Диссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации". PDF-файл из архива "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшего образования«Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»На правах рукописиБуркова Людмила ВладимировнаСОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ МАССОВОГОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИДиссертацияна соискание ученой степени кандидата философских наукСпециальность 09.00.11 - социальная философияНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорХмелевская С.А.Москва 20182ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………..3Глава I. Массовое сознание как феномен социальной жизни……………161.1 Социально-философские подходы к исследованию массового сознания...........................................................................................................................161.2 Исторические условия и причины появления феномена массового сознания………………………………………………………………………………...331.3 Сущностные признаки массового сознания……………………………….45Глава II.
Глобальная информатизация и ее воздействие на массовое сознание……………………………………………………………………………..622.1 Глобальная информатизация и модели коммуникации…………………...622.2 Специфика формирования и особенности массового сознания в условияхглобальной информатизации……………………………………………………792.3 Виды и технологии воздействия на массовое сознание в мире глобальнойинформатизации………………………………………………………………..100Глава III. Динамика изменения массового сознания под влиянием глобальной информатизации……………………………………………………1203.1 Разновекторность влияния глобальной информатизации на массовое сознание…………………………………………………………………………….1203.2 Пределы влияния глобальной информатизации на массовое сознание:личностно-психологические и социальные барьеры………………………...1333.3 Тенденции развития массового сознания под воздействием глобальнойинформатизации………………………………………………………………..148Заключение…………………………………………………………………….162Литература……………………………………………………………………..1713ВведениеАктуальность темы исследования.
Актуальность темы исследованияобусловлена спецификой процессов, оказавших существенное влияние намассовое сознание, среди которых важное место занимает глобальная информатизация, не только изменившая массовое сознание людей в рамках национально-государственных образований в большинстве стран мира, но изначительно ускорившая формирование глобального массового сознания набазе дигитальных информационно-коммуникационных технологий.Массовое сознание с момента своего появления в связи с процессами массовизации в эпоху индустриального общества всегда отличалось неоднородностью социальной основы, на базе которой оно формировалось.
В условияхглобальной информатизации в постиндустриальном обществе массовое сознание получило еще одно основание для дифференциации - владение/невладение (использование/неиспользование) цифровыми технологиями.Между тем, с каждым годом в эти технологии включается все большее количество людей, а массовое сознание перемещается в Интернет-пространство,являя собой дигитальное массовое сознание.Дигитальное массовое сознание, порожденное цифровыми технологиями,распространенными в глобальном масштабе, отличается значительной вовлеченностью в информационные потоки, что связано с общедоступностью информации, быстротой ее передачи и получения, легкостью осуществлениякоммуникационных практик.
Глобальная информатизация создала новыеформы дигитальной коммуникации (сетевые сообщества, форумы, чаты ипр.), которые привели к массовой самокоммуникации, приобретшей особуюзначимость в дигитальном массовом сознании.Тем не менее, массовое сознание, как и в индустриальном обществе, является отражением идеалов и ценностей общества потребления. Более того, врамках глобального массового сознания стали четко проявляться: брендированный консьюмеризм, интенция на глобальную индустрию развлечений, извлечение новостного контента из глобальных медиасетей и пр. Однако к тра-4диционным для массового сознания ценностям потребительства прибавилисьценности дигитальной коммуникации, а к объектам потребления - потребление информации.Традиционно массовое сознание рассматривалось как объект, на которыйоказывают воздействие различные субъекты (государство, капитал, СМИ ипр.).
В условиях глобальной информатизации массовое сознание, вписавшееся в дигитальные формы коммуникации, перешло на стадию, говоря словамиМ.Кастельса, массовой самокоммуникации, которую отличают интерактивность; вовлеченность широких масс, становящихся полноценными субъектами коммуникационных процессов; горизонтальные сети коммуникации;большая автономность сетевого сообщества; широкие возможности для самовыражения (например, благодаря новым технологиям, в частности, такимкак краудсорсинг, массовое сознание участвует в производстве знаний, формируя,темсамым,коллективныйинтеллект,«умнуютолпу»,поГ.Рейнгольду) и пр. Но при этом массовое сознание не перестало быть объектом влияния со стороны внешних акторов. Более того, появились новые формы и технологии такого влияния, которые стали весьма утонченными и индивидуально таргетированными.
Борьба за контроль над массовым сознанием в сетях с каждым годом все усиливается. Как усиливается и борьба за сохранение свободы в цифровом пространстве.Нельзя не видеть и негативные моменты в связи с развитием глобальнойинформатизации: огромный поток информации (в частности, огромный массив данных, получивших название Big Data), которую массовое сознание неуспевает переработать, сложность отделения ценной информации от информационного шума, тайное и явное влияние на массовое сознание с помощьюцифровых технологий, клиповость сознания и пр.Процесс глобальной информатизации не только уже изменил массовоесознание, но изменения последнего продолжаются и в настоящее время, прежде всего, по причине того, что процесс глобальной информатизации всесильнее проявляет себя. Но что это за изменения, и в каком направлении бу-5дет развиваться массовое сознание? - поиски ответов на эти вопросы делаютвыбранную тему исследования не только актуальной, но и значимой.Рассматриваемая тема имеет актуальное значение и применительно к изучению постсоветского российского общества, которое еще только формируется как общество информационное и в котором начинаются процессы функционирования массового сознания как сознания дигитального.
Здесь важенанализ того, как процессы глобализации, в которые вовлечена и Россия, сказываются на массовом сознании ее граждан.К этому следует добавить, что «на фоне победного шествия Интернета всеболее очевидна бледность теоретической рефлексии, следующей за этимдвижением» [169, с.53], что говорит об актуальности выбранной темы и стеоретической точки зрения.Таким образом, совокупность практических и теоретических проблем,связанных с глобальной информатизацией и ее влиянием на массовое сознание, потребовала социально-философского анализа обозначенной темы, способного всесторонне и комплексно подойти к ее осмыслению.
