Диссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности". PDF-файл из архива "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В отличие от диалога, являющегося основой длямежличностной передачи нравственных ценностей, полилог признан каналомгрупповой трансляции.Процесс межпоколенной передачи духовно-нравственных ценностей выполняет несколько функций:- регуляторную, обеспечивающую внутреннюю регуляцию человеком своей деятельности путём следования личной системе ценностей, сформировавшейся на основе вечных ценностей, переданных ему предыдущими поколениями;- объединяющую, основой которой является единая система ценностей,принимаемых в обществе, выполняющая роль жизненного ориентира в обществе,значимого и обязательного для всех его членов;- реферативную, позволяющую человеку в процессе жизнедеятельностисоотносить свою личностную систему ценностей с её значимостью для дальнейшей трансмиссии последующим поколениям;- информативную, способствующую сохранению памяти о прошлом нациии семьи, традициях и культуре;- воспитательную, так как в процессе трансмиссии передаются образцы,нормы, правила и культура поведения, происходит становление личности;- поддерживающую, отражающую роль родителей в жизни подростков инаоборот.На основе анализа различных подходов к исследуемой проблеме межпоколенная трансмиссия духовно-нравственных ценностей может быть определенакак непрерывный, интерактивный, билатеральный процесс передачи духовнонравственных ценностей через трансляцию, интериоризацию, рефлексию и последующую ретрансляцию, являющийся результатом межпоколенного взаимодействия.Рисунок 1.
Этапы процесса трансмиссии духовно-нравственных ценностей27Межпоколенная трансмиссия духовно-нравственных ценностей – это важнейшая функция взаимоотношений между поколениями, являющаяся условиемжизни будущих цивилизаций. Деление общества на поколения считается однимиздревнейшихспособовстратификациисоциума.Какисторико-демографическую общность поколение впервые представил Геродот, но сам термин встречается и в Ветхом завете, и в Евангелие.
Сам концепт «поколение» является объектом и предметом изучения разных наук, каждая из которых даёт емусвоё определение, причём даже в рамках одной науки таких дефиниций можетбыть очень много, в том числе в социологии.До середины XIX века поколение представляло интерес только в биологогенетическом аспекте, но начиная со второй его половины, этот термин сталпредметом изучения и анализа западноевропейской социальной философии. Вэтот период появляются три разных подхода к данному вопросу: позитивистынатуралисты локализуют поколение во времени и обращают особое внимание наего пространственно-хронологическую определённость, сторонники историкополитического подхода называют поколение временно господствующей общностью, а вот в представлениях романтико-гуманитарной направленности поколение – это духовная общность идей и деятельности.Фундаментальные труды, посвящённые поколенческой проблематике,принадлежатпредставителямфранцузскойсоциологическойшколы–Ж.
Дромелю, О. Конту, А. Курно, Ф. Мантре и их последователям.Во взглядах О. Конта феномен поколения или, точнее сказать, преемственности поколений совпадает с развитием общества и человеческой мысли, которые он считал линейными. Однако французский учёный берёт в расчёт толькозрелый возраст, не учитывая ни детство, ни молодость, ни старость. По его мнению, у одного поколения слишком мало времени на существенные изменения вобществе, поэтому для укоренения нравов необходима их передача в течение нескольких поколений.Французский юрист Ж.
Дромель ввёл понятие «политическое поколение» исформулировал «закон поколений», согласно которому оно господствует 16 лет,28а затем сменяется следующим, завершившим за это время своё политическое образование и начавшим критиковать предшественника. По мнению Ж. Дромеля,каждое поколение уникально, исключительно и отличается от предыдущего более высоким социальным идеалом, в какой-то степени противостоящим предыдущему. Таким образом, смена поколений по Дромелю является основным механизмом социальной эволюции и носит линейный характер [3.10].А.
Курно исследует роль события и случайности, предлагая историческуюпериодизацию «примерно век ... или три поколения сосуществующие друг с другом в этот период времени», выступая за преемственность поколений, в отличиеот Ж. Дромеля, являющегося сторонником прерывистости поколений и предлагавшего принять за рамки поколения 15 лет [3.9].
Под влиянием идей А. Курноавстрийский историк О. Лоренц сформулировал «закон трёх поколений».В. Дильтей, давая определение поколению, акцентировал внимание не на хронологических характеристиках, а на одинаковом влиянии, которому подвергаютсясовременники в субъективных условиях.В 1928 году была опубликована статья «Проблема поколений» выдающегося немецкого социолога Карла Мангейма, в которой он представил первуюразвёрнутую социологическую концепцию поколений. В статье описаны механизмы обновления общества, принципы отбора и передачи опыта от старшегопоколения младшему, а также процесс частичного разрушения прошлого, как залог прогресса общества.
