Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Проведение фестивалей и конкурсов стало39активнопропагандироватьансамблевоемузицированиеиактивноподдерживать интерес к этому виду исполнительства во всем мире.Резюме:Период расцвета русского фортепианного ансамблевогоискусства,пришел на конец девятнадцатого - начало двадцатого веков, который совпалс периодом исчезновения четырехручного дуэта.
В это время опусыкомпозиторов-классиков, композиторов-романтиков, как в России, так и зарубежом, стали создаваться для фортепианного ансамбля, но уже для двухроялей.В историирусского фортепианного дуэта сыграли важную рользарубежные музыканты, которые и гастролировали и некоторое время жили вРоссии. Появлялись сборники вариаций на темы русских песен при участиитаких мастеров, как Иоганн Вильгельм Геслер, Иоганн Готфрид ВильгельмПальшау, Кристоф Август Габлер.Рейнгольд Морицевич Глиэр, Александр Иванович Дюбюк, АнтонСтепанович Аренский,Цезарь Антонович Кюи, Николай МихайловичЛадухин, Александр Тихонович Гречанинов, Владимир Иванович Ребиков,Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, внесли свойогромныйкомпозиторскийвкладвпополнениерепертуарадляфортепианных дуэтов.Ежегодноепроведениемеждународныхисполнительскихфортепианных фестивалей и конкурсов активно пропагандирует искусствоансамблевого музицирования и активно поддерживает интерес к этому видуисполнительства во всем мире.401.3.Ансамблевое музицирование как форма развивающегообучения в классе фортепианоВ стратегии развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года определяется приоритет общечеловеческих ценностей иговорится о целесообразности формирования и комплекса мер, учитывающихособенности современных детей, социальный и психологический контекст ихразвития.
При этом особое внимание уделяется условиям, связанным свыявлениемиподдержкойиндивидуальности,развитиетворческогопотенциала личности «растущего человека» (Д.И. Фельдштейн) на всехуровнях образования.Концепция развивающего обучения является одной из главных всовременнойпедагогическойинструменте происходитнауке.Впроцессеобученияигренавсестороннее развитие способностей учащихся.Направленность воздействия педагога опережает, стимулируют, направляети ускоряет развитие наследственных данных обучаемого, его способностей кмузыке.Педагог, имеющий инструмент воздействия на увеличение потенциаласпособностей своих учеников, использует наличие методов во время занятийв классе инструментального ансамбля для формирования личности –творчески мыслящей и духовно наполненной.Педагогическийпотенциалмузыкальногоискусствасоставляетзолотую сокровищницу национальной культуры и приобщение детей кмузыкальному искусству и творчеству рассматривается как необходимоеусловие формирования гармонично развитой личности растущего человека.Ансамблисты в фортепианном классе имеют дело с музыкальнымматериалом, как говорил В.А.
Сухомлинский «не для запоминания, не длязаучивания, а просто из потребности мыслить,постигать, наконец, изумляться»41узнавать,открывать,В России накоплен огромный опыт известных педагогов-пианистов вобласти музыкально-художественного воспитания учеников. Неповторимыеобразцы педагогики развития преподносят собой творчество мастероврусской и советской фортепианной школы: А.Б. Гольденвейзера, А.Н.Есиповой, Н.С. Зверева, Г.Г. Нейгауза, Л.В.
Николаева, А. Г. Рубинштейна,В.И. Сафонова, и других.Педагоги-практики, пианисты знают, что игра в ансамбле, как нельзялучше влияет на развитие таких музыкальных способностей детей, как:дисциплина ритмики, умение читать с листа, умение слушать друг друга вовремясовместногоисполнения,развитиемузыкальногомышления,искусство вести диалог с партнером, коммуникативность.На наш взгляд, постижение мастерства совместного исполнительскогомузицирования лучше всего начинать с занятий в классе фортепианногоансамбля, который есть в учебной плане любой детской музыкальной школы.К сожалению, и сегодня некоторые педагоги придерживаютсяустаревших форм и методов работы с учащимися, обращаясь к довольнострогой, статичной методике преподавания, которая не стимулирует детей ктворчеству, улыбке и радости от достигнутого успеха на уроке фортепиано,не стимулирует развития чувств интеллекта, познавательности, увлеченностиигрой на инструменте, поиска творческих интересов учащихся.Работа по выучиванию репертуара для отчетных выступлений,занимает много учебного времени и времени длясамостоятельныхдомашних заданий и их выполнения, поэтому ученики в своей повседневнойпрактике заняты выучиванием и зубрежкой положенных по программеэтюдов, пьес, сонатин и т.д.
и могут освоить весьма ограниченное числопроизведений для фортепианного ансамбля.Исходя из опыта практической деятельности, мы считаем, что в классефортепианного ансамбля не практикуются или недооцениваются такиеформы работы, как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование,42ансамблевое музицирование и т.п.(видимо сказывается нехватка времени науроке музыки).Несмотря на то, что курс фортепианного ансамбля ужевходит в обязательные учебные планы, к сожалению, до сих пор нетфундаментальных учебных и методических пособий, которые бы расширилирепертуарные списки этих ансамблей с учетом различного возраста идопустимой технической трудности.Музыкальное развитие учащихся любого возраста – многогранный исложный процесс.
Он очень тесно связан с развитием у детей комплексаспециальных музыкальных способностей - музыкальный слух, чувствомузыкального ритма, музыкальная память, без которыхнемыслимотворческое продвижение учеников и их профессиональный рост. Не менеесущественны в плане обще-музыкального развития и тот внутреннийпотенциал, который желательно постоянно развивать и расширять в сферепрофессионального музыкального мышления, художественного образапроизведения.Следует отметить, что исполнительское музицирование в классефортепианного ансамбля, обладает особо богатым потенциалом в отношенииразвития музыкальных способностей обучающегося.С помощью фортепиано узнается и осваивается в учебной практикелюбая дисциплина, изучаемая в детской музыкальной школе: сольфеджио,хоровой класс, вокал и т.д.
и т.п. , поэтому мы глубоко убеждены, что именнофортепиано - инструмент самого широкого и сложного диапазона действия,играющий исключительно важную роль вмузыкальном воспитании иобразовании.Реализацияпринциповразвивающегообучениявансамблевоммузицировании в классе фортепиано - это отличная форма деятельности,которая способствует наилучшим формам сотрудничества между педагогоми учеником, сотрудничества между двумя учениками, которая приносит ни счем не сравнимую радость совместного творчества.43Инструментальное музицирование на фортепиано в четыре руки - этоотличный, ни с чем несравнимый вид совместного музицирования, которымзанимались любители музыки любых возрастов в разное время и при любомуровне владения инструментом.Создаваянепрерывныйпотокэмоциональныхпереживаний,ансамблевое музицирование помогает развитию «центра музыкальности» сопереживания музыке.
Формируя слуховые представления, музыкальныйслух и художественное воображение. Расширяя объем осмысленной музыки,расширяются и возможности музыкального мышления.Вовремяэмоциональногосопереживаниярождаетсяподъеммузыкальных и интеллектуальных действий. Из этого можно сделать вывод,что занятия ансамблевой игрой необходимы не только для расширениярепертуарного кругозора или умножения музыкальных, теоретических иисторических знаний. Эти занятия помогают качественному росту процессовмышления у музыканта.Итак, мы утверждаем, что игра в четыре руки является наиболеекратким и перспективным направлением общего музыкального развитияучеников.
Именно процесс ансамблевой игры, выявляет базовые принципыдидактического развивающего обучения, о которых мы говорили ранее:а) расширение объема в изучении музыкального материала;б) постепенное ускорение темпов.Таким образом, игра в ансамблепомогает усвоить максимум информации в минимальное время.Динамика профессионального интеллекта у музыканта улучшается приспособностиактивноисамостоятельноискатьнужныезнанияиориентироваться в музыкальном искусстве..Особо яркое значение имеет проблема формирования активного исамостоятельногомышленияобучающегося;еёактуальностьнепосредственно связана с целью интенсификации обучения и повышенияего развития. Способность мыслить самостоятельно – фактор, который44обеспечивает стабильное и полноценное развитие интеллекта учащихся.Умственная активность, в основе которой лежит самостоятельный подход –является важной целью для педагогов всех специальностей.Ученикисполнительского класса должен предпринять практические действиямузыканта-интерпретатора, только тогда создадутся благоприятные условиядля рождения самодостаточноститворческого продукта учащегося.Музыкальное интерпретирование, осознанность и исполнительское открытиеобразного и поэтического содержания, является эффективным способом встановлении интеллекта музыканта как профессионала.Эффектразвитиямузыкальногомышлениявансамблевоммузицировании появляется при наличии базы рациональной методическойосновы.