Диссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации), страница 9

PDF-файл Диссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации), страница 9 Философия (56349): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации) - PDF, страница 9 (56349) - СтудИзба2020-03-26СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации". PDF-файл из архива "Социально-философский анализ массового сознания в контексте глобальной информатизации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Массовость же стала считаться принципом функционирования массового общества;- в-шестых, на формирование массового сознания повлияло и углублениеинтеграционных процессов, связанное с транспортной и информационнойнивелировкой расстояний, что значительно увеличило скорость коммуникационных взаимодействий, обеспечив их легкость, доступность.Само же становление и развитие массового сознания на феноменологическом уровне непосредственно связано с процессами: урбанизации; бюрократизации; развития средств массовых информации и коммуникаций; демократизации общественной жизни; повышения уровня образованности населения;44расширения масштабов массового потребления; развития индустриальнойэкономики; увеличения времени досуга и денежных затрат на досуг; появления массового общества, массовой культуры с их серийной продукцией;формирования государства всеобщего благосостояния, относительно стабильного и массового среднего класса.Один из значимых аспектов исследования массового сознания связан смеханизмом его формирования.

Существует множество концепций, так илииначе, раскрывающих суть данного процесса.Среди них - теория социального научения (А.Бандура и др.), представленная в рамках бихевиоризма, суть которой в том, что индивиды «усваивают»модели поведения, мнения, «логики» через подражание своему социальномуокружению. Источником подражания являются как референтные группы, таки официальные, неофициальные масс-медийные, пропагандистские, рекламные, PR-организации, формальные и неформальные каналы коммуникаций,апеллирующие, в том числе к «авторитетному» мнению [9].Другая концепция, раскрывающая механизм формирования массовогосознания, - теория конструирования реальности, представленная в рамкахфеноменологии (П.Бергер и Т.Лукман). Суть ее в следующем: самосознаниеи самоидентификация индивидов (групп) социально и культурно обусловлены. Внешний мир, определяющий эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности людей, сам по себе является результатом их деятельности, своеобразной формой «обратной связи».

Интерсубъективное сознаниемножества индивидов «творит» пестрое разнообразие реальностей их повседневной жизни, создает пространство, заполненное символическими структурами [15].Среди концепций, раскрывающих названную проблематику, - и когнитивная теория, которую можно назвать практическим приложением предыдущейтеории. Когнитивная теория основывается на том, что люди интерпретируетинформацию (в том числе получаемую от СМИ), исходя из собственногожизненного опыта, используя внушенные им стереотипы, «логики», мифы.45Можно отметить и концепцию культивирования, акцентирующую внимание на унификации, общей направленности массового сознания в единоерусло. Одинаковые по форме и содержанию новости, публикации, сериалы ит.п. формируют у сообществ людей различных географических регионов исоциальных страт в обществе, как правило, одинаковую картину мира, которая, в свою очередь, обусловливает идентичное отношение к событиям и(или) персонам.

И, наоборот, наличие альтернативных каналов массовых информации и коммуникаций способно порождать «множественные миры».Наконец, концепция «повестки дня», согласно которой масс-медиа «навязывают» своей аудитории перечень наиболее актуальных новостных тем(«повестку дня»). Как подчеркивает М.Кастельс, когда новостной контентподсказывает новостным аудиториям, чтó конкретно они должны использовать в качестве ориентиров «для оценки эффективности деятельности лидеров и правительств, это часто понимается как расширение повестки дня» [87,с.213]. Делая некоторые вопросы более заметными для индивидуальноличностного сознания и массового сознания «(установление повестки дня),масс-медиа могут также формировать соображения, которые люди принимают во внимание, вынося суждения о политических кандидатах или проблемах» [87, с.213].Представляется, что каждая из рассмотренных выше концепций акцентирует внимание лишь на том или ином аспекте формирования и функционирования массового сознания.

При этом следует учесть, что статика и динамикасодержательных компонентов феномена массового сознания зависит от комплекса факторов, и, прежде всего, от развитости (неразвитости) этого видасознания, как, собственно, и от развитости (неразвитости) других видов сознания - индивидуально-личностного и общественного в целом.1.3 Сущностные признаки массового сознанияМассовое сознание относится к феноменам, которым сложно дать точноеопределение в силу их трудной фиксируемости, многообразия проявлений.46Так, некоторые авторы утверждают, что массовое сознание как феномен общественной жизни становится заметным только в период социальных потрясений. В то же время в отсутствии такой бурной динамики развития общества этот феномен практически не проявляет себя [17].

Другие же авторы полагают, что массовое сознание проявляет себя и в период стабильного развитиясоциума [156].Между тем, можно выделить два основных подхода к формулировке такихопределений, а именно: расширительное толкование массового сознания иего трактовка в строго-понятийном значении.С одной стороны, массовое сознание неразрывно связывают с его субъектом-носителем - массами, а поскольку массы существовали, начиная с давнихвремен, постольку и массовое сознание имело место еще в древности. Отсюда - расширительная трактовка массового сознания, которое в работах некоторых авторов совпадает по объему с общественным сознанием в целом. Например, в «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова массовоесознание определено как «общественное сознание масс (классов, социальныхгрупп) конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни,потребности, интересы» [200, с.247].