К. Мангейму удалось объединить подходы позитивистов и романистов в одной концепции, согласно которой поколение – это те, ктородился в одни и те же годы и унаследовал определенное содержание, соответствующее их местоположению в историческом измерении социального процесса[3.19].Разрабатывая теоретические положения концепции поколений, К. Мангеймпредположил, что:1. Набор духовных ценностей, которые разделяет поколение, подвергаетсявлиянию общих исторических и социально-экономических факторов, пережитыхпоколением;292. Трансформация базовых духовно-нравственных ценностей молодогопоколения может произойти только под контролем и руководством старших, поскольку эти ценности являются высшей формой сознания;3.
Поколение не однородно, оно состоит из подгрупп, взаимодействующихили конфликтующих между собой, различных по своим социальным, статусным,ценностным характеристикам, но объединённых возрастом, базовыми ценностями, социальным опытом и исторической памятью [3.19].Согласно теории В. Дильтея поколение характеризуется внутренней духовной солидарностью, единством морально-этических переживаний как источником формирования мировоззрения, тому, что будет передано новому поколению [2.36]. В.
Дильтей, в отличие от Ж. Дромеля и Х. Ортеги-и-Гасссета, определял границы поколения в 30 лет и понимал его как людей, связанных общимвременем детства и крупными событиями на протяжении всей жизни, определившими видение действительности и общий тип восприятия.ИспанскийфилософХ.Ортега-и-Гассетиспользовал«духовно-исторический» подход к разработке теории поколений, выделив, как и его предшественники, продолжительность поколения в 15 лет и дав им имена великихлюдей – Декарта, Джордано Бруно и др. Х.
Ортега-и-Гассет попытался при этомизбавиться от биологических истоков и от присущего романтикам индивидуализма. По его мнению, поколение – это отнюдь не горстка выдающихся личностей, и ни в коей мере не масса случайных индивидов-ровесников, а «динамический компромисс между массой и личностью», качественно новая объединяющаясила, без которой невозможен субъект исторической деятельности. Испанскийученый считал, что в пределах идентичности одного поколения могут присутствовать носители разных ценностных установок и вслед за В. Дильтеем заявлял,что, развиваясь в обществе, личность подвергается влиянию и впитывает «идеиэпохи», а генератором и носителем этих идей является череда поколений.
Поколение, в его представлении, – это общность ровесников, сосуществующих в одном кругу [2.91]. По убеждению Х. Ортеги-и-Гассета, конфликт поколений неиз-30бежен, так как поколения являют собой разных людей, а соответственно разныйжизненный опыт и разные взгляды на мир.За всё время исследований поколения в разных научных областях появилось большое количество определений концепта «поколение», опирающихся и нагенеалогию, и на исторический период, и на временной промежуток, и на возрастную когорту, в том числе и в отечественной социологии.Так, например, А.И. Афанасьева и М.Б.
Глотов определяют поколение какобъективно-складывающуюся совокупность людей, близких по возрасту, обладающих общими демографическими чертами и функционирующих в один и тотже исторический период [2.13;2.29]. По мнению А.В. Толстых, поколение – этоинтервал времени между средним возрастом родителей и детей …примерно 27лет. Возрастное деление населения на поколения предложил Б.Ц.
Урланис, выделив; дорабочий, рабочий и послерабочий возраст [2.120]. В.Т. Лисовский понимал поколение как общность современников, жизнь которых совпала с особымсобытием или периодом истории [2.75]. Традиционно, при рассмотрении вопросаконфликта «отцов» и «детей» учитывались только молодёжь и взрослые. Сегодня, из-за увеличения доли пожилых людей в обществе, возросла и их субъектная значимость, в том числе в межпоколенных взаимоотношениях.По мнению американского социолога Х.
Беккера, в современном западномобществе существуют пять поколений: довоенное (1910-1930 гг. р.), молчаливое(1930-1940), поколение протеста (1940-1955), потерянное (1955-1970) и поколение «икс» (родившиеся после 1970 г.).Английский учёный Теодор Шанин предлагает употреблять «поколение» взначении: 1) звена генеалогической цепи, 2) жизненного этапа и/ или подразделения возрастной организации общества, 3) исторического периода и/или современников, в нём живущих, 4) социально-возрастной «когорты» [2.130].И.С. Кон писал, что каждое общество делится на страты, согласно возрастусвоих членов, а процесс последовательной смены и преемственности этих стратявляется залогом развития общества.