Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Высокий интерес к многообразным камерным ансамблям родилособенно актуальную задачу воспитания музыкантов ансамблей. Эта задача,которую необходимо решать на разных стадиях обучения, начиная с самойранней,изаставлятьпо-новомумузицирования.58увидетьвозможностьдуэтногоВо6.времяэмоциональногоподъемапроисходитактивизациямузыкальных интеллектуальных действий. Из этого можно проследить, чтоигра в ансамбле важна не только как содействие в расширении репертуарногокругозора или обогащения музыкально-теоретических и музыкальноисторическихзнаний,этизанятияпомогаюткачественномусовершенствованию процессов музыкального мышления.7.Воспитание музыкального мышления средствами ансамблевогоисполнительства способствует решению важнейших задач, а именноактивизации их нравственного воспитания и формирования социальноопределенного типа личности.
В русле решения этих обобщенных задачмузыка осуществляет многоаспектное влияние на личность школьника,обеспечивая его полноценное воспитание и социализацию.8.Эмоциональный характер музыки во многом откликается навозрастные потребности детей и поддерживает их интерес к музыкальномуискусству. Особенность музыки оказывает влияние на многие психическиеособенности личности учащихся, которые проявляются в разные возрастныепериоды.
Это чувственная активность,повышенная эмоциональность,максимализм и конкретность в личностных проявлениях, стремление ксамодостаточному освоению искусства, к самовыражению в доступнойформе и др.9.Психологическая коммуникабельность, готовность и умениепонять сверстников помогает творческим контактам тех, кто образуетсвоеобразное исполнительское объединение – фортепианный ансамбль. Рольи значениепедагога невозможно переоценить.
Именно от него исходитинициатива в установке нужной эмоционально-психологической атмосферы,прикоторойвпрофессиональномумаксимальнойистепенитворческомуростубудетобучающихся,психологическому комфорту и творческим устремлениям.59содействоватьих10.Главноепредназначениемузыкисточкизрениясоциологической значимости, в значимой степени создает реализацию еевоспитательной функции: музыкальное искусство на всех этапах развития вчеловеческомобществе,эффективнымопределенного социального типа личности.60средствомвформированииГлава 2. Практическая работа в фортепианномансамбле как форма наблюдения и практическойметодики.2.1. Методы работы над сочинениями композиторов-классиковОсновные музыкальные стили в дуэтном репертуаре для школьниковВ основе данной главы нашего исследования лежат практическиенаблюденияпроцессаобучениястаршихшкольниковвклассефортепианного ансамбля.
Главной задачей автора было проанализировать,каким образом ансамблевое музицирование влияет на развитие различныхпианистическихнавыковвсравнениистемиженавыками,приобретающимися в классефортепиано индивидуально. Фиксировалсясобственный опыт автораработы с учениками над ансамблевымисочинениями и анализ прослушанных практических занятий у коллегпреподавателей.Для разностороннего развития и воспитания музыкантов, исполнителейв фортепианном дуэте, целесообразно использовать репертуар различныхстилей, который будет способствовать приобретению и совершенствованиюпианистических навыков, необходимых для художественно полноценногоисполнения фортепианных произведений.Наши наблюдения, изложенные в данной главе, состоят из подробногоанализа работы над четырехручнымисочинениями, относящимися кразнообразным стилям: классическому, романтическому и к музыке XX века.В качестве примера классического стиля мы рассмотрим маршБетховена C-dur.
Для достижения стилистически верного исполненияпианист должен овладеть многими важными навыками: необходимымитехническимиприемами,устойчивостью61метро-ритмическойстороны,правильнойпедализацией,темброво-инструментальнымиприемами,разнообразными артикуляционными штрихами.Пьесы Грига из сюиты «Пер Гюнт» были выбраны нами как несложныесочинения чрезвычайно популярные среди учеников детских музыкальныхшкол. Здесь можно добиться достаточно высокого качества исполнения, приэтом эффективно проработав навыки педализации, динамических измененийтемпа,тембрового разнообразия и стиля исполнения произведенийкомпозиторов-классиков, романтиков и композиторов ХХ века.«Карнавал животных» Сен-Санса, номера из которого мы также взяликак пример романтического характера, очень интересен с музыкальнообразной стороны, дающий большой толчок к развитию творческогомышления и изобразительности в исполнении.Музыка XX века представлена в нашем анализе пьесой Шостаковича«Тарантелла» и «Каприччио на тему Баха» Печерского.
В «Тарантелле»ощущение единого танцевального движения очень важен в выстраиванииформы в целом.В «Каприччио на тему Баха» Печерского важно почувствовать связимузыки настоящего с прошлой эпохой. Учащиеся должны хорошопредставлять себе стиль Баховских произведений и связанный с этимартикуляционный штрих исполнения, единство движения и точностьощущения темпо-ритма.Бетховен МаршДляразвитияцелогорядапианистическихнавыковстаршихшкольников необходимо проходить в классе фортепианного ансамбляпроизведения венской классической школы.
При освоении такого репертуаранужнообязательноартикуляционногодобиватьсяисполнения,строгогочувствадинамическогоритма,разнообразия.четкогоДляпроизведений Бетховена очень типично использование аккордовой фактуры,62низкого регистра, использованиянасыщенной фактуры и правильнойпедальной техники.Анализируя работу учеников над маршем Бетховена, мы отметили, чторазвитие ощущения метро-ритма происходит интенсивнее при игре вансамбле, чем при игре соло. Играя вдвоем, пианисты вынуждены держатьсяединоготемпо-ритма,посколькувпротивномслучаепроизойдутнеминуемые отклонения в общем звучании, которые могут также привести ксбою во время исполнения.Для данного сочинения очень важно соблюдать четкий ритм и единыйтемп.
Маршевый характер здесь организует и подталкивает пианистовдержать строгий ритм. Работая в ансамбле и просчитывая вслух обаисполнителя активизируют свое внимание, слушая друг друга и тем самымне дают движению «убежать» вперед или наоборот отстать, что в сольнойигре случается довольно часто и происходит незаметно для ученика.Марш начинается с затакта в первой партии, значитисполнительдолжен задать темп, а сидящий за второй партией подхватить в нужномдвижении со второй доли первого такта. Шестнадцатые длительности могутсоздать затруднения в достижении ровности звучания. В обеих партиях воснове лежит характерная пунктирная ритмическая формула – восьмая сточкой и шестнадцатая. Такой пунктир довольно часто встречается впроизведениях из сольного репертуара школьников.
Работая в ансамбле надточностью и синхронностью его исполнения, ученики смогут этого достичьбыстрее, так как малейшая неточность приведет к несовпадению такогоритма. Она должна исполняться идентично у обоих пианистов, особоевнимание нужно уделять тому, чтобы восьмая с точкой была додержана ишестнадцатая не стремилась превратиться в триоль (пример 1):63Пример 1PrimoSecondoЧастая проблема с невыдерживанием пауз, встречающаяся у учениковв игре соло, в ансамбле сразу четко слышна. Здесь им невольно придетсяочень точно посчитать и вступить вовремя, иначе их партии разойдутся.Паузы должны быть соблюдены и точно просчитаны, а длинные ноты иликороткие не передержаны перед ними, например в 12-м такте второй партииполовина с точкой и четвертная пауза, или в первой партии четверть и паузыв 20-м такте.В 28-м такте может возникнуть проблема с ритмическим рисунком,поскольку в обеих партиях появляется триольное движение, до этого еще невстречающееся.
При этом во второй партии оно усложнено полиритмией - вправой руке триоли, в левой четверти и пунктир (пример 2):Пример 264PrimoSecondoЭтот такт требует особой отработки, триоли должны быть ровными ичетко совпадать в исполнении. Игра таких полиритмических сложностей вансамбле становится значительнее легче.Навык ровности мелких длительностей в ансамбле развиваетсяинтенсивнее,поскольку они должны звучать абсолютно синхронно упартнеров. Поскольку может возникнуть тенденция к ускорению, нужноочень четко чувствовать метроритм.Особое внимание исполнитель второй партии должен уделить ровномузвучанию шестнадцатых длительностей, которые часто встречаются всопровождении основной мелодии, идущей у первой партии.
Когда и в ней упианиста первой партии также звучат шестнадцатые, они должны оченьчетко совпасть с пианистом второй партии (пример 3):Пример 3Primo65SecondoПри неоднократном повторении мелодического рисунка, например в13-14-м тактах, следует добиться его неодинакового исполнения и избегатьтемповых изменений.Основная тема здесь начинается в первой партии, но в 5-м такте онапередается во вторую, которая должна подхватить эту линию, исполняя еетеми же штрихами, а первая партия наоборот становится сопровождением.Поиспользованиюразличныхформтушемаршдостаточноразнообразен. Это и стаккато, и легато, и тенуто.