Диссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности". PDF-файл из архива "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В четвертом ряду располагаютсянравственные ценности, которые выражаются в противоположности добра и зла,к ним относятся ценности воли и мотивации поведения. Ценности божественности и святости выступают у Шелера абсолютными, вечными, неделимыми, независимыми, наполняющими душу глубочайшим чувством удовлетворения и поэтому представляющими высший ряд ценностей.Таким образом, в представлении М. Шелера такие понятия, как духовные инравственные ценности, разделяются, причём духовные ценности уступают позначимости нравственным. Нравственные ценности являются высшими, абсолютными ценностями, порядковый ранг которых постигается в особом акте познания, который Шелер называет предпочтением, а «систему правил предпочтения ценностей» он считает моралью. «Высшая» же мораль – это служение сверхчеловеческим ценностям (т.е. отношение Я не к другому человеку, а к некоейвысшей ценности) [2.134].Г.
Риккерт и Н. Гартман, как и другие представители неокантианства рассматривали ценность, как нечто абсолютно объективное, стоящее над временем,историей и противостоящее предметному бытию. По мнению Г. Риккерта, духовно-нравственная ценность есть смысл, лежащий над всяким бытием [2.103].Следуя методу Г. Риккерта, ценности можно соотнести с шестью областями:41наукой, искусством, мистическим пантеизмом, социально-этической областью,личной жизнью и религией.В отличие от М. Шелера, Н.
Гартман не признает бога высшей ценностью,а поиски природы ценности рассматривает как иррациональные. По его мнению,"ценность, как таковая, является непроизводной", а человек есть связующее звено между двумя мирами – онтологическим и аксиологическим [2.26].По мнению Т. Парсонса, автора теории социального действия, ценностипредставляются высшими принципами социального действия, обеспечивающимиобъединение и согласие индивидов внутри сообщества и определяющими целиих действия.
Они выступают регуляторами принятия решений субъектами действия, а также обеспечивают сохранение и воспроизведение культурных образцов, выступая в образе представлений о желаемом типе социального устройства.В свою очередь, представления, господствующие в данном сообществе, определяют структуру и характер ценностей [2.92].В отличие от Г.
Тарда, отрицавшего наличие коллективного сознания, Э.Дюркгейм признавал его существование и считал, что социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно, ачеловек застает их уже сложившимися и ему остаётся их только усвоить и реализовать на практике.
Таким образом, Э. Дюркгейм указывал на принудительнуюприроду норм и ценностей. Французский ученый ввёл в употребление такое понятие, как аномия – особое состояние общества, являющееся результатом относительного отсутствия нравственных норм, обычаев, традиций и характеризующееся потерей человеком смысла жизни, целей, моральным нигилизмом, духовной опустошённостью и ослаблением социальных связей. Кроме того, Э. Дюркгейм подчеркивал необходимость построения иерархии ценностей. Он выделялследующие ценности: экономические, нравственные, религиозные, эстетические,метафизические. При условии их усвоения, ценности выступают в качестве индивидуальных и коллективных ориентиров действия людей.Н. Смелзер понимает под ценностями убеждения, одобряемые в обществеи разделяемые большинством людей, относительно целей, которые необходимо42достичь.
К. Клакхон считает, что ценности – это «осознанное или неосознанное,характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия».Интерпретируя методику М. Рокича, В.А. Ядов разделил ценности на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные показывают то, что представляется желательным для достижения, инструментальные определяют личностные качества, которыми нужно обладать,чтобы достичь желаемого. В понимании О.Г. Дробницкого, ценности есть ожившие предметы [2.38].У каждого народа, у каждой цивилизации, культуры имеются свои «пирамиды ценностей», в основании которых лежат страты базовых или духовнонравственных ценностей, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета или «ценностную память» общества, содержание которой трансформируется очень медленно, пронизывает всю систему ценностей, обеспечивая свободный выбор человека, высшей формой контроля которой является совесть.
Духовно-нравственные ценности выступают в качестве регуляторов как в отношенияхмежду личностью и обществом, так и в поступках отдельных людей, оказываямотивирующее воздействие на их сознание и поведение.Один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм, разрабатывая социологический метод, писал, что истинными причинами всех социальных явленийнужно считать именно идеи и духовные ценности, которыми человек руководствуется на практике.Как уже было отмечено, миру ценностей присущ особый порядок. Иерархия ценностей, их значимость зависит от типа общества, культуры и традиций,принятых в данном обществе, от эпохи и требований времени.
Так, например, вгоды второй мировой войны, многие европейцы восхищались массовым героизмом советских людей, их стойкостью, самопожертвованием, но им были непонятны причины: в советском обществе, как и всегда в России, главными духовно-нравственными ценностями были патриотизм, любовь к Родине, близким, а43затем к жизни. Восхищение, но в то же время недоумение вызвал у европейцевгеройский поступок российского офицера во время военного конфликта в Сирии,вызвавшего огонь на себя, но не сдавшегося в плен.
Причина этого непониманияв том, что в постиндустриальном обществе Европы, основной ценностью априори является собственная жизнь, «я», а братство, патриотизм, самопожертвованиедавно не являются приоритетными нравственными категориями общества потребителей.Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что онипо своей сути являются ценностями личности, а признак, отличающий нравственные ценности от всех остальных, состоит в том, что человек несет за нихответственность. Нравственные ценности имеют обязательный характер, т.е. ихотсутствие демонстрирует несостоятельность личности.Переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношениймежду людьми к сознательно регулируемым и упорядоченным знаменуется формированием моральных норм и принципов, которые, в свою очередь, наравне стакими категориями, как добро, справедливость, долг, честь, совесть, счастье,смысл жизни, любовь явились отражением нравственных представлений человека, формировавшихся на протяжении веков.Основными качествами моральных ценностей являются объективность итрансцендентность, что означает, что их нельзя полностью исключить из доступной чувствам природы, что они не являются исключительным продуктом природы, а обладают определённой автономией.
То, что моральные ценности относительно независимы от конкретного материального бытия и могут существоватьза пределами обычного чувственного опыта, подтверждает их трансцендентность.Исследуя духовно-нравственные ценности, A.M. Коршунов полагает, чтоценным для индивида представляется то, что способствует его развитию и служит его интересам. По его мнению, ценностью для человека может стать положительная значимость или функция какого-либо явления, присутствующего в его44общественно-исторической деятельности. Ценностным статусом обладает всё то,что служит развитию общества, его прогрессу [2.67].Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивиданедостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен.
Важно,чтобы человек вел себя в соответствие с декларируемой им системой ценностей.В.Т. Лисовский, в своей работе «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях»,соглашается с И. Кантом, отстаивающим моральную автономию человека и придающим ей роль регулятора отношений в обществе, живущем по закону категорического императива [2.75]. Основным постулатом этого закона является «золотое» правило нравственности: поступать с людьми нужно так, как хотелось бы,чтобы поступали с тобой и избегать поступать так, как не хотелось бы, чтобы поступали с тобой. По мнению И. Канта, такая максима могла бы стать всеобщимнравственным законом и соответственно связующей нитью между духовнымимирам поколений.Духовно-нравственные ценности, выполняющие регулятивную функцию воценке отношения между добром и злом, являются базовым основанием дляформирования и развития личности человека, а также фактором формированияценностного сознания человека, представляющего собой набор установок и ориентаций на определённые социальные нормы, обычаи, идеалы, традиции и т.д.По мнению В.Н.Шевченко духовные ценности есть вершители человеческого благополучия, созидательные и конструктивные механизмы, стабилизирующие общество, предотвращающие его деградацию и разрушение, в чём заключается их закономерность [2.133].Духовные, этические ценности – «добро», «честь», «совесть», «долг»,«справедливость», «бескорыстие» и др.
находят своё проявление в поступках одного человека по отношению к другому, характеризуя его внутреннюю духовнуюмотивацию. Именно эти ценности были определены в числе основных духовнонравственных ценностей в Стратегии развития воспитания в Российской Феде-45рации на период до 2025 года15, среди которых названы также личное достоинство, человеколюбие и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством[1.5].Понятия о нравственном и безнравственном могут трансформироваться взависимости от исторических и социальных изменений, поэтому нравственнымсознанием молодого человека, специалиста нужно управлять, передавая ему теценности, на которых будет базироваться его профессиональная компетентностьи которые будут способствовать его профессиональному росту и становлениюличности.