Диссертация (Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано". PDF-файл из архива "Воспитание музыкального мышления у детей старшего школьного возраста средствами ансамблевого музицирования в классе фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В Европе это увлечение, порой сэлементами эксцентрики, началась с “музыкальных празднеств” одного изсовременников. Г. Берлиоз однажды собрал оркестр из 465 инструментов,среди которых было 30 фортепиано.Карл Черни является энтузиастом и зачинателем многоклавирногоисполнительства. К.
Черни явился организатором второго Венскогофортепианного «экстравагантного спектакля», где исполнялось при участииФ. Шопена, Ф. Листа и 3. Тальберга сделанное им переложение увертюры копере Д. Россини «Вильгельм Телль» для двух фортепиано в восемь рук.Восприняв от К. Черни увлеченность многоклавирным ансамблем, егоученик Ф. Лист был первым из композиторов-романтиков, кто переложилсимфоническиепроизведениядлядвухфортепьяноиначалпропагандировать в концертном исполнении.
Например, IX симфониюБетховена и собственные сочинения, две симфонии, симфонические поэмы идва фортепианных концерта.В тот же период в России, и, конечно, в музыкальной среде столицы –Петербурга, музыканты давали аналогичные концерты. Русские композиторы33вдохновлялись и черпали вдохновение для разных аранжировок из опер М.И.Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила».Кроме прикладного значения переложений симфоний и квартетов длясовместногопроигрывания,очевиденисполнительскийстимул,подвигнувший композиторов-энтузиастов ансамблевого музицирования кконцертному исполнению своих сочинений. А.П. Бородин писал: «Мыпереиграли с ним (с М.
Мусоргским) в 1857-1858 годах в четыре руки всесимфонии Бетховена и сочинения Шуберта, Шумана, Глинки».Можноутверждать,чтонаибольшееколичествопереложенийсимфонических сочинений, которая впервые исполнялась в непринужденнойобстановке музыкального салона, звучала в переложении для четырех рук.Репертуардлядуэтовэтоговременипредставилиавторскиетранскрипции опер «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Король Лир» М.А.Балакирева, дуэты «Персидского хора» и «Арагонской хоты» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» в аранжировке М.П.
Мусоргского.Это было не просто единственно доступное в условиях небольшойаудитории средство показа новой музыки, но и важный этап творческогопроцесса, работы над многоголосной партитурой. Здесь уместно привестивысказывание И. Стравинского, продолжившего эту традицию в XX веке: «Втечение всей жизни я старался проверять свою музыку - оркестровую илюбую другую, сразу после сочинения, - в четыре руки на одной клавиатуре.Только так я могу подвергнуть ее испытанию, чего я не к состоянии сделать,если второй исполнитель сидит за другим роялем».Практикаавторскогочетырехручногопереложенияоказалосьважнейшей сферой профессиональной жизни дуэтного жанра, тесносвязанной с исполнением транскрипций разной степени трудности. Игра вчетыре руки переложений камерных и масштабных симфоническихпроизведенийоткрываладверивмиревропейскоймузыкиипрофессионалам, и любителям.
Но - парадокс! - именно прикладное значение34жанрапрепятствовалоегораспространениюкаксерьезного,самостоятельного искусства. За чертой концертных событий оставалисьблестящие сочинения для фортепианного дуэта М. Глинки, М. Балакирева, А.Даргомыжского.Влияние транскрипций на развитие и рост популярности фортепианныхансамблей невозможно переоценить.
Являясь одним из видов творчествакомпозиторов, аранжировка симфонических и камерно-вокальных, а такжеинструментальных и оперных произведений явилась одним из основныхтипов сочинений во второй половине XIX века.Исторически доказано, что именно возможность играть любыепроизведения в четыре руки за одним или за двумя фортепиано, возможностьприближениякоркестровомузвучанию,авслучаесопернымитранскрипциями – к воспроизведению вокальных и хоровых партий вфортепианном ансамбле, и объясняет необычайный репертуарный взрыв засчет многочисленных транскрипций разной степени трудности.
