Диссертация (Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка". PDF-файл из архива "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Приразучивании песен на китайском языке необходимо сотрудничество сучителем китайского языка, который сможет проконтролировать чтение ипроизношение слов песни, включая ее тоновую составляющую.В занятия вокалом можно включать и фрагменты музыкальнотеатральной деятельности на основе народных китайских сказок.Мы отмечаем также, что для успешного достижения цели образованияв условиях школы с углубленным изучением китайского языка необходимотакже создание в школьном пространстве педагогически организованноймузыкальной среды, которая может быть создана с помощью звучаниямузыки во время перемен, перед началом занятий, и опосредовано, спомощью других видов искусства.При изучении китайского языка сегодня возникает ряд практическихсложностей, связанных, прежде всего, с тем, что необходимо овладетьсложнейшей артикуляцией.Таким образом, мы видим глубокую внутреннюю связь музыки извучания речи в китайской культуре.
От интонации зависит не толькоэмоциональная выразительность языка, но и его смысловое содержание, чтоподчеркивается во всех учебниках и других источниках по китайскому языку64Выводы I ГлавыВ I главе диссертационного исследования «Развитие педагогическогопотенциала вокальной подготовки школьников в совершенствованииизучения китайского языка как педагогическая проблема» в результатеанализа педагогической, психологической, исторической литературы, рядаэлектронных информационных источников, справочной и специальнойлитературы, современного педагогического опыта, а также на основесобственнойпедагогическойдеятельностивкачестверуководителявокальной студии при школе с углубленным изучением китайского языкабыли выявлены причины повсеместного увеличения интереса к изучениюкитайского языка; осуществлен обзор наиболее часто встречающихсятрудностей изучения китайского языка; проведен анализ возможностеймузыкальной среды образовательного учреждения при изучении китайскогоязыка, дано определение понятию «вокальная среда» как компонентупедагогически организованной «музыкальной среды» необходимой длясовершенствования изучения китайского языка.МузыкальнаякультураРоссиииКитаяимеетмноготочексоприкосновения.
Особенно ярко эта общность видна в стилистических,организационных и репертуарных предпочтениях и традициях концертнойпрактики.Показаны интонационные и ладотональные особенности китайскогоязыка и специфика его слухового восприятия. Это смыслообразующая рользвучания слов, тоновая система китайского языка, при которой, для егоосвоения необходимы развитые слуховые способности.Все авторы учебников и методических пособий по изучениюкитайского языка отмечают его трудность для изучения иностранцами,указывая при этом на различные аспекты – произношение, письменность,современную стилистику, количество диалектов и др. Кроме того, какправило,возникаюттрудности,связанные65сиероглифическойписьменностью. Все специалисты отмечают, что наиболее эффективнымспособом освоения китайского языка является непосредственное общение сего носителем.В процессе освоения китайского языка особое место принадлежитзанятиям в классе вокала, что позволяет развить слуховые способностиучащихся, их способность адекватно воспринимать звучащую речь накитайском языке.Вместе с тем, только занятий вокалом в условиях вокальной студии вовнеурочное время явно недостаточно и необходима специальная организациямузыкальной, культурной средыи вокальной среды школы, в которойучащиеся осваивают китайский язык, так как его связь с музыкальнойкультурой, пением, очевидна и отмечается многими исследователями.В этом заключается сущность инновационных педагогических методовк освоению китайского языка школьниками, включающего в себя рядавторских методических приемов для развития как общих музыкальных, таки специфических способностей, позволяющих усваивать интонационные иритмическиеособенностикитайскогоязыка,атакжеспециальнуюорганизацию (с привлечением разных видов искусства) музыкальной средыобразовательного учреждения.66II Глава Опытно-экспериментальная работа по организации вокальнойподготовки учащихся в русле углубленного изучения китайского языкаЗадачи главы:1.
