Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 11

PDF-файл Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 11 Педагогика (56109): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано) - PDF, ст2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

В ансамблевой игре можнолучше развить навыки различного штрихового звукоизвлечения, чем в игресоло. Слуховое внимание обостряется и ученики стремятся повторить друг задругом нужный в данный момент штрих.Динамика должна быть очень четко выстроена и все нюансы,указанные в нотах соблюдены. При игре в ансамбле один пианист «потянет»за собой другого, играя в нужном динамическом нюансе.

Играть в ансамблетихо еще сложнее, чем в сольном исполнении. Марш начинается в нюансе р,а в конце даже встречается рр.66Динамический диапазон ансамблевого произведения должен бытьшире и разнообразнее, так как клавиатура используется полнее.Педализировать в ансамбле сложнее, чем в сольной игре, поэтому этоточень важный навык можно активизировать, играя в фортепианном дуэте.Педаль у Бетховена проставлена не часто, но это не означает того, что игратьнадобез нее.

Главный принцип – это очень чистое звучание гармоний,соблюдение пауз и штрихов. А также педаль необходимо использовать длякраски и как выразительное динамическое средство.Немаловажную роль в произведениях Бетховена для фортепиано играеторкестровое звучание. Для достижения тембровых красок в фактуреиспользуются различные регистры и их сопоставление. В данном маршеученикам нужно представить, какие инструменты могли бы играть их партиив тот или иной момент звучания. Например, в начале в первой партии звучиттема в тихом среднем регистре, которую могли бы исполнять духовыеинструменты (флейта и гобой), а во второй партии шестнадцатые в низкомрегистре могли бы звучать у фагота.

Ученики должны очень четко мысленновообразить звучание этих инструментов и попытаться воспроизвести их спомощью различных способов туше на фортепиано. Такой навык оченьспособствует развитию тембро-динамического слуха.672.2.Методы работы над произведениямиромантического стиляГриг «Танец Анитры» и «В пещере горного короля» из сюиты«Пер Гюнт»В этих двух дуэтных сочинениях, весьма известных и интересных дляучеников, развивается музыкальное мышление, столь важное в воспитанииюных пианистов. Так как произведения имеют программу и сюжет,школьникам легче себе представить содержание музыки и раскрыть его всвоей интерпретации.

Поскольку в этом процессе принимают участие неодин, а два пианиста, совместные идеи и решения могут помочь сделатьисполнение более отчетливым по творческому замыслу.Начиная осваивать данные произведения учеников обязательно нужнопознакомить с содержанием драмы «Пер Гюнт», к которой Эдвард Григсочинил музыку по просьбе знаменитого писателя Генрика Ибсена.Композитор написал 23 оркестровых номера, из которых затем отобралвосемь самостоятельных пьес и объединил их в две сюиты. Также ЭдвардГриг сделал их фортепианное переложение в четыре руки, ставшее оченьпопулярным в репертуаре для обучающихся в музыкальных школах.Основные стилистические черты творчества Грига – народныйфольклор, фантастика и лирика – воплощены в музыке «Пер Гюнта». Сюжетпронизан сказочностью и волшебством, миром троллей и горных волшебниц.«Танец Анитры» - это третий номер из Первой сюиты. Музыка рисуетнам портрет изящной танцовщицы.

Обязательно надо поставить послушатьученикам запись этого номера в оркестровом исполнении, чтобы они поняликак инструментована эта пьеса, поскольку от этого зависит какие штрихи они68выберут. В танце Григ использовал струнные инструменты и треугольник.Игра в ансамбле в отличие от сольной игры позволяет эффективнее развитьтембро-динамическийслухинавыкразличногоштриховогозвукоизвлечения, связанного с поиском красок и тембров, схожих соркестровыми инструментами. Происходит это от того, что арсенал у двухпианистов богаче, чем у одного.Основнойхарактермузыкиграциозный,танцевальный,спричудливыми контрастами и необычными мелодическими оборотами схроматическими звуками. Фактура очень прозрачная, придающая танцуизящность и легкость.В самом начале у исполнителя первой партии звучит аккорд полторатакта на фермате.

Затем после паузы вступает аккомпанемент у второйпартии, которая должна задать нужный темп (пример 4):Пример 4PrimoSecondoФигура сопровождения очень четкая,ритмичная,танцевальная,должнабыть в едином темпе. Восемь тактов она повторяется в точности, что можетстать поводом для ускорения. Но первая партия, ведя мелодию, поможет69пианисту второй удержать его. Авторское указание Tempo di Mazurkaподчеркивается в мелодии трелью на третьей доле.Работа над тембром в дуэте ведется совместная, ученики представляютсебя в качестве исполнителей на нескольких инструментах, слушая звучаниев целом. Пока во второй партии звучит легкое стаккато, которое должноподражать pizzicato струнных, у мелодии сочетаются различные видыштрихов: и стаккато, и легато, и нон легато.

В 15-м такте в первой партиинота си с форшлагом в высоком регистре должна изображать треугольник.Работая в ансамбле над имитационным изложением, полифоническийслух учеников развивается заметно эффективнее, чем при сольномисполнении, поскольку им легче услышать и проследить за ходом мелодиидруг у друга. В среднем разделе произведения постоянно передаютсямелодические рисунки из партии в партию (пример 5):Пример 5PrimoSecondoДинамическая палитра и возможности разнообразного исполнения ееразличных нюансов в ансамбле значительно ярче и шире, чем в сольномрепертуаре.