В крупных иавторитетных музыкальных журналах, издаваемых в России - «Нувеллист» и«Музыкальный свет», помимо отдельных пьес, танцев, обработок народныхпесен печатались увертюры, отрывки из опер и симфонические произведенияв четырехручном изложении. Этот раздел в «Нувеллисте» назывался «Двадруга» и включал восемь переложений в год. Все эти опусы относились кроду переложений или нетрудных салонных пьес. Там же помещалиськраткие заметки и хроника музыкальных событий в России и за рубежом.Именно журнал «Музыкальный свет» опубликовал, в частности, сведения осовместных концертах А. Рубинштейна и К. Сен-Санса.ИзвестныйисториографрусскоймузыкальнойкультурыИ.Ф.Петровская отмечает: «Особенностью фортепианного искусства этогопериода стало увлечение игрой в множество рук.
На 8 фортепиано в 32 рукиисполнялась увертюра «Феонеллы» Россини в концерте Майера, также35Испанская увертюра из его же «Семирамиды» в благотворительном концерте(«Санкт-Петербургские ведомости», 1853, 15 февраля).Сохранилосьмножествоисторическихдокументов,свидетельствующих о популяризации фортепианного дуэта в России длялюбительского музицирования. Но в России, в отличии от традиций вЕвропе, дуэт, именно как концертный жанр, становился достаточномедленно. Являясь, прежде всего, частью быта того времени, сочинения вчетыре руки, в основном, звучали в салонах, домашней обстановке, частныхмузыкальных школах но не в больших концертных залах.
Музыкальныесалоны М. Виельгорского, Г.Р. Державина, Ф.П. Львова, Д.Л. Нарышкина,А.А. Рааль, А.Г. Теплова, А.Д. Улыбышева, домашние музыкальные вечеракн. Е.А. Хованской (у нее М. Глинка еще в 1925 году «играл в 4 рукиквартеты И. Гайдна, симфонии В. Моцарта и даже пьесы Л.Бетховена» - этота область музыкально-общественной жизни, без которой история русскоймузыкальной культуры предстала бы неполной. В частных салонах нередкозвучали произведения, еще не появившиеся на концертной эстраде.Музыканты, приезжавшие на гастроли, обычно сначала выступали в домахлюбителей музыки и меценатов, чтобы показать себя и заручитьсяподдержкой в организации концертов.
Так поступали и отечественныеартисты,ииностранныезнаменитости.Судяповоспоминаниямсовременников, дуэтная музыка также звучала в основном в программахдомашних концертов.С постепенным исчезновением салонной культуры и сосредоточениеммузыкальнойжизниРоссиинаконцертныхсценахРМО(Русскоемузыкальное общество) и консерваторий, в концертных выступленияхдовольно часто произведения для двух концертирующих фортепианно.Изданный в 1908 году в Санкт-Петербурге первый в истории каталогпроизведений для одного и двух фортепиано в 4, 6 и 8 рук, большую частькоторого составляет раздел «для одного фортепиано в 4, 6 и 8 рук»,36подтверждает, что в ансамбле стремились играть любимую музыку,звучавшую в театрах и больших симфонических концертах.
Количествооригинальных сочинений для двух фортепиано к началу XX столетияоставалось незначительным.К высочайшим достижениям музыкальной культуры в целом относятсяпрактически все сочинения, написанные для ансамбля двух фортепиано впоследниедесятилетиядевятнадцатогоидвадцатогостолетия,художественный и технический уровень которых остался непревзойденным идо наших дней.Известно, что блестящий дуэт Теодора Лешетицкого и Анны Есиповойвыступал более десяти лет, и включал в свою программу весьма сложныесочинения для двух фортепьяно.Судя по их концертным программам, этот интерес не был случайным,музыканты не только исполняли ряд блестящих парафраз, всегда с восторгомвстречаемых публикой, но стремились раскрыть слушателям красотуоригинальных сочинений для фортепианного ансамбля и, что особенноценно, исполняли на сцене дуэтные сочинения, в первую очередь ФранцаШуберта.С 1956 года постоянными партнерами Т.
Лешетицкого были профессорПетербургской консерватории И. Нейлисов и французский пианист Ш.Велле; а в 1869 году состоялось первое совместное выступление Т.ЛешетицкогоиА.Есиповой.исполнения,стилистическуюКритикиотмечалибезупречностьвдохновенностьтехники,идеальнуюслаженность ансамбля.Вторая половина девятнадцатогояркимии двадцатый век оказались весьмадля творчества русских композиторов в жанре фортепианногоисполнительского дуэта. Начиная от Модеста Мусоргского и композиторов«Могучей кучки» до Сергея Рахманинова, Александра Скрябина и Сергея37Прокофьева, каждый из которых привнес свои бесценные жемчужины в этотвид фортепианного исполнительства.Сегодня известные пианисты-солисты все чаще и чаще объединяются вдуэты. Совместные выступления ведущих пианистов становятся привычнымявлением современной концертной жизни.
Вместе с тем, одной из приметвремени стало появление уже сложившихся и существующих на постояннойтворческойоснове,дуэтовфортепианногоансамбля.Концертнаяипросветительская деятельность таких известных фортепианных дуэтов, какбратья А. и М. Готлибы, сестры Г. и Ю. Туркины, Л. Брук - М. Тайманов, А.Бахчиев, Е. Сорокина, Н.
Новик - Р. Хараджанян и многих другихзамечательныхмузыкантов,внемалойстепениспособствовалапопуляризации фортепианных дуэтов.Фортепианноеансамблевоеисполнение(музицирование)сталоинструментом культурного и музыкального просветительства. Появилосьочень много переложений симфонических произведений для ансамбля вчетыре руки. Нотные издательства стали выпускать оркестровые, оперные,фортепианныесочинения для камерного ансамбля вчетырехручномпереложении.Многие музыканты-профессионалы начали исполнять на большойсцене фортепианные ансамбли и их репертуар был очень многообразен, таккак виднейшие композиторы стали сочинятьдуэты для фортепиано вразличных жанрах.Франц Шуберт создавал дуэтные сочинения с раннего возраста напротяжении всей жизни. Ни один из великих композиторов не создалподобного количества фортепьянных концертных дуэтов.
Эти дуэты ФранцаШуберта относятся к наиболее лучшим образцам во всей музыкальнойистории.Средижанровчетырехручноймузыкибольшуюпопулярностьполучила обработка народных песен и мелодий. П.И. Чайковский издал38сборник «50 русских народных песен», который имел не сложнуюфортепианную фактуру и получил известность среди любителей музыки.Вслед за П.И. Чайковским, Милий Алексеевич Балакиревсоздалсобственные сочинения - «30 русских народных песен».Антон Григорьевич Рубинштейн одним из первых стал развивать ипропагандировать форму цикла фортепианных ансамблевых сочиненй вРоссии, среди которых «Шесть характеристических картин» ор.50, «Трихарактеристические мелодии» ор.9, сюита «Костюмированный бал». Эту жетрадицию продолжили Сергей Рахманинов - Романс G-dur, «Итальянскаяполька»,Шесть пьес для фортепиано в четыре руки ор.11.
ВладимирИванович Ребиков - «Маленькая сюита» ор.30, Александр Иванович Дюбюк сборник из 18 легких пьес «Детский музыкальный цветник», Дютш - «Пятьпятиклавишных пьес», Цезарь Антонович Кюи - «Десять пятиклавишныхпьес» ор. 74, Антон Степанович Аренский - «Шесть детских пьес» ор.34 и«Двенадцать пьес средней трудности» ор.66, Николай Михайлович Ладухин «Детский репертуар», Александр Тихонович Гречанинов - сборник «Назеленом лугу», Рейнгольд Морицевич Глиэр - 24 легкие пьесы ор.38 и 12пьес ор.48, Игорь Федорович Стравинский - «Пять легких пьес в четыреруки».Свой значительный вклад вконцертный репертуар фортепианныхдуэтов внесли такие гениальные композиторы, как Антон СтепановичАренский, Рейнгольд Морицевич Глиэр, Александр Тихонович Гречанинов,Александр Иванович Дюбюк, Цезарь Антонович Кюи, Николай МихайловичЛадухин, Сергей Васильевич Рахманинов, Владимир Иванович Ребиков,Игорь Федорович Стравинский.В XX веке интерес композиторов к четырехручному музицированиюнастолько упал, что жанр оказался практически исчезающим.Фортепианный ансамбль как жанр начал возрождаться во второйполовине прошлого столетия.