Диссертация (Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка". PDF-файл из архива "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Поисковые ситуации инаводящиевопросыпомогаютучащимся82находитьсоответствующиеисполнительские приемы, проявлять инициативу – это путь к развитиюмышления, проявлению самостоятельности и творчества детей» [92].Репродуктивный метод.Само название этого метода говорит о том, что в результатеподготовительной организующей работы педагога ученики концентрируютсяна воспроизведении нужного в данный момент способа деятельности.Побуждающая деятельность учителя заключается в словесном рассказе,сообщении, объяснении с привлечением разнообразных видов наглядности.Ученики воспроизводят действия педагога, усвоив образец, который был импродемонстрирован.Здесь не ставится задача развития творческих способностей, нотворческие проявления могут возникать только на основе усвоенныхпрофессиональныхприемов,навыков.–«Навыкиэтоавтоматизированные компоненты сознательного действия человека,которыевырабатываютсявпроцессееговыполнения.Навыквозникает как сознательно автоматизируемое действие и затемфункционирует как автоматизированный способ его выполнения.
То,что данное действие стало навыком, означает, что индивид врезультате упражнения приобрел возможность осуществлять даннуюоперацию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [139].Метод внутреннего (мысленного) пенияМетод внутреннего (мысленного) пения или пения «про себя» являетсяодним из самых распространенных в музыкальной педагогике.
Онвостребован и классе вокала, и в любом инструментальном классе.И.М.Сеченовв своевремяустановилважныйфакт–онзарегистрировал, что во время мысленного пения у певцов голосовые связкисовершают движения, повторяющие движения во время истинного пения, нов микроскопическом масштабе.Так как у детей нет еще вокального опыта, то их связки не могутсовершать упомянутых колебательных движений, но некоторые мускульные83усилия все же имеют место. Кроме того, пение «про себя» активизируетслуховое внимание, повышает эффективность запоминания музыкальногоматериала, улучшает восприятие.Если у ребенка имеется звуковой эталон, он, представляя звук «в уме»,мысленно сможет добиться более чистого интонирования, научится собиратьвнимание,сосредотачиваться,направленным.Чистоазвуковоеегослуховоевосприятиевниманиеприпоказестановитсяпедагогасопровождается зрительным, ученик наблюдает, как педагог действует, спомощью каких движений (мимики, жеста) он добивается нужного звука.Учитывая вышеизложенное можно утверждать, что данный методявляется одним из базовых методов для формирования вокально-слуховыхпредставлений и развития слуховых и двигательных связей в процессезанятий вокалом.Метод сравнительного анализа.Метод сравнительного анализа широко применяется в музыкальнойпедагогике и в практике вокального воспитания учащихся является одним извостребованных.
Он опирается на эстетическую оценку двух вариантовзвучания (одного звука или небольшого фрагмента какой-либо мелодии), изкоторых ученику предлагается выбрать тот, который больше нравится.Этот метод может применяться уже с первых шагов обучения даже сдетьми младшего школьного возраста. Постепенно дети учатся соотноситькрасивое звучание голоса со способами звукоизвлечения, с различнымисоставляющими вокальной техники и уже осмысленно будут стремиться кприменению нужных приемов звукоизвлечения.Данный метод незаменим и при сравнении исполнения музыкальныхпроизведений разными музыкантами, включая аудио- и видеозаписивыступленийизвестныхпевцов,атакжеисполнениепроизведенийсверстниками на концертах, зачетах и экзаменах. Это развивает способностьк самоконтролю, что совершенно необходимо для обучения юныхмузыкантов.84В модели представлены также критерии успешности освоенияучащимися китайского языка в условиях занятий в вокальной студии.
Срединих: развитие общих музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма; развитие вокальных способностей – певческого дыхания, интонации,артикуляции, ровного голосоведения, диапазона; восприятиеивоспроизведениеспецифическихинтонационныхособенностей китайской речи и мелодики (пентатоника, систематонов), ритмических особенностей; развитие представлений о музыкальном искусстве Китая.Раздел, отражающий критерии успешности освоения учащимисякитайского языка в условиях занятий в вокальной студии, является особеннозначимым для данного исследования, в связи с чем описание отмеченныхкритериев и уровни их проявления развернуто представлены в следующемпараграфе (2.2.).Как закономерный итог взаимодействия указанных составляющихпедагогическойспособностяхмоделикотмеченывосприятиюиожидаемыеизменениявоспроизведениювсамихуказанныхвышемелодических, интонационных и ритмических особенностей китайскогоязыка и результат, который заключается в увеличение эффективностиосвоения китайского языка учащимися в условиях школы с углубленнымизучением иностранного языка.852.2.
Критерии и уровни освоения китайского языка школьниками назанятиях вокалом во внеурочное времяВ научном педагогическом исследовании критерии, разрабатываемыедля оценки тех или иных качеств испытуемой группы, имеют первостепенноезначение. С их помощью не только выявляется степень продвиженияучащихся в направлении развития тех или иных качеств, но и четкоформируется сам образ данных качеств, их структура, признаки, содержание.В процессе изучения специальной (педагогической, музыковедческой,психологической) литературы, развернутого педагогического наблюдения исобственной педагогической практики в качестве преподавателя вокала быливыявлены критерии успешности освоения учащимися китайского языка вусловиях занятий в кружке вокала.
Среди них: Развитие общих музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма; Развитие вокальных способностей – певческого дыхания, интонации,артикуляции, ровного голосоведения, диапазона; Восприятиеивоспроизведениеспецифическихинтонационныхособенностей китайской речи и мелодики (пентатоника, систематонов), ритмических особенностей; Развитие представлений о музыкальном искусстве Китая.Данные критерии дают представление о том, насколько глубоко ивсесторонне учащиеся смогли освоить восприятие и воспроизведениекитайского языка в результате совокупного воздействия занятий вокалом вовнеурочное время и воздействия музыкальной среды школы.Остановимся более подробно на данных критериях и их уровнях.Развитие общих музыкальных способностей – слуха, памяти,ритма. Как уже было отмечено выше, общие музыкальные способностиявляются «гарантом» успешности для изучения любого иностранного языка,так как позволяют ученикам адекватно воспринимать и воспроизводитьзвучание новых для них языковых конструкций.
Их развитие происходит и86на уроках музыки, и во внеурочное время на занятиях во всех музыкальныхкружках и студиях без исключения.В настоящее время содержание музыкального образования базируетсяна уже разработанных и продолжающих совершенствоваться Федеральныхгосударственных стандартах (ФГОС). «Основные категории и понятия ФГОСосваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общегомузыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах»музыкальной культуры как:▪ фольклор;▪ музыка религиозной традиции;▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);▪ современная (академическая и популярная) музыка.Данные «пласты» (направления) музыкальной культуры представленыв учебно-методических комплектах по предмету «Музыка» разных авторскихколлективов,рекомендованныхилидопущенныхМинистерствомобразования и науки на текущий учебный год.
В зависимости от критериевотбора музыкального (и шире – художественного) материала в содержаниепредмета и конкретного УМК, эти направления музыкального искусствасоотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия и раскрываютучащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальныхобразах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров» [102 с. 5-23].В результате анализа ряда учебных программ по музыке дляобщеобразовательных школ (5-7 классы), которые являются наиболеераспространенными в педагогической практике (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.Программа «Музыка» (5-9 кл.). – М.: Просвещение, 2004; Алеев В. В.,Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Программа «Музыка» (5-8 кл.