Диссертация (Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении". PDF-файл из архива "Прагматика авторского метатекста в музыкальном произведении", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХЯЗЫКОВНа правах рукописиКасьянова Наталья БорисовнаПРАГМАТИКА АВТОРСКОГО МЕТАТЕКСТА В МУЗЫКАЛЬНОМПРОИЗВЕДЕНИИСпециальность 10.02.19 – теория языкаДиссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук,профессор Викулова ЛарисаГеоргиевнаМосква20182ОглавлениеВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................ 3ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАССМОТРЕНИЯМУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ДИСКУРСИВНОГО ФЕНОМЕНА ... 121.1. Дискурсивный подход к исследованию музыкального произведения ............ 121.1.1. Музыкальное произведение в дихотомии текст – дискурс ...................... 121.1.2. Метатекст музыкального произведения как часть музыкальнойкоммуникации .......................................................................................................... 231.2. Композитор как дискурсивная личность: Оливье Мессиан ............................. 32ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ..............................................................................................
50ГЛАВА II. ДИАЛОГОВЫЕ СТРАТЕГИИ КОМПОЗИТОРА .................................... 522.1. Диалогичность как коммуникативно-прагматическая категориямузыкального дискурса ............................................................................................... 522.2. Языковые средства репрезентации адресата в метатексте музыкальногопроизведения ................................................................................................................ 682.3.
Метадискурсивные стратегии в творчестве О. Мессиана ................................ 82ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ............................................................................................. 89ГЛАВА III. «КАТАЛОГ ПТИЦ» ОЛИВЬЕ МЕССИАНА КАК НОВАТОРСКИЙДИСКУРСИВНЫЙ ЖАНР ............................................................................................. 923.1. Экстралингвистические и лингвокультурные факторы появленияноваторского музыкального жанра ............................................................................ 923.1.1. Жанр как элемент структуры музыкального дискурса ..............................
923.1.2. Понятие птица как жанрообразующее начало у О. Мессиана .................. 963.2. Полидискурсность музыкального произведения............................................. 1013.2.1. Функциональная значимость заглавия «Каталога птиц» ......................... 1013.2.2. Предисловия и нотные ремарки к «Каталогу птиц» как стратегическиеединицы авторского метатекста ........................................................................... 105ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III ..........................................................................................
126ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 128СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................. 132ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................. 1663ВВЕДЕНИЕНастоящее диссертационное исследование представляет собой опытизучения музыкального произведения как дискурсивного феномена слингвопрагматической точки зрения. Работа выполнена в русле исследованийпо коммуникативной лингвистике и теории речевого воздействия на языковойсоциум посредством устных и письменных текстов, имеющих специфическоекоммуникативно-прагматическое содержание.Актуальностьисследованияопределяетсянеобходимостьюрассмотрения текста музыкального произведения, созданного дискурсивнойличностью, которая входит в определенное профессиональное сообщество иактивновлияетнавосприятиесвоеготворчестваадресатом(какпрофессионалами, так и любителями).Паратекстовыеэлементы(предисловие,комментарий),сопровождающие музыкальное произведение, рассматриваются, как правило,музыкантами – теоретиками, музыковедами, исполнителями – с точки зренияискусствоведения.
При этом не учитывается необходимость исследованиядискурса композитора, не изучается его влияние на адресата, недостаточноевнимание уделяется анализу текста с позиций прагматической лингвистики.Гипотеза исследования. Изучение околотектстовых образований вмузыкальных произведениях позволяет выявить их коммуникативныйпотенциал.
Активная позиция композитора как дискурсивной личностинаправлена на использование метатекта в новаторских произведениях какориентирующей системы для профессиональной аудитории (исполнителей) инепрофессиональной (слушателей).Появление вторичной текстовости, то есть текстовости, «созданной набазе другого текста и сохраняющей его основное содержание» [Матвеева 2010:62-63],обусловленопрагматическимкомпонентомкоммуникативнойситуации (см. работы Ж. Женетта, Ф. Лана). Благодаря использованиювторичных текстов происходит расширение смысловых рамок всего4сочинения как целостного образования.
Этим вызвана необходимостьизучения прагматического потенциала предварительного разъяснения сути иактуальности музыкального произведения, инновационного с точки зренияязыка и жанра. Под инновационными в работе понимаются новые по форме исодержанию музыкальные произведения, не встречавшиеся ранее вмузыкальной практике.В последние десятилетия проявляется интерес к изучению проблемыотдельных компонентов периферийных образований текста на материале какнаучно-гуманитарной (И.В. Арнольд, М.В. Алексеева, С.А.
