Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
какие пьесы тебе нравится играть?3. что тебе вообще нравится делать на уроке?4. что бы ты хотел делать на уроке?Также нами была использована методика «Музыкально-жизненныхассоциаций» (методика Школяр Людмилы Валентиновны).Этаметодикапозволяетнамопределитьуровеньосознанияшкольниками музыки с разных позиций и давала потенциал для рассужденияо векторе музыкальных ассоциаций, величине их соответствия музыкальножизненному содержанию, определяла экспансивную отзывчивость науслышанный музыкальный материал. Музыка, выбранная для этой цели,включала в себя разные образы и степени контрастов. При этом сохраняласьодно условие: музыка была не знакома ученикам.
В качестве мотивирующегоматериала использовалась «Фантазия d-moll” Моцарта , но без вступительнойчасть,только три первых фрагмента.Перед звучанием музыки, учитель говорил вступительную речь длядетей, чтобы настроить их восприятие. Это была речь о том, что музыка всюжизнь сопровождает человека, она может навеять события, которыепроисходили в прошлом, разбудить чувства, которые мы испытывали когдато, направить человека в сложной жизненной ситуации – подбодрить94,успокоить и поддержать. Дальше дети слушали музыку и отвечаи на такиевопросы:– Какие воспоминания вызвала у вас эта музыка, с какими событиями втвоей жизни она могла быть связана?– Где в жизни могла бы эта музыка звучать?– О чем рассказывает музыка?– Как она рассказывает?».Анализрезультатовпроизводилсяпоследующимпараметрам:конкретность музыкальной характеристики, полнота и художественностьассоциаций, эмоциональная окрашенность ответов, что позволяло такжевыявить исходный уровень музыкального мышления детей.Также нами была составлена оценочная таблица для контроля зарезультатами проведения эксперимента.Уровень Особенности проявленияНизкийНестабильныйуровеньдеятельности,интерескмузыкальнойнеувереннаяисполнительскойувлеченность,низкиепознавательные интересы.
Знания, умения и навыки учащихсянедостаточно сформированы и позволяют осуществлять лишьрепродуктивную творческую деятельность.Средний Предполагаетуровеньпоявлениеосознанногоинтересакисполнительской деятельности. Ярко выражено проявлениепознавательного интереса. Знания, умения и навыки учащихсяпозволяют проявить собственное творческое отношение кмузыкальномупроизведениюиисполнительскойдеятельности. У ряда учащихся проявляется способность ксозданию чего-либо нового с помощью педагога.Высокий Отличаетсяуровеньустойчивойпотребностьюижеланиемкисполнительской деятельности на инструменте, способностью95и желанием к самостоятельному творчеству, созданию ипоискуновых,оригинальныхдеятельностипозволяетосуществлятьихзадач.Опытвыявлять,решение,творческойпланироватьпрогнозироватьирезультаты.Учащиеся способны продемонстрировать себя в различныхвидах деятельности.
Сформирован уровеньсамоанализа исамооценки.Обработав результаты собеседования и наблюдения, мы составилиследующую диаграмму, наиболее полно отражающую уровень развитиямузыкального мышления детей:12108Низкий уровень6Средний уровеньВысокий уровень420963.2.Применение форм и методов развития музыкального мышлениясредствами инструментального произведения(формирующий этап)Именно через звук, точнее говоря через особое звучание стиха,выявляются его смысловые и содержательные особенности.Поэтому в стихе звук - в его стилистической функциинеотделим от смысловой выразительности…[Гончаров В.
П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. - М.:«Наука», 1973, стр. 5]Для создания музыкального образа фортепианного произведениятребуются и педагогические задачи (обучение определенным навыкам,правильному музыкальному интонированию; расширение представлений омузыкальной культуре), задачи психологические (развитие творческогомышления,творческогоэмоциональнойвоображения,активности)иформированиехудожественно-эстетические(формированиезадачипредставлений о непреходящей ценности отечественного и зарубежногоискусства, знакомство с которым осуществляется в процессе всего обученияразвитие эстетического вкуса, эстетических эмоций).Целью основного, т.е. обучающего этапа эксперимента являетсявыявление уровня развития музыкального мышления у обучающихся,достигнутомвпроцессеприменениякомплексаформиметодов,предложенных во второй главе. Для реализации данной цели былиприменены следующие методы:1.
методика «Музыкально-жизненных ассоциаций»;2. собеседование;3. визуализация эмоций;4. метод художественных ассоциаций.97Методика «Музыкально-жизненных ассоциаций» проводилась напримере всех предложенных произведений различных стилей композиторовклассиков, композиторов-романтиков, современных композиторов ХХ века.Обучающиеся очень ярко и подробно отвечали на поставленныевопросы. Они не вызывали у них затруднений, как это было наконстатирующем этапе работы.1412108Низкий уровень6Средний уровень4Высокий уровень20Констатирующий этапРисунокмышленияна1.Контрольный этапДиаграммауровнесформированностиконстатирующегоимузыкальногоконтрольногоэтапаэксперимента.Результаты опытно-экспериментального исследования показали, чтовнедрение в образовательную практику дополнительного образованияметодики воспитания музыкального мышления средствами ансамблевогомузицирования, реализация выявленных организационно-педагогическихусловий позволили повысить уровень воспитания музыкального мышленияобучающихся старшего школьного возраста средствами ансамблевогомузицирования в классефортепиано в условиях дополнительногообразования в экспериментальной группе в среднем на 50%.Ходэкспериментальногоисследованияиполученныепродемонстрировали эффективное улучшение творческих98данныевозможностейобучающихся, что выразилось в более глубоком убедительном исполнениипроизведений, тем самымподтвержденапрактическая значимостьпредложенных методов и средств воспитания музыкального мышленияобучающихся старшего школьного возраста средствами ансамблевогомузицирования в классефортепиано в условиях дополнительногообразования детей.Данное исследование не претендует на полное разрешение заявленнойв исследовании проблемы.
Дальнейшее направление работы видится вуточнении содержания и расширении спектра оценочных средств воспитаниямузыкального мышления; расширении круга, предлагаемых обучающимся,заданий и упражнений, направленныхмышленияобучающихся;разработкина воспитание музыкальногомоделипроцессавоспитаниямузыкального мышления обучающихся старшего школьного возрастасредствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано.Методика «Войди в образ героя» (метод визуализации эмоций)проводилась с использованием пьес из «Детского альбома» П.Чайковского ииз альбома «Детская музыка» С.Прокофьева.В задачу обучающихся входило не только обычное задание по даннойметодике (посмотреть глазами героя), но и подобрать музыкальныефрагменты на различные части стихотворения.765Абсолютно несправились с заданием4Справились, но неполностью32Полностью выполнилизадание101 группа2 группа99Рисунок2.Результатасформированностимузыкальногомышления у подростков на этапе обучающего эксперимента.Метод художественных ассоциаций мы претворили с помощьюпрослушивания фрагментов балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок».В результате исследования полученных результатов мы пришли кследующим выводам:- дети стали более чутко откликаться на музыку;- расширился образный и музыкальный словарь большинства учеников;- развились образные навыки подростков;- вырос уровень интереса подростков к исполнительскому заданию.Общий уровень музыкального мышления подростков можно увидеть вследующей таблице:1614121086420Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКонстатирующий Контрольный этапэтапРисунок 3.
Диаграмма уровня сформированности музыкальногомышления подростков на начальном этапе и контрольном этапахэксперимента.100ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IIIРезультаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяютсделать следующие выводы:1. В процессе констатирующего этапа мы с помощью методовнаблюденияисобеседования,примененияметодики«Музыкально-жизненных ассоциаций» выявили, что творческая активность детей на урокахне находит выхода, так как сама установка урока не предполагает обращенияк детской самостоятельности, эмоциональности, активности.
Образноемышление развито у детей в недостаточной степени. Они проявляютосознанный интерес к творческой деятельности, но способность к созданиюнового проявляется только через педагога. На уроках не проводится работапо активизации мыслительной деятельности и мотивации к творчеству.2. Во время формирующего этапа нашей целью было применитькомплекс форм и методов развития музыкального мышления детей 10-14лет.На этом этапе применялись различные методы:- проблемный метод: постановка предварительного домашнего задания;создание ситуации выбора; создание парадоксальной ситуации;- методы организации учебной деятельности: наглядный (иллюстрации,презентации); наглядно-слуховой метод (показ приемов исполнения, пение ссопровождениеминструментаибезнего,пениеподразличныеинструменты); словесный метод (короткий рассказ о произведении и егосодержании с последующим обсуждением и пояснениями руководителя;вопросы и указания, направленные на методы исполнения);- методы музыкального воспитания: метод целостного восприятия(синтез музыки, изобразительного искусства, поэзии и пластики); метод101моделированиямаленькимичеловечками;методхудожественныхассоциаций; создание пластических композиций.Учащиеся проявляли на уроках высокую активность, демонстрировализаинтересованность в изучении материала, креативность в претворении идей.3.
В ходе контрольного этапа мы смогли убедиться, что применениевыбранного нами комплекса методов оказало влияние на развитие образногомышления детей и их заинтересованность в предмете. Большая часть детейимеет высокий уровень развития образного мышления, остальные – среднийуровень. Учащихся с низким уровнем развития образного мышления неосталось. Дети активно проявляют способности к самостоятельномутворчеству, созданию новых, оригинальных объектов.
Они способныпрогнозировать результат своей деятельности, способны к самоанализу иадекватной самооценке.На формирующем этапе нашей целью было применить комплекс форми методов развития музыкально-образного мышления у детей старшегошкольного возраста.В процессе работы применялись следующие основные методы работы:- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.Также применялись следующие общедидактические методы:- методы перцептивного аспекта – словесный (рассказ, беседа);наглядный (презентация, демонстрация);- методы гностического аспекта – иллюстративно-объяснительные,проблемного изложения.Также применялись и практические методы работы:- метод художественных ассоциаций;- метод пластического интонирования;- метод эмоционального переживания;- метод моделирования102Результаты опытно-экспериментального исследования показали, чтовнедрение в образовательную практику дополнительного образованияметодики воспитания музыкального мышления средствами ансамблевогомузицирования, реализация выявленных организационно-педагогическихусловий позволили повысить уровень воспитания музыкального мышленияобучающихся старшего школьного возраста средствами ансамблевогомузицирования в классефортепиано в условиях дополнительногообразования в экспериментальной группе в среднем на 50%.Полученныевпродемонстрировалиходеэкспериментальногокачественноеисследованияулучшениеданныетворческихиинтерпретаторских возможностей обучащиюхся, что выразилось в болееглубоком, художественно-убедительном исполнении произведений, темсамым была подтверждена эффективность предложенных методов и средстввоспитания музыкального мышления обучающихся старшего школьноговозраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано вусловиях дополнительного образования детей.Данное исследование не претендует на полное разрешение заявленнойв исследовании проблемы.