Данный анализпозволяет не только раскрыть сущность многообразных проявлений массового сознания в условиях глобальной информатизации, но и выявить его роль всистемных взаимосвязях, определяющих функционирование всего общества.Степень научной разработанности темы. Тема массового сознания в условиях глобальной информатизации потребовала для своего изучения обращения к работам, которые условно можно разбить на несколько групп.Во-первых, это работы, посвященные исследованию массового сознания.Данная тема поднималась в трудах целого ряда авторов. При этом исследователи подходили к его изучению с точки зрения разных подходов.
Например,Г.Лебон [104], С.Московичи [125], Г.Тард [180], З.Фрейд [201], Э.Фромм[202], К.Юнг [220] и другие психологизировали феномен массы, сравниваяего с толпой, публикой, аудиторий. Соответственно, они выделяли и специфические черты массового сознания как сознания толпы, публики и пр. Изсовременных отечественных авторов такого подхода придерживаются:6Г.В.Грачева [41], А.О.Дашкова [48], С.А.Зелинский [66], Ю.В.Ирхин [74],О.В.Киселева [90], Ю.Э.Науметова [90], Д.В.Ольшанский [138] и др.Историко-культурологический подход к изучению массового сознанияпредставлен в работах Х.Арендт [4], Д.Белла [13], Н.А.Бердяева [16],Э.Канетти [82], К.Маннгейма [77], Ф.Ницше [130], Х.Ортега-и-Гассета [141],Д.Рисмана [234], О.Шпенглера [216] и др.
В этих работах массовое сознаниерассматривается как порождение массовой культуры. В таком подходе понятие массового сознания не связывается с понятием «масса вообще», что порождает широкую, некатегориальную трактовку феномена массового сознания, а раскрывается как явление индустриального общества (общества потребления или массового общества), что позволило сформулировать категориальную трактовку массового сознания. Этот подход нашел поддержку и втрудах отечественных авторов: П.С.Гуревича [45], Б.С.Ерасова [57],А.В.Костиной[94],В.А.Кутырева[101],Р.М.Токсоналиевой[184],Е.Е.Трещевой [187], Г.А.Чеджемова [187] и др.Социологический подход к массовому сознанию, когда оно понимаетсякак порождение и отражение жизнедеятельности конкретного общества, егобольших социальных групп, и при этом используется значительный массивэмпирического материала, нашел выражение в трудах П.Бергера [15],Т.Лукмана [15], Ч.Р.Миллса [121], Ф.Тённиса [183], Э.Шилза [77],Л.В.Баевой [8], Л.Г.Ионина [73], Б.Ю.Кагарлицкого [78], Е.П.Прохорова[156], Л.Г.Судас [176], С.В.Туманова [199] и др.Массовое сознание в ракурсе коммуникативного подхода, как феномена,порожденного процессами коммуникаций, раскрывается в исследованияхТ.Адорно [210], М.Кастельса [87], Ю.Хабермаса [204], М.Хоркхаймера [210],Т.Я.Аникеевой[118],Д.В.Кузнецова[100],Л.В.Матвеевой[118],М.М.Назарова [127], Н.А.Ореховской [140] и др.Социально-философский подход, анализирующий социальные основымассового сознания, его содержание, структуру, функции, роль в обществе,нашел отражение в трудах М.Вебера [26], Г.В.Ф.Гегеля [34], Э.Дюркгейма7[54], Г.Зиммеля [77], Г.Маркузе [116], В.Парето [77], К.Ясперса [219] и др.Анализ структуры, формирующих факторов и динамики массового сознания,а также связанных с ним проблем современного общества, содержится в работахотечественныхБ.А.Грушина[43],авторов:Г.К.АшинаГ.Г.Дилигенского[6],[51],Д.В.ВоробьеваС.Г.Кара-Мурзы[32],[83],А.А.Сироткиной [32] и др.В результате перечисленных наработок в области изучения массового сознания сложились как его расширенное понимание, а именно как феномена,имеющего место в любом обществе, где наличествует масса (притом, что понятие «масса» трактовалось по-разному), так и, собственно, категориальноепонимание, а именно как феномена, порожденного индустриальным обществом (обществом потребления, массовым обществом).Во-вторых, это труды, в которых анализируются проблемы глобальнойинформатизации.
Данный процесс также изучается в разных плоскостях: стеоретико-методологических позиций (собственно, философский подход,раскрывающий, что такое информация, информатизация, глобальная информатизация), таковы работы Дж.Ваттимо [25], Ю.Хабермаса [204], У.Хайма[205],А.И.Гердык[35],И.Г.Кочергина[95],Е.Н.Кононовой[93],О.В.Третьякова [95] и др.; как производственный ресурс в условиях информационного общества (Д.Белл [13], Т.Стоуньер [175], И.Масуда [175],Э.Тоффлер [185], Н.А.Багрова [7], Н.С.Барон [11] и др.); как основа формирования общества сетевого типа (Ж.Бодрийяр [20], П.Бурдье [175],М.Кастельс [88], Н.Луман [175], М.Маклюэн [112], Е.Ю.Патева [169],А.В.Назарчук [169] и др.); как условие «рефлексивной модернизации», формирования глобального мозга (Э.Гидденс [175], М.Кастельс [88], Ф.Хейлиген[169], В.И.Аршинов [169], Б.Б.Славин [169] и др.).В-третьих, группа работ, прямо или косвенно посвященных влиянию глобальной информатизации на массовое сознание.