Байкова,Е.С. Бердник),такихудожественнойлитературы(Л.Г.Викулова,Ж.И. Подоляк). Вместе с тем открытым остается вопрос о роли авторскогопаратекста в расширении смысловых рамок музыкального сочинения. Не вполной мере освещен коммуникативно-прагматический аспект паратекстамузыкального произведения как дискурсивного жанра. Прагматическиестратегии автора в становлении инновационных музыкальных жанров и ихтипологическая стратификация до настоящего времени не привлекаливнимания лингвистов-исследователей.Объектом исследования служит авторский метатекст французскогокомпозитора XX века Оливье Мессиана. Представленный предисловиями икомментариями к музыкальным произведениям, а также интервью идокументальными фильмами с участием композитора, авторский метатекстсоздает определенную коммуникативную ситуацию в цепочке [автор –исполнитель – слушатель] и способствует созданию ориентирующей системы,облегчающей восприятие и принятие адресатом используемых автороминноваций.Предметом исследования выступают особенности коммуникативнопрагматическогоаспектамузыкальногодискурса,представленногометатекстом композитора Оливье Мессиана (предисловия к нотам, нотныеремарки, интервью и фильмы с участием французского композитора).5Теоретические разработки и положения диссертации опираются нафундаментальные идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых вобласти:– философиии теорииЕ.С.
Кубрякова,В.Е.языка, музыкальногоЧернявская,В.В.языкаНиколаев,(В.И.А.Г.Карасик,Гурочкина,М.Ш. Бонфельд, В.Н. Холопова, Г.К. Жукова) – определения понятийметаязык, музыкальный язык;– теории текста и музыкального текста как его особой разновидности(Р. Якобсон, Н.Д. Арутюнова, Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Т.А. ван Дейк,Б.Л. Яворский,М.А. Арановский,М.Ш.Бонфельд,О.В.Соколов,С.Ю.
Баранова) – критический подход к понятиям текст, музыкальныйтекст, знак, символ, дискурс, жанр;– дискурс-анализа (В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.А. Кибрик, М.Л. Макаров,В.Е. Чернявская, Дж. Суэлз, П. Шародо, С. Тичер, М.В. Горбунова,Э.А. Дейнека, М.В. Йоргенсен и др.) – анализ текста с точки зрениядискурсивного подхода;– прагмалингвистики (Л.Г. Викулова, С.Н. Плотникова, Е.Ф. Серебренникова,В.Н. Степанов, И.П. Сусов, Л.П. Рыжова и др.) – анализ новых речевыхпрактик взаимодействия и воздействия;– культурологииимузыкознания(И.В.Зыкова,И.А.Корсакова,Н.М.
Морозова, Г.Р. Тараева, А.Н. Якупов, Т.В. Чередниченко, С.Я. Вартанов,Л.П. Казанцева, В.С. Виноградова, Т.В. Грачёва, С.М. Мальцев, Е.Д. Сущеня,С.И. Савенко, А.М. Черемисин) – анализ музыкального произведения с точкизрения его включенности в музыкальный дискурс, изучение внемузыкальныхкомпонентов нотного текста, проблем его понимания.Источникамиматериалаисследованияпослужилиавторскиепредисловия к нотам и комментарии в текстовом поле нот, составленныеО. Мессианом, разделы теоретических трудов французского композитора,поясняющие содержание его произведений, интервью и фильмы с участиемО. Мессиана, в которых он излагает свои творческие принципы.
Всего6проанализировано 19 авторских предисловий, комментарии, содержащиеся внотах 8 произведений О. Мессиана, серия интервью, вышедшая в виде книги,общим объемом около 300 страниц.Цельисследованиясостоитввыявлениикоммуникативногопотенциала авторского паратекста на основе анализа факторов, обусловившихпоявление данного околотекстового образования в музыкальной культуре XXвека, способов его языковой реализации и установлении прагматическойзначимости авторского паратекста.Данная цель обусловливает необходимость постановки и решенияследующих исследовательских задач:– проанализировать основные аспекты изучения дискурса в предметнойсфере музыка в отечественной и зарубежной лингвистике с цельюобоснования основных положений и методологии исследования;– выявить особенности дискурса в предметной области музыка какформы профессионального дискурса;– определить статус, функции и роль паратекста в структурносемантической организации музыкального произведения и в речевомвоздействии на адресата;– определить статус дискурсивной личности автора музыкальногопроизведения (на материале произведений О.
Мессиана);– рассмотреть коммуникативные стратегии на примере авторскогопаратекстаО. Мессианаипроанализироватьязыковыемеханизмы,способствующие осуществлению коммуникации в цепочке [автор –исполнитель – слушатель].В основу методологии исследования положен функциональнопрагматический принцип, что позволяет изучить текст не только в аспекте егосоздания (позиция автора) и понимания (позиция исполнителя/слушателя), нои в аспекте его коммуникативного воздействия.