Диссертация (Топиковые структуры в современных лингвистических парадигмах), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Топиковые структуры в современных лингвистических парадигмах". PDF-файл из архива "Топиковые структуры в современных лингвистических парадигмах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Новосибирск,26 сентября 2017 г.);• Международная молодежная научно-практическая конференция«Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования» (г.Вологда, 27 сентября 2017 г.)12• XII Международная научно-практическая конференция «Наука иобразование: сохраняя прошлое, создаем будущее» (г. Пенза, 10октября 2017 г.)• Синологический семинар “Jagiellonian Window to China” вЯгеллонском университете (г. Краков 16-21 мая 2018 г.)Результатыисследованиятакжепрошлиапробациювходепреподавательской деятельности на кафедре китайского языка ИИЯ МГПУ с2015 по 2018 гг.
по дисциплинам «Практический курс первого иностранногоязыка», «Практический курс первого восточного языка», «Практикум помежкультурной коммуникации», «Современные американские лингвисты осущности и типологии китайского языка».Объем и содержание работы. Диссертация общим объемом в 308 страниц(из них – 172 страницы основного текста), состоит из введения, трех глав,заключения, списка литературы, включающего 132 наименования, в том числе29 на иностранных языках, списка использованных словарей и справочныхизданий (14 наименований), списка источников примеров (101 наименование),приложений.Во Введении дается обоснование выбора объекта, предмета работы,актуальности и новизны исследования, определяются цель, задачи работы,используемые в ходе анализа методы и подходы, указывается теоретическаязначимость и практическая ценность работы, излагаются основные положения,выносимые на защиту.В главе I «Бинарное членение предложения: история проблемы, наиболеесущностные работы, основные этапы постижения» представлен генезисформирования представлений о строении предложения, процесс зарождения«топиковой» парадигмы.Глава II «Топиковая» парадигма, ее становление и настоящий периодосмысления» отражает процесс трансформации: от индоевропейской системы13грамматическихкатегорийкпредикационномупониманиюсинтаксисакитайского языка.Глава III «Возможности практического применения и концептуальныенаправлениядальнейшейэкспансиитопиковойтеории»демонстрируетприменение положений предикационной концепции для изучения спонтаннойразговорной речи, разработки метода синтаксического анализа по топиковымсоставляющим и развития психолингвистического понимания языка.В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования,формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшейработы.В Приложении представлены практические материалы, результатыопросов, конкретные алгоритмы анализа.14ГЛАВА I.
БИНАРНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ИСТОРИЯПРОБЛЕМЫ, НАИБОЛЕЕ СУЩНОСТНЫЕ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕЭТАПЫ ПОСТИЖЕНИЯ1.1 Предложение и его членение в античной синтетическойфилософииИстория членения предложения насчитывает различные виды бинарныхструктур: «топик – комментарий», «подлежащее – сказуемое», «именная иглагольная группы», «логический и психологический субъект и предикат»,«тема – рема» и др. При этом можно проследить движение от принятия«подлежащего» и «сказуемого» в качестве главенствующих составляющихпредложения к отказу от данной концепции и постепенному переходу кформированию «топиковой» теории.Вопросы о структуре предложения были актуальными еще во временаантичной философии. Видимо, древнегреческий философ Платон (428-348 гг.до н. э.) был первым, кто предложил принцип бинарного членения предложения.Так, в своих философских диалогах [Платон 1986] в качестве составных частейсуждения он вычленил «субъект» и «предикат», или «существительное» и«глагол». Интересно, что данные определения в некоторой степени отличаютсяот современного понимания подлежащего и сказуемого: «существительное» и«глагол» Платона отражают отношения предицируемого и предицирующегокомпонентов высказывания.
Так, американский исследователь Дж. Лайонзотмечал, что «по определению Платона, существительные – это слова, которыемогут выступать в предложении как субъекты предикации, а глаголы – этослова, которые могут выражать предицируемое действие или свойство»[Лайонз 2010: 29]. При этом, согласно Платону, к классу глаголов можноотнести и прилагательные – только позднее греческие философы отверглитакую классификацию и предложили деление на «глагол», «существительное»15и «прилагательное». Словам, не принадлежащим к главным классам, Платонуделял мало внимания.Автор «Учебника платоновской философии» Алкиной (2-я пол.