Но подобная трактовка не выделяетспецифику массового сознания в его категориальном значении, а именно какфеномена, порожденного индустриальным обществом, который в дальнейшем функционирует и в постиндустриальном (информационном) обществе,где массовое сознание, сохраняя прежние существенные признаки, эволюционирует и приобретает новые черты, отражающие специфику такого общества.Поэтому, с другой стороны, речь идет только о феномене, который сталактивно проявлять себя в первой половине XX века в связи с формированиеммассового общества и, соответственно, массовой культуры, о чем говорилосьранее. Массовое общество (или потребительское общество) зиждется на определенной ступени общественного производства, обеспечивающего для каждого члена общества условия доступности комфорта, высокого уровня по-47требления и, в конечном итоге, достойного уровня жизни, что выступилопрообразом «общества всеобщего благоденствия».

«Индивидуальное потребление, тем самым, выступило в общественном сознании важным показателем"гуманности" и "справедливости" социального устройства ("недопотребление" является сегодня устойчивым признаком маргинальности)» [218, с.474].Что касается раскрытия содержательной стороны массового сознания, тоздесь также существует ряд подходов. Так, существует чисто количественный подход к выделению признаков массового сознания. Это сознание присутствует там, где есть большие скопления людей [44]. Безусловно, количественные признаки массового сознания имеют весомое значение.

Носителеммассового сознания являются большие социальные группы. Но данный количественный параметр не является достаточным, так как массовое сознаниехарактеризуется и качественными признаками (например, особой системойценностных ориентаций, связанных с потреблением материальных и духовных благ).Еще одна позиция авторов - это отождествление ими массового и обыденного сознаний, что представляется не корректным в силу того, что обыденноесознание характеризуется либо как уровень сознания в противоположность,например, теоретическому сознанию [69], как граничное условие познания ипрактики [219, с.715], либо как одна из форм постижения бытия [209].Представляется не совсем точной и позиция тех авторов, которые главнымпризнаком массового сознания называют наличие его носителя - массы [43;44]. В этом случае требует уточнения понятия «масса». В категориальномзначении массовое сознание представляет собой феномен, порожденный, какотмечалось раннее, определенными социально-экономическим, политическим и пр.

условиями, сформировавшими, в конечном итоге, массовую культуру. В связи с этим массовое сознание является выражением определенныхстереотипов, образа жизни, стандартов, порожденных обществом потребления. Массовое сознание базируется на системе ценностей потребительскогообщества, генерирует определенную идентичность с ним. Поэтому носите-48лем массового сознания является не масса как таковая, а масса на этапе общества потребления.Наконец, следует сделать еще одно методологическое замечание.Б.А.Грушин взял за основу четыре специфических черты «массы»: 1) статистический характер общности, которую образуют дискретные единицы; 2)стохастическая (вероятностная) природа, случайность формирования, подвижность состава; 3) ситуативный характер существования, зависящий отформируемого фактора; 4) неоднородность состава, межгрупповая природа[44, с.211].

Между тем, эти признаки более относятся к типам масс, имеющим неустойчивый характер. В связи с этим вызывают сомнение такие признаки как статистический характер общности и случайность формированиямассы. Данные признаки имеют отношение к формированию конкретных типов масс, их проявлениям на феноменологическом, а не сущностном уровнях. Общество потребления возникло под действием целого ряда объективных и субъективных факторов, которые, собственно, и привели к появлениюмасс и массового сознания.

Поэтому вряд ли их можно рассматривать какслучайность на сущностном уровне. Другое дело, что на феноменологическом уровне массовое сознание может проявляться как отражение сознаниянеустойчивых случайных социальных образований (агрегатных состояний),эпизодическое конкретное наполнение, состав носителей массового сознания, что обусловлено и свободой входа и выхода в такое образование [44,с.214].Но, как справедливо отмечает Е.П.Прохоров, для неустойчивых образований, отнесенных к массам, следует использовать термин «квази-массы» [156,с.36]. Одновременно это не отменяет необходимости возникновения массового сознания на определенном этапе развития общества.

Более того,С.В.Туманов полагает, что именно массовое сознание является «принципомфункционирования современного общества» [189, с.37]. И этот вывод следует поддержать.49Действительно, по степени устойчивости массовое сознание может бытьболее или менее устойчивым, так же, как и его носитель - масса. Причем еслиговорить о массе как неустойчивом образовании, то она, по сути, совпадает столпой, аудиторией. В данном исследовании акцент сделан на массовом сознании, которое обладает устойчивыми чертами, а его носителем выступаютмассы как относительно стабильное образование.

Делая акцент на устойчивых формах проявления массового сознания, стоит подчеркнуть, что существуют и неустойчивые (импульсивные) его формы.Еще один аспект проблемы: стихийно или целенаправленно формируетсямассовое сознание? С одной стороны, оно формируется стихийно (непреднамеренно), особенно, когда речь идет о квази-массах, с другой стороны, можетформироваться и под целенаправленным воздействием, например, СМИ, атакже иных субъектов общественных отношений.Массовое сознание не является феноменом, который сформирован на базекакой-то одной социальной страты, класса или вообще группы (если тольконе считать людей, ведущих идентичный образ жизни в обществе массовогопотребления и обладающих одними стереотипами сознания единой социальной группой). Массовое сознание в индустриальном и постиндустриальномобществах базируется на разной социально-групповой принадлежности егоносителей.Итак, феномен массового сознания, как постоянно функционирующий,существует с середины XX века по настоящее время и выражает позицииразных социальных слоев, объединенных стандартами потребления и образажизни.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее