Диссертация (Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка". PDF-файл из архива "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
На процессуальном уровне умения и навыки интонирования, артикуляции, ровного голосоведения, диапазона,восприятия и воспроизведения специфических интонационных особенностей китайскойречи и мелодики; 2. На мотивационно-ценностном уровне - мотивы и ценностныеориентации значимости вокальной подготовки для совершенствования китайского языка;3. На личностно-коммуникативном уровне – интеллектуальная, эмоциональная иповеденческая гибкость, а также коммуникативные стратегии поведения субъектовобразовательного процесса; 4.
На рефлексивном уровне - сформированностьрефлексивных умений обучающихся, их самостоятельность и способность к дальнейшемууглублению знаний в области изучения китайского языка средствами музыкальногоискусстваВ данной модели обозначена цель и задачи исследования –разработка и обоснование педагогических условий эффективности вокальнойподготовкишкольниковвовнеурочнойдеятельностикаксредствасовершенствования изучения китайского языка; выявить критериальныехарактеристики успешности освоения учащимися китайского языка подвлиянием музыкальной среды школы и обосновать диагностическийинструментарий оценки качества освоения школьниками китайского языка впроцессе занятий вокалом во внеурочной деятельности.Важным сегментом модели является та ее часть, где отраженыинтонационные и ладотональные особенности китайского языка и спецификаего слухового восприятия.Как было отмечено в теоретической главе, китайский язык являетсяоднимизсамыхсложныхиобладаетрядоминтонационныхиладотональных особенностей, обусловивших трудности его освоенияиностранцами.Вданноймоделивыделеныследующиеинтонационные и ладотональные особенности китайского языка: Способ записи (иероглифика); Виды транскрипции; Диалекты; Артикуляция; Система тонов как отражение музыкальности речи;72основные Связь с музыкальным искусством.Каждая из этих особенностей является причиной целого рядасложностей, связанных с изучением китайского языка.
Его музыкальность итонкое отражение интонационной природы речи предъявляют повышенныетребования к уровню музыкального развития учащихся, которые должныобладатьхорошиммузыкальнымслухом,способностьюразличатьинтонационные оттенки при произношении, так как именно эти оттенки вкитайском языке имеют смыслоразличительное значение.Модель отражает и собственно сложности, возникающие в процессеосвоения китайского языка. Они связаны с такими его проявлениями, как: произношение (в том числе, система тонов, артикуляция); иероглифическая письменность; современная стилистика; количество диалектов и т.д.Центральным звеном представленной модели освоения китайскогоязыкашкольникамивусловияхвзаимодействияосновногоидополнительного образования является блок, отражающий Педагогическиеусловия, необходимые для эффективного освоения китайского языкаучащимися школы с углубленным изучением иностранного языка.
Онвключает в себя два направления:1. Взаимодействие основного и дополнительного образования (занятия вкружке вокала во внеурочное время):- Развитие общих музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти,восприятия,способностикточномувоспроизведениюмузыкальнойинтонации голосом.
Данное направление реализуется как в процессе занятийна уроке музыки, так и во внеурочное время на занятиях кружка вокала (вболее углубленном формате).-Развитиеспособностиквосприятиюивоспроизведениюспецифических интонационных и ритмических особенностей, свойственныхкитайской музыке – пентатоника, одноголосная мелодика, тончайшая73разработка мелодики, во всех подробностях передающая эмоциональносмысловое содержание текста (на занятиях вокального кружка во внеурочноевремя).- Обращение к разнообразному песенному репертуару – аутентичнойнародной музыке Китая, китайским детским песням, произведениямкитайских композиторов.Подбор песенного репертуара, позволяющего осуществлять как общеемузыкальное и, в том числе, певческое развитие учащихся, так и развитиеспецифических слуховых и вокальных способностей, необходимых длявосприятияивоспроизведениякитайскоймузыки,представляетзначительную сложность.
Безусловно, большую часть репертуара составляютпроизведения европейских композиторов, русские народные песни, весь тотпласт музыкальной литературы, который обычно привлекается для обучениявокалистов.Однако, насущная необходимость работы с народной китайскоймузыкой и музыкой китайских композиторов представляет собой основнуюсложность для педагога, так как в библиотеках и магазинах оченьограниченный выбор подобной литературы. Малую часть китайской музыки,подходящей для изучения учащимися вокального кружка при школе суглубленным изучением китайского языка можно найти в интернете.В этой связи нужно особо отметить издание сборника китайских песенна китайском и русском языках, которое было осуществлено в 2010 году(редактор составитель – известный композитор, писатель и переводчик СюэФань).
В связи с этим событием Чрезвычайный и Полномочный Посол Китаяв России Ли Хуэй в своем обращении к читателям отметил, что изданиеданного сборника станет ярким событием Года китайского языка в России(2010 год), а Чрезвычайный и полномочный посол России в Китае С.С. Разовв своем приветствии, в свою очередь, подчеркнул, что «если язык – этооснова коммуникации, то песня – это душа народа, инструмент духовногообщения людей» [116].74Тем не менее, нотного материала для занятий вокалом с учащимися,изучающими китайский язык пока явно не хватает.
В этой ситуациипомогают контакты с представителями китайской культуры и образования,которые посещают школу №1517, и могут предоставить некоторую частьнеобходимых нот.Таким образом, формирование оригинального репертуара для работы ввокальной студии, направленной на совершенствование изучения учащимисякитайского языка является, безусловно, сложной, но реально выполнимойзадачей.2. Создание музыкальной среды образовательного учреждения:-звучаниемелодийкитайскихпесенвкачественнойзаписиивоспроизведении перед началом занятий;- замена звучания школьных звонков (мелодии китайских песен вкачественной записи и воспроизведении);- размещение в пространстве школьного здания информационных стендов окитайской музыке, концертах, композиторах и исполнителях, а также одеятельности школьного хора и выступлениях участников вокальногокружка, выставки рисунков учащихся на темы музыкального искусстваКитая; общение с представителями китайской музыкальной культуры.Вп.1.3.былорассмотренозначениемузыкальнойсредыобразовательного учреждения для успешного достижения цели образования вусловиях школы с углубленным изучением китайского языка.
Показано, чтосоздание в школьном пространстве музыкальной среды является сложной и всмысловом, и в организационном отношении задачей, полностью решитькоторую в условиях классно-урочной системы образования пока вряд лиудастся.Вместенаблюдения,стем,собственнойврезультатеразнообразнойдлительногопедагогическогопедагогическойпрактикиипривлечения метода моделирования мы можем показать, каким образомможет быть усовершенствован сам подход к созданию педагогическиорганизованной среды школы с углубленным изучением китайского языка.75Музыкальная среда образовательного учреждения может быть созданакак с помощью звучания музыки, так и опосредовано, с помощью другихвидов искусства.
Это тем более актуально для темы данного исследования,что взаимодействие наук и искусств является базовым признаком китайскойкультуры.На протяжении веков здесь было выработано и сформулировано особоепонятие – «юэ», обладающее многозначной трактовкой. Иероглифом乐 (юэ)обозначается не только понятие «музыка», но и вообще «нечто прекрасное,характеризующеесявысокойстепеньюорганизации.Многоуровневоесимволическое мышление в музыке отражало попытки установлениясоответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов,видовижанровмузыкисэлементамимирозданияисоциально-политическими системами» [64].В современном китайском языке «понятия «музыка» и «радость,наслаждение» записываются иероглифическим знаком 乐, но при этом имеютразное произношение (лэ, юэ) и, таким образом, разные смыслы» [Словарьиероглифов императора Канси.
– Шанхай, 2002. – С. 494-495]. Однако, какотмечают филологи, очевидна их общность, точки соприкосновения.Другими словами, «в исторических древнекитайских памятниках этимэстетическим понятием «радость, наслаждение» обозначается то, что великийнемецкий философ И. Кант (1724–1804) определял как «прекрасное» –дающеебескорыстнуюрадостьсозерцанияили«возвышенное»–вызывающее восхищение» [143, с.
432-433].В связи с этим мы обращаем особое внимание на качествовсевозможных информационных материалов – стендов, школьных стенгазет,выставок рисунков учащихся, их наград и т.п. в пространстве школы, так какважнейшаязадачавозникновениеподобного«радостиоформлениясозерцания».школьнойОформлениесредыдетских–эторабот,фотографий и сообщений должно быть на очень высоком уровне. Добиться76этого можно, привлекая к созданию подобной продукции учителей, ведущихпредмет «Технология» и учащихся, для которых выполнение заданий,связанных с достойным оформлением школьного пространства может статьсерьезным стимулом к дальнейшим творческим достижениям.В пространстве образовательного учреждения необходимо созданиеинформационно-художественных стендов, где будут представлены рисункиучащихся на тему музыки, фотографии музицирующих и поющих детей,афиши предстоящих концертов, запечатлены моменты творческого общенияс деятелями культуры и искусства Китая.Важной частью педагогической модели освоения китайского языкашкольниками в условиях взаимодействия основного и дополнительногообразования является блок, отражающий конкретные методы развитиянеобходимых для успешного освоения китайского языка музыкальныхспособностейучащихся.Данныеметодымыпредставляетвдвухнаправлениях:1 направление.- Общепринятые методы работы с учащимися, необходимые для развитияобщих музыкальных способностей в условиях урока музыки, отраженные впрограммах по музыке для общеобразовательной школы.