Диссертация (Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности". PDF-файл из архива "Управление процессом межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностей на предприятиях ракетно-космической промышленности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Результаты анализа проведенного эмпирического исследования соотнесены с известными экспериментальными данными отечественных и зарубежных учёных. Основные результаты диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социальных дисциплин«МГОТУ», в выступлениях на различных научно-методических и научнопрактических конференциях, круглых столах и семинарах, использовались в ходепроведения занятий со студентами «МГОТУ», а также нашли отражение в научных статьях, размещенных в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации, и других рецензируемых научных журналах.Основные положения и выводы работы представлены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки» (Тамбов, 2014 г.);Ежегодных научных конференциях (аспирантов «МГОТУ») «Инновационные аспекты социально-экономического развития региона» (Королев, 2014, 2015,2016 гг.); Международных научно-практических конференциях «Инновационныеи приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе» (Королёв, 2015, 2016 гг.); V Международной научно-практическойконференции молодых учёных и специалистов «Современная российская наукаглазами молодых исследователей» (Красноярск, 2015 г.); Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2016г.);Международной научной конференции «Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке» (к 100-летию Русскогосоциологического общества имени М.
М. Ковалевского), (Санкт-Петербург, 2016г.); IV Международной научно-практической конференции «Инновационные иприоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техниче-16ском вузе» (г. Королёв, 2017 г.); XXII Социологических чтениях «Россия и современный мир: капитал, солидарность, субъективность» (Москва, 2017 г.); Всероссийской научной конференции XI Ковалевские чтения Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв.
(к 100-летию Русской революции)(Санкт-Петербург, 2017 г.); II Всероссийской научно-практической конференции«Русский космизм: история и современность» (Королёв, 2017 г.). Материалыдиссертации вошли в рабочие программы и дидактические материалы преподавания учебных дисциплин «Социология», «Социология управления», «Государственное и муниципальное управление» в «МГОТУ».Результаты диссертационного исследования были внедрены в: 1) научнометодическую и научную деятельность ГБОУ ВО МО «Технологический университет»; 2) учебно-методическую и научную деятельность, при организациивоспитательного процесса ФГБОУ ВО КубГМУ; 3) работу кадровой службыФГУП КБ ХимМаш им. А.И.
Исаева; 4) организацию работы Совета ветерановФГУПЦНИИМаш;5)научнуюипроектнуюдеятельностьНаучно-внедренческого центра Международного исследовательского института (г.Москва).Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.17ГЛАВА 1. МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГОИССЛЕДОВАНИЯ1.1. Теоретико-методологические основы социологического анализапроцесса межпоколенной трансмиссии духовно-нравственных ценностейНельзя представить себе общество без практики межпоколенной передачидуховно-нравственных ценностей. Трансмиссия и межпоколенное взаимодействие как базовые явления, на основе которых общество воспроизводится,трансформируется и сохраняется, являются одними из основных концептов в понятийно-категориальном аппарате социологии.Для того, чтобы провести социологический анализ исследуемого феномена, необходимо понимать, что трансмиссия ценностей – это основная функциямежпоколенного взаимодействия и что её исследование должно затрагивать триаспекта:- процесс трансмиссии (Где? Когда? Каким образом? С какой целью?)-субъект трансмиссии, поколение (Кто передаёт?)- объект трансмиссии, духовно-нравственные ценности (Что передаёт?)Трансмиссия духовно-нравственных ценностей может быть определена какпроцесс передачи духовного капитала, нравственных норм, культурных традиций от одного субъекта (поколения) другому, один из которых намерен эти ценности передать, а другой готов их принять, осознать и интериоризировать в процессе нравственной социализации.Анализ существующих по этой теме исследований, позволил выявитьнаиболее частое использование для обозначения понятия передачи двух концептов: «трансляция» и «трансмиссия», а также отсутствие единого принципа ихтождественного употребления либо их дифференциации.
В работах зарубежныхавторов чаще всего встречается термин «transmission», в трудах российских исследователей встречаются сразу несколько дефиниций: «трансляция», «транс-18миссия» и даже «трансферт». Логично предположить, что слово «трансляция»вошло в употребление из-за синонимичности глаголов «передавать» и «транслировать», хотя в социологическом словаре такого понятия не существует. Трансфертом же принято называть механическое копирование образцов, норм без рефлексии и обогащения собственного опыта. Многие авторы используют данныетермины как синонимы и даже в одном определении.По мнению С.Н.
Иконниковой, воспроизводство культуры или трансмиссия есть межпоколенная трансляция культуры посредством социализации и инкультурации [2.51].Опираясь на трактовку этих лексем в техническом ракурсе, мы склоняемсяк употреблению концепта «трансляция» для обозначения любого процесса передачи духовно-нравственных ценностей, независимо от того достиг ли он цели.
Втом случае, если трансляция – успешна и рецепиент, интериоризировав переданные ценности, захотел их передать, т.е. ретранслировать, можно говорить о«трансмиссии». Следовательно, именно «трансмиссия» в значении непрерывногопроцесса передачи духовно-нравственных ценностей, перманентность которогообеспечивается желанием принявшего ценность передать её следующему поколению, является основной функцией взаимодействия поколений.На основании того, что духовно-нравственные ценности являются однимиз основных элементов культуры, Ш. Шварц предлагает считать духовнонравственную и культурную трансмиссию, первое определение которых предложил Л. Кавалли-Сфорца в контексте сравнительной биологии и генетики, синонимичными понятиями [3.26].
В представлении ряда учёных культура есть ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию (А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Давыдов, Э.А. Орлова) [2.32].В процессе передачи традиций, культурных ценностей от поколения поколению осуществляется культурная трансмиссия, выполняется основная функциякультуры – межпоколенная трансмиссия духовно-нравственных ценностей. Поопределению А.И. Кравченко, культурная трансмиссия есть процесс передачисоответствующих данной культуре знаний, умений, навыков, традиций, обычаев19и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой, отпредшествующих поколений к последующим через научение [2.69].Трансмиссия всегда предполагает наличие двух субъектов: того, кто передает, и того, кто принимает.
Именно их взаимодействие в разных ситуациях - исторических, культурных, географических – и будет определять то, что передастсяв неизменном виде или с изменениями, что будет принято, что трансформировано, а от чего возможно придётся отказаться. Передача – «пластична, так как онане является идентичным воспроизведением одним поколением норм другого, апредусматривает их возможную трансформацию. В большинстве случаев это взаимное принятие идентичности, признание значимости каждого субъекта, вданном случае старшего и младшего поколения, так как процесс будет иметьуспех только при условии, что передающий уважает рецепиента и принимает вовнимание его ожидания. С другой стороны необходимо помнить о том, что следование ценностям, их принятие основывается на личном свободном выборе ипроисходит через личностное отношение, расположенность и открытость к восприятию, пониманию и принятию ценности со стороны принимающего субъекта.По мнению Т.М.
Чурековой передача духовно-нравственных ценностей –это сложный многоуровневый процесс перевода ценностей в категорию личностных и включает несколько этапов:1) Предъявление ценности: с опорой на возрастные особенности и на имеющиеся у принимающего знания представляется сущность ценности в процесседеятельности и общения.2) Вызов эмоциональной реакции: если в процессе передачи эмоция небыла вызвана, значит трансмиссия не состоялась.3) Осознание: предполагает не простое усвоение и принятие теоретического смысла ценности, а её оценку по примеру дихотомии добро/зло.4) Рефлексия: актуализация смысла духовно-нравственных ценностей и перевод их в разряд личностно-значимых.205) Поведенческий этап: готовность руководствоваться в деятельности духовно-нравственными ценностями, которая может выражаться в виде нравственного поступка.Межпоколенная трансмиссия культуры подразумевает наличие встречныхинформационных потоков как от старших поколений к младшим, так и наоборот,т.е.
восприятие молодёжью современной ситуации и культурного наследия оказывает влияние на старшее поколение. С.Н. Иконникова отмечала, что инновация молодёжи свойственна всем эпохам (даже во времена Средневековья и Античности удельный вес инновации в развитии культуры был достаточно высок),но несмотря на усиление этой тенденции, взаимоотношения старших и младшихне становятся абсолютно равнозначными. Поэтому «не следует абсолютизировать и сами темпы культурного обновления» [2.51, с.