Обосновать и построить педагогическую модель музыкальной среды впроцессевзаимодействияурочнойивнеурочнойдеятельностиучащихся школы с углубленным изучением иностранного (китайского)языка;2. Показать качественные характеристики критериев и уровней освоениякитайского языка учащимися на занятиях вокалом во внеурочноевремя;3. Выявить и показать динамику успешности освоения китайского языкав процессе взаимодействияурочной и внеурочной деятельности наоснове занятий вокалом.2.1.Педагогическаямодельмузыкальнойсредывпроцессевзаимодействия урочной и внеурочной деятельности в школе суглубленным изучением китайского языкаВыявление наиболее эффективных педагогических условий изученияшкольниками китайского языка показало важное значение музыкальнойсреды, объединяющей урочную и внеурочную деятельность учащихся вусловиях школы с углубленным изучением китайского языка.Было показано, что необходимым условием успешного освоениякитайского языка школьниками являются занятия в вокальной студии, гдепроисходит и общее развитие музыкальных и певческих способностейучащихся – слуха, памяти, ритма, восприятия и передачи интонации и т.п., иразвитие специфических слуховых способностей, позволяющих адекватноулавливать тонкие (но, вместе с тем, в большой степени смыслообразующие)нюансы в звучании китайской речи (система тонов).67В первой главе данного исследования было выявлено, что длядостижениязначимыхрезультатоввосвоениикитайскогоязыкашкольниками недостаточно только занятий вокалом в вокальной студии вовнеурочноевремя.Необходимообъединитьусилияосновногоидополнительного образования, что может быть достигнуто при следующихпедагогических условиях:1.
взаимодействие учителей (учителя китайского языка, преподавателявокальной студии, тренера по у-шу и др.);2. создание единой музыкальной, культурной среды школы, в которойучащиеся осваивают китайский язык, так как его связь смузыкальной культурой, пением, очевидна и доказана.Для того, чтобы наиболее четко представить все составляющиепроцесса изучения китайского языка учащимися была создана модельосвоения китайского языка школьниками в условиях взаимодействияосновного и дополнительного образования.Метод моделирования – один из наиболее результативных методовизучения образовательных процессов, который позволяет в сжатой,предельно ясной форме рассмотреть связи и взаимодействия, происходящиевнутри изучаемого процесса.В Словаре иностранных слов моде́ль (от лат. modulus – мера, образец)определяется как «схема, изображение или описание какого-либо явленияили процесса в природе и обществе» [120, с.
318]. В педагогическихисследованиях модель дается, как правило, в виде схемы, где отражены цельи задачи исследования, основные, наиболее существенные признаки исвойства изучаемого процесса (объекта), его базовые черты и параметры,связь и взаимодействие составляющих и т.п. При этом, схематичноеотражение происходящих в образовательном процессе явлений позволяетисключить все второстепенное и несущественное, сосредоточиться наосновных базовых свойствах, изучение которых необходимо для данногоисследования.68Вместе с тем, важно при составлении модели соблюдать меруусловности и при неизбежном упрощении и огрублении картины изучаемогопроцесса сохранить ее адекватность, соответствие тому, что происходит вдействительности.Вкниге«Образованиевзрослых:междисциплинарныйсловарьтерминологии» профессора В.Г.
Онушкина (в соавторстве с Е.И. Огаревым),который в течение ряда лет был директором исследований Международногоинститута планирования образования при ЮНЕСКО в Париже, вицепрезидентом Международного бюро просвещения ЮНЕСКО и исследовалпроблемы высшего и непрерывного образования, а также повышенияквалификации педагогических кадров дано исчерпывающее определениепедагогических моделей. Они рассматриваются как «сформированныепосредствомзнаковыхсистеммыслительныеаналоги(логическиеконструкты), схематично отображающие образовательную практику в целомили ее отдельные фрагменты… и подразделяются на три вида:а) описательные, дающие представления о задачах, структуре,основных элементах образовательной практики; б) функциональные,отображающие образование в системе его связей с социальной средой; в)прогностические,дающиетеоретическиаргументированнуюкартинубудущего состояния образовательной практики» [93, с.
88].Опираясь на приведенные выше определения, мы обратились кдинамическому типу модели освоения китайского языка школьниками вусловиях взаимодействия основного и дополнительного образования,который аккумулирует в себе признаки и описательной, и функциональной ипрогностической модели.Научная модель динамичного типа способствует представлениюизучаемых процессов в движении, выявлению их специфики и взаимосвязи, атакже составлению прогноза ожидаемых изменений, на основе чегостановится возможной формулировка рекомендаций.69Педагогическая модель освоения китайского языка школьниками вусловияхвзаимодействияосновногоидополнительногообразованияпредставлена на схеме №1.Схема №1Педагогическая модель освоения китайского языка школьникамив условиях взаимодействия основного и дополнительного образованияЦель и задачи - разработка и обоснование педагогических условий эффективностивокальной подготовки школьников во внеурочной деятельности как средствасовершенствования изучения китайского языка; выявить критериальные характеристикиуспешности освоения учащимися китайского языка под влиянием музыкальной средышколы и обосновать диагностический инструментарий оценки качества освоенияшкольниками китайского языка в процессе занятий вокалом во внеурочной деятельности.Интонационные и ладотональные особенности китайского языка испецифика его слухового восприятияСпособ записи (иероглифика) Виды транскрипции Диалекты АртикуляцияСистема тонов как отражение музыкальности речи Связь с музыкальным искусствомОсновные сложности изучения китайского языка иностранцамииероглификаартикуляциятранскрипциясистема тоновПедагогический подход к освоению китайского языка школьникамиавторские методические приемы для развития как общих музыкальных, так испецифических способностей, позволяющих усваивать интонационные и ритмическиеособенности китайского языка70Педагогические условия, необходимые для эффективногоосвоения китайского языка учащимися школы с углубленнымизучением иностранного языка↕↕Взаимодействиеосновногои Создание педагогически организованнойдополнительного образования (занятия в музыкальной среды образовательногокружке вокала во внеурочное время):учреждения:- развитие общих музыкальных способностей - звучание мелодий китайских песен в– слуха, ритма, памяти, восприятия, качественной записи и воспроизведенииспособности к точному воспроизведению перед началом занятий;музыкальнойинтонацииголосом; - замена звучания школьных звонковпривлечениевозможностей (мелодии китайских песен в качественнойполихудожественного подхода в образовании; записи и воспроизведении);- развитие способности к восприятию и - размещение в пространстве школьноговоспроизведениюспецифических здания информационных стендов оинтонационных и ритмических особенностей, китайскоймузыке,концертах,свойственныхкитайскоймузыке– композиторах и исполнителях, а также опентатоника,одноголоснаямелодика, деятельностишкольногохораитончайшая разработка мелодики во всех выступлениях участников вокальногоподробностях передающая эмоционально- кружка, выставки рисунков учащихся насмысловое содержание текста;темы музыкального искусства Китая;- обращение к разнообразному песенному общение с представителями китайскойрепертуару – аутентичной народной музыке музыкальной культуры.Китая,китайскимдетскимпесням,произведениям китайских композиторов.Методы1.наблюдения за музыкой, импровизации, сопереживания, размышления о музыке,забегания вперёд и возвращения к пройденному, музыкального обобщения,эмоциональной драматургии, развития стилеразличения, музыкального собеседования,интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественнотворческого процесса, контрастных сопоставлений, уподобления характеру звучаниямузыки.2.декламационный, концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстративный всочетании с репродуктивным, метод внутреннего пения (пение на основе представления),сравнительного анализа и др.Критерии успешности освоения учащимися китайского языка в условияхзанятий в вокальной студииРазвитиеРазвитие вокальныхВосприятиеи Развитиеобщихспособностей –воспроизведениепредставленийомузыкальны певческогоспецифическихмузыкальномхдыхания, интонации,интонационныхискусстве Китаяспособносте артикуляции, ровного особенностейкитайскоййголосоведения,речи–слуха, диапазонаи мелодики (пентатоника,памяти,система тонов), ритмическихритмаособенностейОжидаемые измененияРазвитие способности к уверенному восприятию и воспроизведению мелодических,интонационных и ритмических особенностей китайского языка71РезультатУспешность освоения учащимися китайского языка под влиянием «вокальной среды»общеобразовательной организации на четырех уровнях: 1.