2 в. н.э.)[https://antique_philosophy.academic.ru/15] выделял три фигуры категорическогосиллогизма в «Диалогах» Платона:• «Средний термин в одной части является предикатом, в другойсубъектом». Такому типу, по мнению Алкиноя, соответствуетследующее суждение Платона в «Алквиаде»: «справедливоепрекрасно, прекрасное хорошо, справедливое – хорошо» [Платон1986: 1456]. «Термин» у Алкиноя – это часть предложения.• «Средний термин в обеих посылках является предикатом». Алкинойпривел пример из «Пармениды» Платона: «то, что лишено частей,не есть прямое или кривое; являющееся фигурой – или прямое, иликривое; следовательно, то, что лишено частей, не являетсяфигурой» [Платон 1986: 1456].• «Средний термин в обеих посылках является субъектом». Примертакого суждения также взят из «Пармениды»: «являющеесяфигурой есть некое качество; являющееся фигурой ограничено;качество – ограничено» [Платон 1986: 1456].Ученик Платона Аристотель (384-322 гг.
до н. э.) посвятил даннойпроблеме свои труды «Категории», «Об истолковании», «Топика», гдесформулировал законы соединения слов и строения предложения – иначе,законы синтаксиса. «Категории» – это первое сочинение в «Органоне»Аристотеля, в котором философ выделил бинарную структуру предложения«субъект-предикат» и перечислил все типы того, что может являться субъектомлибо предикатом высказывания. Так, то, что говорится в связи, – это, согласноАристотелю, соединение имени и глагола, а то, что говорится без связи, – этоотдельные имена и глаголы, не связанные между собой предикативнымиотношениями.
Такие «вещи без связи», то есть все, что может быть субъектом16или предикатом суждения, Аристотель разделил на десять категорий, илинаивысших родов. Отношения между подлежащим и сказуемым (именем иглаголом / субъектом и предикатом) философ тоже делил на четыре типа:• При первом типе сказуемого «одно говорится о каком-нибудьподлежащем, но не находится ни в каком подлежащем, например,человек; о подлежащем – отдельном человеке говорится как очеловеке, но человек не находится ни в каком подлежащем»[Аристотель 1978а: 54];• При втором типе сказуемого оно «находится в подлежащем, но неговорится ни о каком подлежащем; например, определенное умениечитать и писать находится в подлежащем – в душе, но ни о какомподлежащем не говорится как об определенном умении читать иписать» [Аристотель 1978а: 54];• Третий тип сказуемого «и говорится о подлежащем, и находится вподлежащем, как, например, знание находится в подлежащем – вдуше – и о подлежащем – умении читать и писать – говорится как ознании» [Аристотель 1978а: 54];• Четвертый тип сказуемого «не находится в подлежащем и неговорится о каком-либо подлежащем, например, отдельный человеки отдельная лошадь.
Ни то, ни другое не находится в подлежащем ине говорится о подлежащем. И вообще все единичное и все, чтоодно по числу, не говорится ни о каком подлежащем, однако ничтоне мешает чему-то такому находиться в подлежащем» [Аристотель1978а: 54].Все, что сказано без связи между подлежащем и сказуемым, можетозначать сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение,обладание, действие и претерпевание – это и есть десять категорий.
Как мывидим, категории Аристотеля прежде всего представляют собой особые17разряды слов «без связи», однако их можно соотнести не только с частями речив современном понимании, но и с членами предложения.«Об истолковании» [Аристотель 1978б] – второе сочинение «Органона»Аристотеля. Здесь предложены идеи о бинарном членении предложения на двеосновные составляющие – «имя» и «глагол». «Имя есть такое звукосочетание сусловленным значением безотносительно ко времени, ни одна часть которогоотдельно от другого ничего не означает» [Аристотель 1978б: 93].
При этомчасти составных имен не обладают отдельными значениями: «[Имена] имеютзначение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени. А[возникает имя], когда становится знаком, ибо членораздельные звуки хотя ивыражают что-то, как, например, у животных, но ни один из этих звуков не естьимя» [Аристотель 1978б: 94].Аристотель также предложил такие понятия как «неопределенное имя» и«падежи имен», не включая их в понятие имени: «неопределенное имя» из-заего неопределенного характера, а «падежи имен» – из-за того, что они не могутвыступать в роли подлежащего высказывания.Второй главный член предложения – глагол, который Аристотельопределял так: «Глагол есть [звукосочетание], обозначающее еще и время;часть его в отдельности ничего не обозначает, он всегда есть знак длясказанного об ином.
Говорю же я, что глагол обозначает еще и время; например,«здоровье» есть имя, а «[он] здоров» есть глагол, ибо это еще обозначает, чтоздоровье имеется в настоящем времени. Далее, глагол всегда есть знак длясказанного об ином, например, о подлежащем или о том, что находится вподлежащем» [Аристотель 1978б: 94]. Уже в этом определении мы находим дваважных свойства глагола – он обозначает время (это скорее характеристикаглагола как части речи) и характеризует имя (т.е. между именем и глаголомсуществует предикативная связь, а это уже свойство глагола как членапредложения).Так же, как и в случае с категорией имени, Аристотель выделял«неопределенный глагол» и «падежи глаголов». Однако, говоря о падежах18глагола, философ имел в виду его изменение по временам, то есть толькоглагол настоящего времени можно считать собственно глаголом, так как тольковысказанное в настоящий период времени можно верифицировать.Имя и глагол, по Аристотелю, являются главными составляющими речи,которую философ считал основной синтаксической единицей.
Однако при этомможно учитывать только речь «высказывающаю»: «Речь есть такое смысловоезвукосочетание, части которого в отдельности что-то обозначают каксказывание, но не как утверждение или отрицание… Но не всякая речь естьвысказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность илиложность чего-либо» [Аристотель 1978б: 95]. Далее Аристотель подразделялвысказывания на утверждения и отрицания, на простые и сложные.
Кроме того,порядок членов в предложении может меняться: «…при перестановке имени иглагола получается одно и то же утверждение и отрицание» [Аристотель 1978б:105].Исходя из вышеизложенного можем отобразить членение предложенияпо Аристотелю в следующей схеме: высказывающая речь = имя + глаголВысказывающая речьутверждение / отрицаниепростое / сложноеимяглаголопределеноопределенимеет условленное значениеобозначает времябезотносительно ко времениесть знак для сказанного обимениТаблица 1. Членение предложения в трактовке Аристотеля«Топика» – заключительный трактат логики Аристотеля, включенный в«Органон». Топика понимается здесь как диалектика, искусство вести диалог,ключевым понятием которого является «топ».
Отечественный исследовательЛосев А.Ф. писал: «...слово «топика» произведено от греческого слова topos,что буквально значит «место». Под этими «местами» в «Топике» Аристотеля19понимаются вообще всякие разноречивые факты, обстоятельства, события, атакже и понятия, которые не имеют прямого логического отношения квероятностному силлогизму, но которые диалектик привлекает в том или иномсмысле, стремясь сделать свое высказывание максимально убедительным,поскольку сама диалектика в этой области означает не что иное, как искусствоубеждать» [Лосев 2000: 291-292].Таким образом, «топы» – это своеобразные темы высказывания,помогающие искусно вести диалог. Несмотря на философский характер «топа»Аристотеля, мы не можем не соотнести его с современным лингвистическимпонятием «топик». Помимо чисто этимологической связи данных слов,прослеживается и сущностная связь в понимании «топа», «топика» какхарактеризуемого / предицируемого компонента высказывания.1.2 Психолингвистическая трактовка строения предложения вмладограмматическом направленииОдной из предпосылок зарождения топиковой теории стало выдвинутоена рубеже XIX и XX вв.