Данное произведение очень богато авторскими динамическимиуказаниями – от рр до f. Вся первая часть звучит на р, но в ней естьнебольшие creshendo и diminuendo, и особенно сложный для учениковмомент, когда в конце первого предложения в 19-м такте от pp надо прийти к70f в 21-м такте (пример 6). Следует много поработать над постепеннымкрещендо, распределив его по две ноты, проследить за балансом в мелодии,чтобы верхние звуки у первой партии были ярче, чем нижние во второй.Пример 6PrimoSecondoВо втором разделе используется контрастная динамика, котораяопределена и самим характером музыки – плавными интонациями на р ирезкими, напряженными на f. Нужно очень быстро переключиться с тихогозвучания на громкое, а затем наоборот.

Это всегда непросто сделать и всольной игре, в ансамбле же еще сложнее. Главное при этом - слышать, чтополучается в целом, не слишком ли громко сыграно, и что более трудно достаточно ли тихо. В 43-м и 45-м тактах стоит обозначение fp и акцент наслабых долях, при этом в первой партии есть паузы, которые нужно оченьчетко просчитать и в нужный момент абсолютно синхронно вступить совторой партией, так как мелодия здесь дублируется. То же самое происходити в 51-м, 53 -м тактах.С 55-го по 68-й такты сопоставляются краски одноименных мажора иминора, при этом минорный эпизод оттеняется динамикой рр.

Надо такрассчитать звучание мажорной темы по громкости, чтобы можно былосыграть минорный еще тише. Это достаточно сложно при сольной игре, ноработая в ансамбле можно улучшить навык игры пианиссимо, поскольку71если ученики смогут добиться хорошего результата в совместном звучании,то затем в исполнении соло им будет легче справиться с этой задачей.После этого в музыке идет нарастание, подводящее к кульминациипроизведения. Оно происходит на постоянных имитационных перекличкахмежду партиями и регистрами. Здесь нужно выстроить постепенноеcrescendo, которое приводит к mf. Затем, после кульминации, наоборот,начинается спад и diminuendo. Частая ошибка учеников, связанная сускорением на crescendo, при игре в четыре руки моментально выявляется.Но отрепетировав вместе, считая вслух, пианисты преодолеют эту проблемуи смогут затем и в сольном исполнении более точно следить за этим.В 83-84-м тактах ученикам поможет сделать diminuendo авторскоеуказание poco rallentando.

Это единственное метро-ритмическое отклонение вданном сочинении. Его нужно сыграть равномерно и при этом сильно незадерживаться перед последним проведением темы, начинающемся в 85-мтакте, где происходит возврат в прежний темп. Здесь ансамблисты должныпоказать друг другу условный знак (кивок, вздох, взгляд) и вступитьсинхронно в первую долю.В конце произведения у первой партии звучит тонический аккорд нарр как отзвук того, что был в начале. Его нужно точно сыграть, просчитавпаузу в такт.Педаль в танце играет немаловажную роль, но ее здесь нельзяиспользовать слишком много и очень глубоко, поскольку изображениеструнных пиццикато этого не предполагает.

Исполнитель второй партиидолжен слушать всю фактуру целиком, чтобы не возникало грязныхсозвучий. Иногда полезно попросить его только педализировать во времятого, как другой пианист будет играть первую партию. Это окажется дляученика очень необычно и обнаружит требование особого внимания инавыка.72«В пещере горного короля» - яркая и фантастическая пьеса,завершающая первую сюиту. Музыка очень образна и ясна, что делает еевесьма интересной и понятной для учащихся и дает большие возможностидля развития их творческого мышления и воображения. Обязательно нужнорассказать сюжет и прослушать произведение в оркестровой записи.В своем творчестве Григ нередко воплощал образы сказочных существ,которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии:гномы, тролли, эльфы. Программное содержание этой пьесы дано уже вназвании.

Музыка рисует нам мрачное шествие, звучащее сначала издалека,но все больше приближающееся и надвигающееся как нечто неумолимое.Весь музыкальный материал построен на одной неизменной теметрехчастного строения, которая затем еще два раза варьируется за счетсопровождения, добавления в нее все новых регистров, уплотнения фактуры,появления различных фигураций, нарастания звучности и движения.Самой сложной задачей здесь для учащихся станет метро-ритмическаясторона, поскольку начиная с третьего проведения темы темп отсдержанного постепенно приводит к быстрой коде, рисующей настоящуювакханалию.

Это требует большого количества репетиций и хорошегочувствования намерений друг друга. Здесь может возникнуть проблемаслишкомбыстрогоускорения.Поэтомунеобходимооченьчетковыстроенное и продуманное постепенное темповое нарастание. К тому жепараллельно происходит и динамическое усиление от pianissimo кfortissimo.После октавы в самом начале, взятой пианистом первой партии,имитирующей загадочный призыв валторны, начинается тема во второйпартии, звучащая очень тихо и настороженно в низком регистре.

Она должнаизображать тембр фагота, звучать таинственно, фантастично, отрывистымодинаковым штрихом. Все первое проведение темы проходит только увторой партии в одном динамическом нюансе р. Мелодия довольно простая,73имеет маршевый характер, ритм должен быть очень четким. Тема идет тоодноголосно в левой руке, то дублируется в октаву правой, звучание которойдолжно обязательно быть единым.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее