Диссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности), страница 5

PDF-файл Диссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности), страница 5 Социология (56262): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности) - PDF, 2020-03-26СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности". PDF-файл из архива "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

67].В процессе социализации ценности передаются от поколения к поколениюв виде культурных образцов, а их интериоризация принуждает личность к поведению, необходимому для функционирования системы и культуры. При этомвнешнее представление о ценности становится внутренним, т. е. человек сначалаполучает представление о ней как о социально значимой, общечеловеческой, азатем она превращается в духовную ценность личности, иначе говоря, общественное становится личностным, субъектным. По мнению Е.Н.

Шиянова, интериоризация духовно-нравственных ценностей, протекает двумя способами: встихийно сложившихся условиях и в специально организованных, когда отдельные ситуативные побуждения при систематической активизации постепенностановятся более прочными и переходят в более устойчивые формы [2.135].Часть ценностей человек приобретает «по наследству» от традиций, выражающихся в передаче духовных ценностей от поколения поколению и являющихся основой культурной жизни, другую часть человек вырабатывает сам впроцессе онтогенеза.

Непрерывность этого процесса является залогом непрерывности культур и обеспечивает преемственность, благодаря которой и происходитдвижение общества вперёд через обогащение накопленного предыдущими поколениями опыта.21Межпоколенная преемственность ценностных ориентаций начинается с ихпередачи старшими поколениями: сначала через пример или образец деятельности, а затем посредством слова или вербальным способом трансляции. На следующем этапе младшее поколение усваивает нормы, переданные им старшим поколением и на их основе, через трансформацию и интерпретацию ценностей, вырабатывает новые идеалы, принципы, ориентации, которые соответствуют новым социально-экономическим и историческим условиям.

Завершающим этапомявляется трансмиссия ценностных ориентаций, трансформированных и интерпретированных молодым поколением, но основанных на ценностях предшествующих поколений.Результатом увеличения продолжительности жизни стало сближение поколений и то, что межпоколенческие отношения стали всё больше носить горизонтальный характер, а молодые люди могут иметь большое влияние на старших. К.Аттиас-Донфю называет такой тип передачи «передачей наоборот», при которойблизость поколений создаёт, по сути, область конфронтации идей и «сферы взаимного влияния» [3.4].Поскольку концепт «трансмиссия» в данном исследовании рассматривается с точки зрения социологии, следует отметить его тесную связь с термином«социализация», который в понимании Э. Дюркгейма, употребившего это понятие одним из первых, является способом передачи обществом и освоения индивидом, по возрасту относящимся к молодежи, социальных норм, культурныхценностей и образцов поведения, позволяющим молодому человеку функционировать в данном обществе.

Он считал, что общество существует за счёт сменыпоколений посредством образования, которое является методической социализацией молодого поколения [3.13].Говоря о понятии «трансмиссия», нельзя упустить из виду работы Пьера Бурдье, представлявшего трансмиссию как одностороннюю социализацию,осуществляемую «значимыми» агентами, в чём он очень близок позиции Э.Дюркгейма. Наряду с этим, отличие теории П.

Бурдье состоит в том, что еслиДюркгейм сводил к минимуму роль семьи как социализатора, то Бурдье, наобо-22рот, считал, что именно семья выступает в роли «значимых», «доминирующих»,способных на передачу. По его мнению, семья передает «ethos», то есть отношения, которые являются выражением системы ценностей, моральных, религиозных и/или политических явных или неявных, которые определяют социальнуюпринадлежность ребёнка, при этом ethos, а также классовый габитус, представляют собой культурный капитал, передаваемый ребёнку.

Согласно П. Бурдье,передача производится чаще всего неформальным путем «осмоса», когда дети«купаются» в их социальной среде членства и развивают навыки, взгляды и вкусы, принятые в среде, думая, что они им были даны при их рождении, а отнюдьне в результате обучения[3.6].Социологи отмечают, что на развитие человека оказывают влияние социальные институты и агенты социализации, т. е. социальные группы, лица, внепосредственном взаимодействии с которыми, протекает его жизнь, причём наразных возрастных этапах состав агентов меняется.Кто же является основными трансляторами нравственных ценностей, азначит, ответственными за нравственную социализацию?Основными агентами трансляции выступают семья, образовательные институты, социальные группы, культурные архетипы, личностные авторитеты,церковь и средства массовой информации.

Все они значимы для процесса передачи нравственных ценностей, но их приоритетность меняется в зависимости отособенностей развития личности в процессе онтогенеза, либо от общественныхструктурных изменений; меняются также и механизмы передачи. Трансмиссиядуховно-нравственных ценностей может проходить целенаправленно, через воспитание личности, а также стихийно, посредством саморазвития, под воздействием жизненных обстоятельств и окружающих людей.Так, например, в детстве основным механизмом считается игра, так каквсё, что передаётся в игре, воспринимается имплицитно, а не как нечто навязанное.

В подростковом возрасте механизм трансляции происходит через поиск,оценку, выбор и проекцию. Взрослый человек, заинтересованный в личностнойэволюции, обретает нравственные ценности в результате эмоционального прия-23тия нового знания, осознания через анализ и интериоризацию в уже имеющуюсясистему ценностных ориентаций.В свою очередь немецкий психолог и социальный педагог Г. Хорн выделил4 механизма духовно-нравственной трансмиссии:- импринтинг (чаще всего передача от матери младенцу);- имитацию и исследование(игра);- образование и воспитание (первичная социализация);- инициацию (посвящение во что-либо, приобщение к чему-либо, наследование норм и традиций)[2.126].По мнению В. Франкла ценностям невозможно научиться, их нужно пережить , а освоение ценностей в процессе их трансмиссии происходит черезосмысление по критерию «добро-зло», через переживания, эмоции, «памятьсердца».

[2.123]. Задача транслирующего − не просто дать набор ценностей, апомочь их осмыслить, принять основные общечеловеческие регуляторы как своисобственные и научиться использовать их в жизни.В.П. Зинченко считает, что на пути становления личности индивид развивается внутри культурного целого, в котором исторически кристаллизован опытчеловеческой деятельности, общения, мировосприятия, и который он должен непросто усвоить, но и накопить на его основе свой личный опыт.Очень сложно дать определение процессу передачи нравственных и духовных ценностей молодому поколению, включающему в себя большое количествофакторов.

Эта проблема всегда была и остаётся доминирующей у всех цивилизаций и может быть решена различными средствами: через образец, которомунужно следовать, через образование, которое нужно получить, через социальнуюроль, которую необходимо принять или просто через мимикрию. Способ передачи может быть либо устный, либо письменный в зависимости от того, какой способ наиболее характерен для данного общества.Канадский социолог Г.М. Маклюэн выделил 3 типа трансмиссии: дописьменный, книжный и экранный. Дописьменный тип трансмиссии предполагал основными способами передачи обряды и непосредственную деятельность [2.79].24Эта начальная форма трансмиссии не исчезла и в настоящее время является основой семейного воспитания.Появление второго типа было вызвано возникновением печатных и письменных текстов, посредством которых передаются культурные и духовнонравственные ценности.Третий тип передачи – экранный, приобретает очень большую значимостьв постиндустриальном обществе, причём сила воздействия новых аудиовизуальных устройств такова, что способна в корне поменять ход развития общества и оказывает большое влияние на жизнь людей, к сожалению не всегдаположительное.Л.В.

Жаров, В.П. Кахановский, В.П. Яковлев выделяли 3 основные формыпередачи культурного наследия, коррелирующего с духовно-нравственнымиценностями:1) Передача по принципу образца, примера «Делай как я!», т.е. использование в обучении механизма подражания, самого древнего из существующих.Преимуществом этой формы является непосредственное личное общение со«значимыми другими», а недостатком может стать слепое копирование норм,догматизация обучения.2) Передача через нормы, предписания, запреты, т. е. «Делай так!», в видеморального кодекса.3) Аксиологическая форма, при которой передаются ценности и идеалы,выраженные в системе принципов, главенствующих в данном обществе [2.247].Существуют различные «каналы» приема, переработки и воспроизведенияинформации о мире духовных ценностей, главными из которых являются: созерцательность бытия, механизм интериоризации и рефлексия.Трансмиссия ценностей от субъекта к объекту может осуществляться черезкоммуникацию и общение.

Коммуникация, являясь чисто информационнымпроцессом, даёт представление о ценностях и реакцию на них. Общение же,представляет собой духовное взаимодействие субъектов, при котором происходит столкновение устоявшихся идей и в результате синтеза рождается новое25представление. Такой способ приобщения к ценностям возможен только в эгалитарной семье. Рассуждая на эту тему, В.Т. Лисовский пишет, что установки родителей на демократическое воспитание пользуются наибольшим одобрением убольшинства детей, при условии, что высокая требовательность сочетается сэмоциональным принятием и поддержкой ребенка [2.75].Существуют три канала коммуникативных связей: монолог, диалог и полилог, каждому из которых присущи свои модели трансляции духовнонравственных ценностей.Монолог наиболее эффективен для раннего периода становления личности,для детского возраста, так как представляет собой простой односторонний процесс трансляции, причём ребёнок может принимать знание, информацию безусловно, не подвергая их логическому анализу, иногда не представляя их ценности.В отличие от монолога, диалог представляет собой эффективное коммуникативное общение, в процессе которого происходит передача нравственных ценностей по следующим моделям:- софистическая (модель закрытого диалога), при которой транслятор придерживается исключительно своей точки зрения и её внедрение в сознание рецепиента является для него основной целью;- майевтика (открытый диалог), предполагающий билатеральность и возможность изменения взглядов как рецепиента, так и агента-транслятора;- «умный образ», целью которого является в результате совместных умозаключений заставить рецепиента поверить, что передаваемые ему ценности изначально его;- созерцательная или трансцендентная модель, при которой транслятор является непререкаемым авторитетом, образцом для подражания, а рецепиент принимает априори систему ценностей учителя [2.117].Полилог – наиболее эффективный канал трансляции ценностей в настоящее время, явным достоинством которого представляется одновременное воздействие на большое количество людей, а недостатком можно считать неявность26усвоения, принятия ценностей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее