Диссертация (Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений), страница 35
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений". PDF-файл из архива "Развитие творческих способностей курсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
Результатомее функционирования должны стать:- высокий уровень развития творческих способностей;- творческого мышления;- творческого воображения;- целенаправленное применение курсантами методов творчества в процессевыполнения заданий.Условиямипрофессиональных1реализацииситуаций;данногопутиреализацияявляются:проблемногоимитацияобучения;См.: Поздняков О.Г. Педагогические пути развития творческих способностей кпознавательной деятельности у курсантов военных вузов: дис. ...
канд. пед. наук. – М. – С. 105.184систематическое включение и постепенное усложнение заданий на всех этапахобучениякурсантов;самостоятельностипедагогическойвыбориформобучения,креативностиподдержки;самосовершенствованию;курсантов;стремлениеучетспособствующихкоказаниенеобходимойинтеллектуальнойвозрастныхособенностейразвитиюактивности,обучающихся.Современный выпускник военно-музыкальных учебных заведений, обладаянеобходимым уровнем компетентности, знаний, профессиональных умений вразличных областях профессиональной деятельности должен обладать икачествамизащитникаОтечества,необходимымиемукаквоенномупрофессионалу.В связи с этим, отмечается особая важность процесса развития у будущихвоенных дирижеров творческих способностей, продуктивности в процессепознавательной деятельности, выработки навыков для реализации на практикекреативных решений в нестандартных ситуациях.
У них развивается умениедействоватьивыполнятьсамостоятельно-приоритетныезадачивоенно-музыкальных учебных заведений, что определяют важнейшие направлениясовершенствования всей высшей военной школы.Выводы по 3 главе:1.Втретьейглаведиссертациираскрываютсяпутиповышенияэффективности развития творческих способностей курсантов. Здесь было важнопроанализировать их в образовательном процессе военно-музыкальных учебныхзаведений.Однимизосновныхпутейисследуемогопроцессаявляетсяформирование у курсантов мотивации к развитию творческих способностей.Педагогическимиусловиямипутиявляются:развитиепрофессиональнойнаправленности и интереса курсантов к военно-дирижерской деятельности;формирование установок на достижение высоких результатов в профессиональнойдеятельности; применение различных методов стимулирования творческойдеятельностикурсантоввпроцессеобучения(конкурсы,соревнования,185использование проблемных ситуаций, похвала, умелое использование критики,учет желаний, интересов и склонностей).2.
Еще одним путем является оптимизация педагогического сотрудничествана основе ситуационно-контекстного подхода, направленного на развитиетворческих способностей курсантов в образовательном процессе военномузыкальных учебных заведений. Условиями реализации данного пути являются:психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионализации военногодирижера;реализацияпринциповединстваобученияивоспитания;последовательного моделирования содержания, форм и условий профессиональнойдеятельности; сочетание новых и традиционных педагогических технологий; учетиндивидуально-психологических особенностей обучающихся.3.
Важным путем является активизация самостоятельности курсантов врешении проблемных творческих заданий в образовательном процессе военномузыкальных учебных заведений. Результатом ее функционирования должныстать:- высокий уровень развития творческих способностей;- творческого мышления;- творческого воображения;- целенаправленное применение курсантами методов творчества в процессевыполнения заданий.Условиями реализации данного пути являются: имитация профессиональныхситуаций; реализация проблемного обучения; систематическое включение ипостепенное усложнение заданий на всех этапах обучения курсантов; выбор формобучения,способствующихразвитиюсамостоятельностиикреативностикурсантов; оказание необходимой педагогической поддержки; стремление кинтеллектуальнойактивности,самосовершенствованию;учетвозрастныхособенностей обучающихся.Предпосылкой для проявления в будущих профессиональных ситуацияхкачественных знаний и умений является самостоятельность и креативностькурсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений.186ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате диссертационного исследования сформулированы основныевыводы:1.
Изучение исторического опыта развития военно-музыкального искусстваиобразованиявРоссиипозволилосистематизироватьтеоретическиеисследования и выявить основные тенденции процесса развития творческихспособностей курсантов военно-музыкальных учебных заведений на различныхэтапахисторическогоразвития:эмпирическомэтапе(1873-1917 гг)-возникновение первых военно-музыкальных учебных заведений в России,создание теории обучения и воспитания военных музыкантов и дирижеров(возникновение в 80-х годах первых отечественных музыкантских школ, обучениевоенных капельмейстеров в Московской, Петербургской консерваториях),влияниедеятельностиН.А. Римского-Корсакованаорганизациюпрофессионального обучения оркестровых музыкантов и капельмейстеров,развитие отдельных компонентов творческой деятельности военных музыкантов;методологическом этапе (1917-1991 гг.)- расширение сети военно-музыкальныхучебных заведений в связи с необходимостью подготовки квалифицированныхвоенных кадров и выработки новых методических подходов по проблемеразвития и активизации творческой деятельности курсантов, окончательноеформирование системы военно-музыкального образования, появления новыхконцепций и теорий (создание в 60-90-х годах системы подготовки современноговоенного дирижера с высшим специальным музыкальным образованием, участиев международных конкурсах, фестивалях, парадах); поисково-исследовательскомэтапе (с 1991 г.
– по настоящее время)- реформирование Вооруженных СилРоссийской Федерации, оптимизация системы военно-музыкального образования,разработка научно-методической базы по проблеме развития творческойактивностиактивизацияобучающихсявпроцессепрофессиональнойихпрофессиональнойдеятельностивоенныхподготовки,дирижеров(международная концертная деятельность ВИ (ВД) ВУ с развитием новых форм187творчества в виде «дефиле», участие в международном фестивале «Спасскаябашня», проведение конкурсов военных дирижеров), введение компьютеризациив учебный процесс, появление новых педагогических технологий.Врезультатеанализапроцессаразвитиятворческихспособностейкурсантов, на основе исторического подхода, была уточнена его специфика наразличных этапах.
Выявление тенденций предоставило возможность учесть их всовершенствовании процесса развития творческих способностей курсантоввоенно-музыкальных учебных заведений в настоящее время.2. В соответствии с позицией, принятой в педагогических исследованиях ивследствие развития идей А.В. Барабанщикова, И.А. Алехина, А.А. Вербицкого,М.Д. Ильязовой сформулировано представление о творческих способностяхкурсантоввоенно-музыкальныхучебныхзаведенийкакинтегративнойсовокупности свойств личности, раскрывающих специфику их творческойдеятельности в качестве военного дирижера. Анализ результатов психологопедагогических исследований позволил обосновать сущность, содержание иособенности структуры процесса развития творческих способностей курсантоввоенно-музыкальных учебных заведений.
При этом в отличии от исследований,посвященным различным аспектам развития творческих способностей курсантоввоенных вузов (Г.В. Гавришиной, С.А. Тишина, Т.Ю. Зыбиной, Н.В. Степанова)обоснованапедагогическаясущностьразвитиятворческихспособностейкурсантов в образовательном процессе военно-музыкальных учебных заведений,которая в диссертации основывается на моделировании профессиональнойдеятельности в ходе реализации УПоС, соответствующих видам даннойдеятельности. При рассмотрении структурных элементов процесса развитиятворческих способностей курсантов военно-музыкальных учебных заведенийнаряду с традиционными характеристиками элементов процесса были выявленыспецифические функции, противоречия, закономерности и особенные принципы.3. В отличии от ранее проведенных исследований в военных вузах(С.А.
Тишина, Т.Ю. Зыбиной, О.В. Еремчевой) была разработана и реализована входе опытно-экспериментальной работы педагогическая модель УПоС по188развитию творческих способностей на основе системного и ситуационноконтекстногоподходовсучетомвоенно-музыкальнойспецификиобразовательной среды военного вуза. Определены критерии и показатели оценкиэффективности процесса развития творческих способностей курсантов военномузыкальныхучебныхмотивационный,заведенийосновнымиценностно-смысловой,изкоторыхинструментальный,являются:индивидуально-психологический, конативный.4. Выявлены и экспериментально обоснованы основные педагогическиепути и условия эффективного развития творческих способностей курсантоввоенно-музыкальных учебных заведений:-формированиеспособностей,укурсантовпедагогическимимотивацииусловиямикразвитиюкотороготворческихявляются:развитиепрофессиональной направленности и интереса курсантов к военно-дирижерскойдеятельности; формирование установок на достижение высоких результатов впрофессиональнойдеятельности;применениеразличныхметодовстимулирования творческой деятельности курсантов в процессе обучения(конкурсы, соревнования, использование проблемных ситуаций, похвала, умелоеиспользование критики, учет желаний, интересов и склонностей).- оптимизация педагогического сотрудничества на основе ситуационноконтекстного подхода, условиями реализации данного пути являются: психологопедагогическоедирижера;сопровождениереализацияпоследовательногопрофессиональнойпроцессапринциповмоделированиядеятельности;профессионализацииединстваобучениясодержания,сочетаниеиформновыхивоенноговоспитания;иусловийтрадиционныхпедагогических технологий; учет индивидуально-психологических особенностейобучающихся.- активизация самостоятельности курсантов в решении проблемныхтворческих заданий в образовательном процессе военно-музыкальных учебныхзаведений,педагогическимипрофессиональныхситуаций;условиямикоторогореализацияявляются:проблемногоимитацияобучения;189систематическое включение и постепенное усложнение заданий на всех этапахобучениякурсантов;самостоятельностипедагогическойвыбориформобучения,креативностиподдержки;способствующихкурсантов;стремлениекоказаниеразвитиюнеобходимойинтеллектуальнойактивности,самосовершенствованию; учет возрастных особенностей обучающихся.Практические рекомендации.В целях повышения эффективности развития творческих способностейкурсантов военно-музыкальных учебных заведений целесообразно предложить:1.