Диссертация (Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности". PDF-файл из архива "Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Эти тенденции развитияполучили развитие и в современном социуме, где информационная культурахарактеризуется разработкой инновационных информационных продуктов,модернизацией коммуникативного пространства, интеграцией личности вединую информационную среду, и появлением цифровых инструментов,позволяющих придавать информации всё большее число форм.Учитывая, что формирование информационной культуры человекаотносится к приоритетным государственным задачам, проследим парадигмы еёразвития.Генезис понятия «информационная культура» подробно рассмотрен вработах зарубежных ученых, таких, как Э. Гидденс, Т.
Парсонс, Д. Бэлла и др.Э. Гидденс, опираясь на труды Т. Парсонса, указывает, что «в любойчеловеческой культуре, фундаментальное значение имеет коммуникация...»2,которая прослеживается во взаимосвязи понятий «информация» и «культура»,выступаясоставнымэлементомкоммуникационногопроцесса,являясьодновременно целью, средством и результатом осмысления содержанияинформации.
В частности, информация определяет суть социальных связей иотношений личности с обществом, и институтами социализации, влияющимина организацию социально-культурной деятельности.Интерпретация понятия «информационная культура личности» у Д. Беллатесносвязанахарактеристикиспонятием«информационноепостиндустриальногообщества,общество»базисакакновойсоциальнойинформации, которые обладают следующими характеристиками: экономикауслуг; центральная роль теоретического знания; ориентированность в будущее2Молчанова Е.Н.
Информационная культура как социокультурный конструкт информационного общества //http://superinf.ru/view_helpstud24иобусловленноенеюуправлениетехнологиями;развитиеновойинтеллектуальной технологии.А. Моль в работе «Социодинамика культуры», рассматривая процессысоциодинамики культуры и функционирование в ней семантической иэстетической информации, обращает внимание на то, что формированиеценностей происходит в процессе информационных взаимодействий.
Так какдеятельность людей проходит в культурной среде, влияющей на указанныевзаимодействия, следует сделать акцент на информационной культуре. Помнению А. Моля, информационная культура представляет собой совокупностьинформации, вращающейся в социуме, а также образцов культурнойдеятельности, которые в информационном взаимодействии образуют целостноеединство3.В отечественных научных работах «информационная культура» являетсяпредметомпристальногоН.И.
Гендина,вниманияН.Б. Зиновьева,такихН.В.ученых,какЛопатина,А.И. Каптерев,Н.А. Сляднева,Г.А. Стародубова, Л.В. Скворцов, И.Г. Хангельдиева и др.С позиции аксиологии информационная культура определяется ведущимикультурнымиценностями,такимикакчеловек–образование–самообразование – саморазвитие. Этого научного подхода придерживаетсяИ.Г. Хангельдиева, по её мнению «информационная культура» характеризуетжизнедеятельность человека в области получения, распространения, и храненияинформации,гдеобщечеловеческиедуховныеценностиявляютсяприоритетными, и определение информационной культуры устанавливаетсячерез духовные ценности как фактор развития, имеющий слишком общийсмысл4.Согласно научной концепции Н.И.
Гендиной исследуемый феноменпонимается как «…совокупность информационного мировоззрения и системы3Моль Абраам. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: Издательство:ЛКИ, 2008. – С.47.4Хангельдиева И.Г. Креативные технологии: опыт переосмысления и адаптации бизнес-технологий кобразовательному процессу // Тетради Международного университета в Москва. Тетрадь Культура. — 2015. —№ 15.
С. 218–224.25знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельнуюдеятельностьпооптимальномуудовлетворениюиндивидуальныхинформационных потребностей с использованием как традиционных, так иновых информационных технологий»5.АвторскийподходЭ.Л. Семенюкк«информационнойкультуре»акцентирует внимание на таком значимом аспекте как мобильность ковладениютехнологиямикодированияиконструктивнойпереработкекачественно новой информации, ее продуктивной передаче.СогласноконцепцииТ.Н.
Сосниной,уровеньразвитияобществ,народностей, наций и специфических сфер деятельности (культуры быта, труда,художественной культуры, культуры досуга и др.) зависит от уровнясформированности информационной культуры личности, а также соотносится ссоциальной природой человека, его творческими способностями, характеризуетсодержательную сторону субъект-субъектных и объект-объектных отношений винформационной среде.Согласноличности–взглядамэтоН.В. Лопатинойспособ«…информационнаяинформационногоповедения,культураотражающийинформационное мировоззрение субъекта»6.Социокультурный подход к определению «информационная культура»рассматривается учеными как информационная структурная компонента,включающая в себя:1) базовые информационные структуры (определяют взаимодействиемежду компонентами культуры, прежде всего подсистемами);2) ориентационные информационные структуры, которые устанавливаютотношения между культурой и индивидуумом.Приэтом,информационной5существенноекультурывлияниеоказываетнапроцессспецификаформированияинформатизацииГендина Н.И.
Информационная грамотность и информационная культура личности: международный ироссийский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58-69.6Лопатина Н.В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие//ежемесячный научно-технический сборник. Серия 1 . Организация и методика информационной работы. –М.,2014. – №5. – С.22.26социокультурного пространства, которая отражена в работах А.И. Каптерева,где особый акцент делается на основе выделения двух ключевых научныхпозиций: теоретической и технологической, где на первый план выводится несама по себе информированность, не опыт принятия решений, а способностьличности к самоорганизации, вхождению в иные позиции и логикисуществования7.Таким образом, данные определения в достаточном объеме охватываютосновные компоненты структуры информационной культуры личности, но втожевремянезатрагиваютглубинныеосновысоциокультурнойориентированности субъекта.С нашей точки зрения информационная культура – это целостная системауниверсализации общекультурных компетенций личности, нацеленных нареальное понимание личности своего предназначения в информационномобществе, важнейший фактор успешной как профессиональной, так исоциально-культурной деятельности.Учитывая данное положение, рассмотрим информационную культуруличности с точки зрения ведущих методологических подходов: личностноориентированного,деятельностногоиполисубъектного,системного,культурологического и социокультурного.Личностно-ориентированныйподход(В.А.
Сластенин,Е.Н. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) методологическиориентирует на систему взаимосвязанных понятий, педагогических идей испособов социально-культурных взаимодействий, призванных обеспечить иподдерживать процессы самопознания, самосовершенствования личности.Концепция основывается на учёте индивидуальных и возрастных особенностейсубъектаипредполагаеткомпьютернойграмотностиразвитиесегоцельюинформационнойдальнейшейактивности,профессиональнойсамореализации.7Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространства.
– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С.314.27Ведущимипринципамиличностно-ориентированногоподходавыступают:- принцип самоактуализации (потребность в актуализации своихинтеллектуальных,коммуникативных,художественныхидругихспособностей);- принцип индивидуальности (создание условий для развития творческойиндивидуальности);- принцип субъектности (способствовать к формированию социальнокультурного, в том числе субъектного опыта).В целом, они ориентированы на конкретного индивида как субъектамежличностных и межкультурных отношений и позволяют с помощьюсоциальной информации формировать мировоззренческие установки личностис целью: а) повышения уровня контактов со средой, которые оказываетпозитивное влияние на поведение, в частности на степень осознанностивосприятия нужной информации, уровня её интенсивного усвоения иприменения; б) формирования ценностных ориентаций в аспекте стиляинформационного поведения; в) продуктивного освоения информационнокоммуникативных технологий.С позиции данного подхода информационная культура рассматриваетсяисследователями как способность человека приобщаться к информационнымпроцессам, как интегральное понятие, основанное на синтезе аудиовизуальной,логической, понятийно-терминологической, коммуникационной и сетевойразновидностей культур, системе морально-этических норм и правил.Идея деятельностного подхода (Л.С.
Выготский, С.Л. Рубинштейн иА.Н. Леонтьев и др.) связана не с самой деятельностью как таковой, а сдеятельностью как средством становления и развития субъектности человека. Впроцессе и результате использования форм, приемов и методов работы ссоциальнойинформациейсубъектспособенвыбирать,оценивать,прогнозировать непосредственно те виды деятельности, которые свойственныего профессиональным и любительским интересам.28Впроцессеприменениеинформационногодеятельностногообразованияподходаиисходитсамообразованияизнеобходимостипроектирования, конструирования и создания социокультурных ситуаций изадач, мотивирующих личность на различные виды творческой деятельности иучитывающих смены типов деятельности в развитии личности.Основнымидеятельностиформамиявляются:самообразованиянеформальноевсфереобразованиеинформационной(профессиональноориентированное общекультурное обучение с помощью дистанционныхтехнологий без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома),которое осуществляется в образовательных, социокультурных, научныхцентрах, досуговых объединениях и любительских клубах; формальноеобразование(общеесреднее,среднеепрофессиональное,высшее,послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации ипереподготовка специалистов и руководителей с высшим и среднимпрофессиональнымквалификации,образованиемнапрофессиональнойфакультетах,курсахповышенияпереподготовкивинститутах);информальное образование – ненаправленное и неосознанное обучение врамках любого информационно-коммуникативного действия, а также в вусловиях повседневной жизни.Полусубъектный (диалогический) подход (В.А.
Ситаров, Е.Н. Шиянов,Л.А. Петровская и др.) базируется на положении о том, что личность – система,носительвзаимоотношенийивзаимодействийсоциальнойгруппы.Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяетсоздать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому«объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвитияи саморазвития.Указанныйподходнацеленнаустановлениесогласованностиинформационно-коммуникационных действий участников электронной среды.Общекультурная специфика этого подхода базируется на: способностиличности к овладению общечеловеческими ценностями в информационном29пространстве,проявляющаясявстремлениикорганизациикультуросозидающей деятельности, досуговому виртуальному общению; ввыявлениииндивидуальныхособенностейсубъектов–участниковинформационного процесса.Системный подход (Л.
фон Берталанфи, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг,В.Н. Садовский, А.Д. Холл, Р.И. Фейджин и др.) отражает всеобщую связь ивзаимнуюобусловленностьявленийипроцессовокружающейсоциокультурной действительности, ориентирует на изучение явлений каксистем, которые обладают определенным строением и специфическимизакономерностямифункционирования.Данныйподходрассматриваетотносительно самостоятельные компоненты информационной культуры неизолированно, а во взаимосвязи и динамике, что позволяет выявитьинтегративные системные свойства и качественные характеристики данногопонятия, обеспечивает целостное представление о феномене информационнойкультуры.В рамках этого подхода информационная культура трактуется какдиалектическое единство материальной и духовной культуры; как проявлениеинформационных потребностей отдельных социальных групп людей; какпроцессреализацииинформационно-коммуникативныхтехнологий,открывающих возможности развития личностного и профессиональногопотенциала.Культурологический подход (Э.А.