Диссертация (Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка". PDF-файл из архива "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В интернете этотпроцесс называется language exchange или языковой обмен.Таким образом, отмечаем, что интонационные и ладотональныеособенности китайского языка заключаются в следующем:1.многочисленные диалекты;2.произношение;3.письменность;4.особенности современной стилистики.Наибольшую трудность в освоении китайского языка иностранцамипредставляет освоение правильного произношения, так как необходимопостоянное пристальное внимание к работе артикуляционного механизма ислышаниеинтонационныхоттенковречи,чтотребуетразвитогомузыкального слуха.Специфика слухового восприятия речи на китайском языкезаключается в тонко дифференцированном, музыкально организованном еговосприятии.Это обусловлено, во-первых, укорененной глубокой связью речи имузыкального искусства, искусства пения в китайской культуре, а во-вторых,тем, что богатство содержания китайского языка передается в большойстепени разнообразием интонации, при которой одно и то же слово можетбыть понято по-разному в зависимости от той интонации, с которой оно былопроизнесено.43В таблице №2 в сжатой форме представлены особенности китайскогоязыка, его записи и произношения, создающие главные трудности приизучении.Таблица №2Особенности китайского языка и трудности при его освоении№Способ ВидыДиалектызаписи транскрипции1 Иероглифик ОбщепринятыаСодержитгораздобольшезнаков, чемалфавитнаяили слоговаясистемы.Каждыйзначимыйслогпередаетсяиероглифом.В китайскомтолковомсловаре«Кансицзыдянь»около48тысячиероглифов.Однаизглавныхтрудностей,связанных совладениемкитайскимязыком–необходимостьзапоминатьбольшоеколичествознаков.ми являютсядвавидатранскрипции(«Записьзвуковкитайскогоязыка»)–системароманизации –имеющаявКитаеофициальныйстатус(пиньинь) исистематранскрипциикитайскогоязыканарусский язык(Транскрипционная системаПалла́дия)Артикуляци Системая тоновВ настоящеевремявкитайскомязыкеразличаютсемьбольшихдиалектныхгрупп.ОфициальнымязыкомКитаяиТайваня,являетсяпутунхуаилимандаринский диалект.Грань междудиалектом иязыкомвообщенелингвистическая,асоциальнополитическая.Классическийписьменныйкитайскийязык–вэньянь,которыйсильно44Артикуляция– это совокупность работпроизносительныхорганов приобразованиизвуков речи.Этапыартикуляции:а) построениепрограммыпроизнесения;б) сокращение мышц врезультатенейростимуляции;в) движениеорганов речи,приводящееголосовойтрактвсостояние,необходимоедля произнесения данногозвука.Тонывкитайскомязыке – этоотражениемузыкальности речи.В путунхуасуществует 4 тонаНаличиетоновзначительно (в тричетырераза)увеличиваетколичество слогов, и,тем самым,количествоиероглифовСвязь смузыкальнымискусствомВкитайскомязыкесмысловоезначениеопределенного словаменяется взависимостиотинтонации.Неслучайно вкитайскоймузыкепреобладаетодноголоснаямелодика.Тончайшаяразработкамелодикивовсехподробностях передаетэмоциональносмысловоесодержаниетекста,тонкоулавливаяоттенкиотличаетсяот байхуа –специальнойсистемызаписиразговорногоязыка Китая.фразировки.В связи с вышеизложенным необходимо рассмотреть, какие имеютсяпрактические возможности успешного освоения китайского языка в условияхсовременного образования.Очевидно, что условия классно-урочной системы не могут полностьюотвечать требованиям глубокого погружения в среду бытования не толькокитайского, но и любого другого иностранного языка.Процесс сближения основного и дополнительного образования,который объективно существует в современном образовании и заключается,в том числе, в практике организации кружков и студий дополнительногообразования на территории общеобразовательной школы, где учащиесямогут заниматься в неурочное время, не тратя времени и сил на поездки вдругие учреждения дополнительного образования.В процессе освоения китайского языка особое место принадлежитзанятиям в классе вокала, что позволяет развить слуховые способностиучащихся, их способность адекватно воспринимать звучащую речь накитайском языке.Вместе с тем, только занятий вокалом в условиях кружка иливокальной студии во внеурочное время явно недостаточно и необходимаспециальная организация музыкальной, культурной среды школы, в которойучащиеся осваивают китайский язык, так как его связь с музыкальнойкультурой, пением, очевидна и отмечается многими исследователями.В связи с этим необходимо обратиться к изучению практическихвозможностей организации музыкальной среды с помощью занятий вокаломво внеурочное время в условиях школы и углубленным изучениеминостранного (китайского) языка.451.3.Особенности развития музыкальных способностей школьников впроцессе занятий вокалом во внеурочное время в условиях школы суглубленным изучением китайского языка и организация музыкальнойсредыНа основе педагогического наблюдения в школах с углубленнымизучением китайского языка, изучения специальной литературы по даннойпроблеме, а также на основе собственного педагогического опытапреподавания вокала в условиях внеурочной деятельности школьников намибыли определены два основных направления, аккумулирующих в себепрактические возможности увеличения эффективности изучения китайскогоязыка с помощью музыкального искусства: индивидуальные занятия в классе вокала; создание в школьном пространстве педагогически организованноймузыкальной среды (термин Л.И.
Уколовой).Остановимся более подробно на данных направлениях. Искусствопения сегодня – одно из самых востребованных и популярных не толькосреди молодежи, но и среди всех возрастных категорий. Нередко приходитсянаблюдать, что к серьезным занятиям сольным пением родители и педагогипривлекают совсем маленьких детей – 4, 5 и 6 лет.Безусловно, правильно организованные занятия, основанные надостиженияхгуманнойпедагогики,здоровьесберегающегоподхода,способствующего сохранению детского голоса, направленные на общеемузыкальноеразвитие,развитиеслуховыхпредставлений,чистогоинтонирования, ритмической организации музыкальных действий ребенкаявляются не только безопасными для детей, но и полезными.К сожалению, нередко родительские амбиции и желание некоторыхпреподавателей продемонстрировать исключительные достижения в областипения на примере младших школьников в процессе их участия вмногочисленных конкурсах, в том числе, телевизионных, приводят к46негативным и, как правило, необратимым последствиям, когда в результатенеоправданных и вредных в данном возрасте нагрузок на голосовой аппаратипсихикуучащихсямогутвозникнутьзаболевания,связанныеснеправильным развитием голосовых связок и, как результат – потеряпевческого голоса.В связи с этим, отметим, что основной целью музыкальных занятий (изанятий в классе вокала) в формате кружка при общеобразовательной школе,то есть, в условиях максимального сближения основного и дополнительногообразования является общее музыкальное развитие школьников.Для школы с углубленным изучением иностранного, в данном случае,китайского языка, данная цель должна быть уточнена в плане учета влияниямузыкальных (вокальных) занятий на развитие способности восприятия ивоспроизведения особенностей изучаемого языка.В п.
1.2. уже отмечалось, что китайский язык обладает рядомспецифических особенностей, определяющих трудности его изученияевропейцами,причемнаиболеезначительныетрудностисвязанысинтонационной спецификой и особой музыкальностью китайского языка.Это определяет важное значение развития интонационного слуха испособностей восприятия и воспроизведения тонов, являющихся важнейшимпараметром китайской речи.На занятиях в вокальной студии в условиях внеурочной деятельностипри школе с углубленным изучением китайского языка педагогическиеусилия распределяются по двум основным аспектам:1. развитие общих музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти,восприятия, способности к точному воспроизведению музыкальнойинтонации голосом;2.
развитиеспособностиспецифическихквосприятиюинтонационныхсвойственных китайской музыке.47иивоспроизведениюритмическихособенностей,В соответствии с этим распределением, занятия включают в себя иобщепринятые,достаточнораспространенныеметодикиобученияиразвития, и специальные, в том числе, авторские разработки и методическиеприемы, необходимые для работы в классе вокала (более подробно см.
п.2.3.).Развитие общих музыкальных способностей на занятиях вокаломвовнеурочноевремяопираетсянаизвестныеивсестороннеапробированные методы. В первую очередь – это развитие музыкальногослуха, основой которого является способность различения внутриладовыхтяготений.Одна из распространенных методик (В.А. Элиасберг) заключается втом, что на первом этапе учащиеся разучивают очень короткие песенки ипопевки, которые начинаются на определенных ступенях лада:I ступень – «Андрей-воробей»;II ступень – «Бим-бом, тилибом»;III ступень – «Прыгает заинька»;IV ступень – «Скок-поскок»;V ступень – «Бери ложку, бери хлеб»;VI ступень – «Жил сверчок»;VII ступень – «Домой!».После того, как ученики научатся мгновенно узнавать ступень лада,различать на слух устойчивые ступени, начинается освоение опеванийустойчивых ступеней, которое происходит в процессе пения короткихпопевок:- II-VII-I;- II-IV-III;- IV-VI-V;- VII-II-Iи т.п.
с названием нот (сольфеджируя) и со словами.48Оченьважнодобиватьсякрасивого,вокальновыразительногоисполнения самой простой и короткой попевки. Поэтому параллельноработаем над дыханием, певческой позицией и плавным, незаметнымпереходом от звука к звуку.Освоение гаммообразных пассажей на уроке вокала также происходитодновременно с освоением ладотональных красок (мажор, минор –натуральный, гармонический, мелодический, особая краска – пентатоника).При исполнении упражнений на гаммообразное движение (первоначально –по тетрахордам) необходимо обратить внимание на эмоционально-образныйотклик на звучание музыки.Для этого целесообразно предложить ученикам петь не просто гамму, апередать в движении мелодии определенное состояние (радость, оживление,стремление, грусть, жалобу и т.п.) или некий художественный образ.
Длявхождения в мир образов китайской музыки можно вначале познакомитьучеников с фрагментами китайской поэзии (в переводе), где, несмотря наотсутствие звучания собственно китайского языка с его особеннымиинтонациями, передается круг художественных образов, привлекающихвнимание поэтов, среди которых видное место занимает музыка. Например:«Я слышу, флейта далекоЗвучит печально над рекой»(Вэй Ин-у);«Звуки яшмовой свирели…Мелодии печальные и тоскливые…»(Ли Бо);«Прошу вас, друг, скажите ей, пусть перестанетИграть свою мелодию она,Не то совсем от скорби белой станетЦзянь джоуского старца голова»(Бо Цзюй-и);«Касается струн, повернувши колки,49Три звука слышны из-под легкой руки.Хоть песня еще не звучит на струне,Но чувства певицы сквозят все сильней.Она прикрывает струну за струною,Исполнены думой все звуки»(Бо Цзюй-и);«И низкие струны гудят-гудят,Как дождь проливной, торопливый.Высокие струны звенят-звенят,Как шепот веселый, счастливый»(Бо Цзюй-и)[35, с.