массы, по мнениюфилософа, переходят в качественные. «Это - совместное качество, ничейноеи отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип», что ведет к «совпадению мыслей, целей, образажизни» [141, с.6].

Для того чтобы наблюдать массу, «не требуется видетьтолпу», достаточно, с точки зрения философа, «одного человека, которыймерит себя одной меркой - как все и при этом доволен собой» [141, с.7].Отметим, что, по мнению Х.Ортеги-и-Гассета, понятие «масса» - понятиене социально-классовое, оно, скорее, характеризует образ жизни и образмысли некоего аморфного образования. Поэтому к массовому сознанию могут примыкать не только рабочие, но и представители интеллигенции, да ивообще любых социальных групп.

Общество разделилось, таким образом,23«на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению, оставаясь таким, каков ни на есть и не силясь перерасти себя» [141, с.8].Философ не отрицал того, что подразделение на массу и элиту имело место не только в современном обществе, но фактически существовало всегда.Однако в силу определенных условий («достигли жизненного уровня, который прежде казался предназначенным лишь для немногих», «вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству», «скученность в лучшихместах», «превращение людей в атомы» [141, с.16]) еще в XIX веке (началоэтого процесса, а ХХ век - кульминация) масса «решила выйти на авансцену,занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим» [141, с.10].

Появление массового человека Ортега-и-Гассет связывал и сразвитием демократии, наделением правами всех членов общества. Масса (докакого-то момента она называлась «народ») вспомнила об этих правах и стала активно ими пользоваться, что и привело к тому, что человек массы сталгосподином.Понятие «масса», по сути, у Ортеги-и-Гассета слилось с понятием «массовое сознание», которое характеризуется тем, что в нем отсутствует какаялибо жизненная программа, оно лишено ориентиров, безнравственно («несчитаться ни с кем и ни с чем» [141, с.217]). В связи с этим примечательныего рассуждения о юноше, который захотел наметить собственную жизненную программу, «требующую собственных усилий и независимых решений».В конечном итоге, этот юноша должен был присоединиться к общей установке - «действовать массой» [141, с.245].Появление фашизма (нацизма) в Европе в 20-30 гг.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее