Диссертация (Реализация идей вальдорфской музыкальной педагогики в отечественных образовательных организациях различных типов)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Реализация идей вальдорфской музыкальной педагогики в отечественных образовательных организациях различных типов". PDF-файл из архива "Реализация идей вальдорфской музыкальной педагогики в отечественных образовательных организациях различных типов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиЦиркова Татьяна СергеевнаРеализация идей вальдорфской музыкальной педагогики в отечественныхобразовательных организациях различных типов13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук,профессор Бодина Е.А.Москва – 20192СодержаниеВведение…………………………………………………………………………….….3Глава I Теоретические основы вальдорфской педагогики. Развитие ее идей всовременной России…………………………………………………………………161.1. Исторические предпосылки возникновения вальдорфской педагогики…..…161.2.
Особенности вальдорфской системы образования……………………...……..341.3. Развитие идей вальдорфской педагогики в современной России…………......53Выводы по первой главе……………………………………………………………77ГлаваIIПедагогическиеусловияреализацииидейвальдорфскоймузыкальной педагогики в отечественных образовательных организацияхразличных типов……………………… …………………………………………...792.1. Специфика преподавания музыки в Московской вальдорфской школе……..792.2.Разработкамузыкальнойпедагогическихпедагогикиусловийреализациив отечественныхидейвальдорфскойобразовательныхорганизацияхразличных типов …………………………………………………………….…..........992.3.
Апробация авторской модели реализации идей вальдорфской музыкальнойпедагогикивотечественныхобразовательныхорганизациях…………………………………………………………………………………….…..119Выводы по второй главе…………………………………………………………..141Заключение………………………………………………………………………….142Литература…………………………………………………………………………..148Приложение 1……………………………………………………………………….171Приложение 2……………………………………………………………………….173Приложение 3……………………………………………………………………….1743ВведениеАктуальность исследования.Модернизация российской образовательной системы невозможна без учетаконцептуальных положений и наиболее актуальных, прогностически значимыхидей, сформировавшихся в отечественной педагогике.
Наряду с этим необходимаактуализация наиболее ценных идей и концепций, разработанных в процессеразвития зарубежной школы. ХХ век явил собой впечатляющее разнообразиесистем, авторских школ, идей и образовательных программ, влияющих насовременную педагогическую мысль. В их числе – педагогическая концепциявальдорфской школы, созданная Рудольфом Штайнером. Вальдорфская системапривлекала специалистов яркой гуманистической направленностью, заботой освободе личности ребенка, ее целостном развитии в согласии с природой.В России вальдорфские школы существуют более 25 лет, однако педагогитрадиционных общеобразовательных школ слабо информированы о развитииидейвальдорфскойпедагогикииобихвоплощениивсовременномобразовательном процессе; немногие интересуются системами альтернативногообразования в России в целом.
Это в полной мере относится к учителям музыки ик другим категориям педагогов-музыкантов.Для улучшения качества массового музыкального образования необходимаинтеграция в традиционную систему актуальных идей и элементов из различныхальтернативных методик преподавания. В данном случае, это интеграция идейвальдорфскоймузыкальнойпедагогикивотечественнуюмузыкально-педагогическую теорию и практику, их применение в образовательныхорганизациях различных типов.Достижения вальдорфской школы и ее идейная основа (антропософия)связаны с именем Р.
Штайнера. Однако следование антропософским принципамвызывает серьезные сомнения и споры среди специалистов в сфере образования,что подтверждает анализ философско-эстетической и педагогической литературы.В связи с этим возникает вопрос о философском основании вальдорфской школы,4ее теоретико-методическом наполнении и о том, как применить продуктивныеидеи вальдорфской педагогики для совершенствования работы отечественныхобразовательных организаций.Обучениемузыкеявляетсяважнойинеотъемлемойчастьюобразовательного процесса. На протяжении нескольких веков тенденции вмузыкальном образовании менялись. Настоящее время – не исключение: если вконце предыдущего столетия главенствующей была музыкально-педагогическаясистема Д.Б. Кабалевского, где основным видом деятельности на уроках былослушание музыки и размышление о ней, то на сегодняшний день приоритетнапрактическая деятельность – «живое музицирование».Проблемаорганизациимузыкально-исполнительскойдеятельностиучащихся в общеобразовательной школе вызывает множество вопросов.
Тем неменее, сегодня в государственных школах России появляется все большемузыкальных инструментов и специального оборудования хорошего качества длявключения их в учебную деятельность на уроках музыки. В реалиях современнойобщеобразовательной школы практически все учителя имеют возможностьорганизовать в классе хор и оркестр.Развитие музыкальности у детей происходит благодаря комплексномуподходу к обучению, где гармонично соединяются все элементы музыкальногообразования и виды деятельности. Слушание и обсуждение музыки, игра намузыкальных инструментах, пение в хоре, походы в театры и на концерты,домашнее музицирование, слушание рассказов и увлекательных историй о музыкеи композиторах – все это способствует развитию музыкальности и гармоничномуразвитию личности ребенка в целом.
Разработка таких уроков, в которыевключены все элементы, необходимые для полноценного музыкального развитияучащихся, вызывает множество педагогических вопросов и профессиональныхспоров. Остаются также нерешенными такие проблемы как: нехватка количествачасов музыки в школьном расписании, недостаточная поддержка педагоговмузыкантов со стороны администрации, эмоциональное выгорание учителейискусства и т.д.5Работы таких отечественные педагогов, как Б.В. Асафьев, Н.А.
Ветлугина,И.М. Красильников, И.Г. Лаптев, Т.А. Рокитянская, Т.Э. Тютюнникова, а такжезарубежных авторов К. Орфа, П. ван Хауве, З. Кодаи, М. Монтессори, Ш.Судзуки, Р. Штайнера, могут способствовать творческому росту педагоговмузыкантов. Но, даже имея огромный арсенал методической литературы повопросам музыкального образования и воспитания детей и молодежи, далеко невсе педагоги представляют, как реализовать все эти идеи практически. Решениенекоторыхпроблемиответынавопросы,волнующиесовременноепедагогическое сообщество в сфере музыкального образования, можно найти ввальдорфской педагогике.На протяжении 100 лет в Европе и более четверти века в России активноразвиваются вальдорфские школы, в которых важной составляющей являетсясистема музыкального воспитания. Она гармонично вплетена в канву общегообразования и неразрывно связана со всеми преподаваемыми предметами.
Игра воркестре и пение в хоре включены в обычные уроки музыки. Важно отметить, чтовальдорфская музыкальная педагогикаво многом отвечает требованиямсовременных ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)РоссийскойФедерации,гдеподчеркиваетсяприоритетпрактическойдеятельности, из которой гармонично вырастает теоретическое знание. Обучение,не опережающее по уровню возраст учащихся, акцент на их возрастныеособенности, отказ от отметок и учебников и многие другие особенностивальдорфской педагогической системы способствуют желанию детей учиться вшколе, где урок музыки играет важную роль.Изучение основ вальдорфской музыкальной педагогики привело к замыслуиспользоватьеепродуктивныеидеииэлементывотечественныхобразовательных организациях различных типов. Разумеется, при условиисоответствующего отбора и адаптации этих идей, а также их гармоничноговстраиваниясистему.втрадиционнуюотечественнуюмузыкально-образовательную6Степень научной разработанности проблемы исследования.Основоположником вальдорфской педагогики является Р.
Штайнер. Еговдохновителем был немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель,философ и естествоиспытатель – И.В. Гёте. Свои многочисленные трудыШтайнер посвятил вопросам образования. При этом работы, посвященные особойтройственной структуре человека и его возрастным особенностям, играютнаиболее важную роль в процессе составления учебных планов вальдорфскойшколы.Освоение идей вальдорфской педагогики в России началось в конце 80-хгодов XX века. Исследования, посвященные вальдорфской педагогическойсистеме, принадлежат таким отечественным авторам, как А.А.
Пинский(основоположник Московской вальдорфской школы), Ю.П. Азаров, М.С.Аромштам, В.К. Загвоздкин, С.А. Ловягин, В.А. Пегов, Е.А. Ямбург и др.Об особенностях преподавания музыки в вальдорфской школе написано вработах самого Р. Штайнера, а также в трудах его последователей в Германии.Главнымсовременнымпредставителемвальдорфскоймузыкально-педагогической системы, чьи книги переведены на многие языки мира, стал В.Вюнш.
Педагогом, адаптирующим некоторые идеи и элементы вальдорфскоймузыкальной педагогики для Российской системы образования, является Т.А.Рокитянская.Вальдорфскойшколепосвященымногочисленныедиссертационныеисследования, раскрывающие сущность ее учебно-эстетических элементов ивозможности их применения в отечественных образовательных учреждениях. Нони одно не рассматривает конкретно вальдорфскую музыкальную педагогику. Кпримеру, Е.Д. Пирадова в исследовании «Формирование творческой личностишкольников средствами эвритмии: вальдорфская педагогика» затрагиваетвопросы музыкального воспитания только в контексте занятий эвритмией. Б.С.Гречин в работе «Реализация идей педагогики Р. Штайнера в современнойпедагогической системе» изучает вопрос внедрения идей Р.
Штайнера вРоссийскую школу на примере изучения иностранного языка. А.М. Морковин в7диссертационномисследовании«Проблемыиперспективыпримененияпедагогической концепции Рудольфа Штайнера в отечественной начальнойшколе»рассматриваетвозможностьиспользованияпродуктивныхидейвальдорфской педагогики в процессе обучения младших школьников. Е.В.Донгаузеранализируетгуманистическуюнаправленностьмузыкальноговоспитания в народных школах современной Германии на примере федеральнойземли Баварии, где кратко касается и вопроса музыкального воспитания ввальдорфской школе.Анализ трудов ученых, философов, педагогов и психологов позволяетсделать вывод о том, что вопрос преподавания музыки в вальдорфской школеизучен недостаточно глубоко. В современных диссертационных исследованияхданная проблематика не получила должного освещения, а вопрос о возможностяхиспользованиядостиженийвальдорфскоймузыкальнойпедагогикивотечественной школе авторами не ставился.Налицо противоречия между:стремлениемиспользоватьлучшиедостижениязарубежноймузыкально-педагогической мысли и недостаточной информированностью оконкретных теоретико-методических идеях, применимых в отечественныхобразовательных организациях;преимущественной опорой на традиционные идеи отечественноймузыкальной педагогики и недостаточным вниманием к педагогическомупотенциалу альтернативных музыкально-педагогических идей на примеревальдорфской школы;объективной ценностью ряда идей вальдорфской музыкальнойпедагогики и неготовностью российских учителей принять и реализовать ихпрактически.Отсюда – проблема: каковы теоретико-методические идеи вальдорфскоймузыкальной педагогики и пути их реализации, способствующие повышению8эффективностимузыкально-образовательногопроцессавсовременнойотечественной школе?Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробацияпедагогических условий реализации идей вальдорфской музыкальной педагогикив отечественных образовательных организациях различных типов.Объект исследования – продуктивные для российской школы теоретикометодические идеи вальдорфской музыкальной педагогики как неотъемлемойсоставляющей концепции вальдорфской школы Р.