Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 6 Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF, страница 6 (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

При этом ценностныйхарактер хронотопа проявляется в осуществлении героем выбора междусоотнесениемсебясвертикальнымвневременнымнастоящим)илихронотопомнежеланием,(«высшим»невозможностьюмиром,подобногосоотнесения. Герои полифонического романа – носители тех или иных идей,которые сталкиваются в «большом диалоге» в поиске истины.3. В «зоне контакта» автора и читателя с героем автор дистанцируется отэкспликациипрямойавторскойпозиции,чтоприводиткотсутствию«надкругозорной» точки зрения и равноправию героев.С учетом данного инварианта полифонического романа нами и будет впоследующем проанализирован роман «Братья Карамазовы», больший акцентбудетсделаннасреднем,центральном,нанашвзгляд,уровне–хронотопическом.Предварительно отметим, что ярчайшим примером реализации этойструктуры в «Братьях Карамазовых» будут два эпизода, в котором сначалаСмердяков, а затем Иван уходят от ответственности за судьбу Дмитрия, вдиалогах с Алешей подчеркивая, что они не являются «сторожем» Дмитрию24(Смердяков: «Почему ж бы я мог быть известен про Дмитрия Федоровича; другоедело кабы я при них сторожем состоял?» (14, 206); Иван: «Сторож я, что ли,моему брату Дмитрию» (14, 211), «не могу же я в самом деле оставаться тут у нихсторожем?»(14,211)).Равноправиегероев,выраженноевотсутствии«надкругозорной» авторской позиции, сочетается здесь с не диалогичным посвоей природе словом из Священного писания, которое становится предельнодиалогичным; при этом на хронотопическом уровне герои не соотносят себя свертикальным хронотопом, тем самым разделяя взаимосвязь одновременностисобытий романной действительности и Ветхого завета.В качестве еще одной теоретической проблемы отметим упомянутуюпроблему полифонии как открытого Достоевским типом художественногомышления в соотнесении эпических и драматических форм(возможно, самапостановка такой проблемы отчасти объясняет синкретичность концепции«романа-трагедии» Вяч.Иванова).

Так, например, полифонические произведениянеклассическойнекоторыехудожественности,кинофильмыА.П. Звягинцева)воимеющие(«Ученик»многомдраматическуюК.С.сопоставимыприродуСереберенникова,синвариантой–«Елена»структуройполифонического романа: диалогичность слова с его ориентацией на «чужоеслово»,«одновременность сосуществования» событий и равноправие героев,дистанцированность автора (режиссера) от экспликации прямой авторскойпозиции.

Диалогичность слова и отсутствие «изображающего» слова, а такжедистанцированность автора при этом во многом объясняется драматическойприродой кинофильмов, что не отменяет, а напротив, даже усиливает ихполифоничность.Отсутствиелексическихмаркеров,указывающихна«одновременность сосуществования» событий, характерных для эпоса («в тосамое время», «именно в эту минуту» и др.), заменяется соположением эпизодов,протекающих в одном времени и показывающих противоположных героев(героев-антагонистов).

Так, в «Ученике» таким можно считать эпизод заговораВениамина и Гриши против Елены Львовны вечером, сразу за которым следуетэпизод разговора на кухне Елены Львовны с учителем физкультуры тем же25вечером.«Одновременностьсосуществования»в«Елене»проявляетсяфакультативно (при повторяемости ежедневного распорядка дня героев показандень из жизни главной героини Елены, а затем день из жизни ее мужа). Вместе стем отметим, что подобный прием одновременно разворачивающихся сюжетныхлиний, значимых, особенно переломных эпизодов можно наблюдать и вполифонических романах Достоевского (например, в «Братьях Карамазовых» –перерождение Алеши после смерти Зосимы ночью, в то же время совершаетсяпоездка Дмитрия в Мокрое; или поочередно разворачивающееся повествование ожизни в переломный момент каждого из братьев, значимое при соотнесении страгической развязкой, в «Бесах» – рождение ребенка Шатова и заговор «наших»против героя и т.д.).

Диалогичность слова исходит как из его ориентации на«чужое слово» (так, диалог Елены с мужем о необходимости его дочери Катииметь детей и диалог Кати с отцом о бессмысленности собственного продолженияв детях), так и из общей сюжетной линии и полифонической проблематики,имплицитно заложенных «последних вопросов» (приведенные выше примеры вцелом соотносятся с метафорой плодородия и бесплодия, традиционноепонимание которых в контексте фильма инверсируется за счет обесцениваниямногодетности – главная героиня убивает собственного мужа ради благополучиядетей и внуков; «последний вопрос» здесь – можно ли на чужом несчастьепостроить счастье?). Диалогичность слова в «Ученике» подчеркнута цитацией изкорпуса христианских текстов, реакцией героев на это слово, и прежде всегогероев-антагонистов – Вениамина и Елены Львовны.

Однако подчеркнем, чтоприведенные выше размышления в большей степени ориентированы на будущееисследование и приведены в качестве предположения.Для того, чтобы объяснить жанрообразующую роль хронотопа, егоцентральное,нанашвзгляд,местовинвариантнойструктурежанраполифонического романа, обратимся к работе М.М. Бахтина «Формы времени ихронотопа в романе».Ведущая роль времени и пространства как важнейших историческихкатегорий, организующих человеческое миропонимание, типы художественного26мышления отведена в указанной работе. Хронотоп понимается ученым весьмашироко: 1) как «существенная взаимосвязь временных и пространственныхотношений, художественно освоенных в литературе» 63 , при этом Бахтинподчеркивает, что «жанр и жанровые разновидности определяются именнохронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе являетсявремя» 64 ; 2) как творческий хронотоп, «в котором происходит <…> обменпроизведения с жизнью и совершается особая жизнь произведения» 65 3) как«внешний реальный хронотоп», «в котором совершается это изображение своейили чужой жизни»66.Хронотоп67 в целом связан с образом человека и образом мира, а также ихвзаимными отношениями.

В широком культурно-историческом контексте Бахтинпишет о распадении фольклорно-мифологического изначально единого временипространства, связанного с земледельческим циклом, о его разграничении наобласть «быта» и «обряда» и дальнейшем закреплении соответствующих некогдаединых смысловых рядов (еда, питье, совокупление, рождение, смерть) за«высокими», «средними» и «низкими» жанрами68. Вместе с тем, в становленииромана как жанра Бахтин отмечает такой вектор на ранних этапах развитиялитературы, который можно обозначить как движение от публичного человека кприватному: «Возникло противоречие между публичностью самой литературнойформы и приватностью ее содержания.

Начался процесс выработки приватныхжанров. <…> Особенно остро эта проблема стояла в отношении больших63Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234.64Там же.

С. 234.65Там же. С. 403.66Там же. С. 282.67Вместе с тем Бахтин отводит особое место «фантастической логике сна», соотнося такиеэлементы пространства, как порог, лестница, площадь, перекресток, сопоставляя ихизображение внутри сна со всем произведением, находя общие моменты в переломе, кризисесознания героя. См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в7 т. Т.

6. М., 2002. 505 с.О взаимосвязи хронотопа и картины мира писал В.Е. Хализев: хронотоп позволяет« “выводить” словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира». См.: Хализев В. Е.Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 249.68См.: Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. 448 с.27эпических форм («большого эпоса»). В процессе разрешения этой проблемы ивозник античный роман»69.

Данный процесс связан в первую очередь, с утратойпрежнего единого и целостного хронотопа площади и поиска нового, такоераздробление пространства сопутствовало усложнению самого образа человека,его разделению на внешнего и внутреннего70. В новом жанре романаскладывается особый романный хронотоп, который, с одной стороны, всоответствии с сюжетной логикой преобразует известные мотивы (так например,любовные мотивы встречались и в сгущенном пастушеско-идиллическомхронотопе александрийской поэзии, но от них в греческом романе практическиничегонеосталось),асдругойстороны,наначальныхэтапахпротивопоставляется классическому греческому хронотопу эпоса и драмы, вкоторых мифологическое время не отделялось от исторического.Основное внимание Бахтин уделяет именно романному хронотопу, новместе с тем подчеркивает роль хронотопа на примере становления иных жанров:отдельныхфольклорныхжанров,вчастностисказки(ученыйтакжеостанавливается на фольклорном представлении о пространстве и времени, вособенностиповлиявшемна«раблезианскийхронотоп»),сатирыираннехристианской житийной литературы (на которые существенное влияниеоказал авантюрно-бытовой тип греческого романа), элегии в ее взаимосвязи сидиллическим хронотопом (плодотоворно вошедшего непосредственно в роман),автобиографических форм (в частности, это письма Цицерона к Аттику, вкоторых «“зарождается «пейзаж”», то есть природа как кругозор (предметвидения) и окружение (фон, обстановка) вполне приватного и одинокобездействующего человека»71, в которых «образ человека начинает сдвигаться взамкнутые69приватныепространства,почтиинтимно-комнатные,гдеонБахтин М.М.

Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 274.70Там же. С. 286.71Там же. С. 274.28утрачивает свою монументальную пластичность и всецелую публичнуюовнешненность»72).Анализируя жанровые типы романного хронотопа, Бахтин выделяет«доминантные»,«типологическиустойчивыехронотопы»73(хронотопыгреческого романа, рыцарского романа, раблезианский хронотоп, идиллическийхронотоп,особыйхронотопплутовскогоромана),атакже«некоторыехронотопические ценности разных ступеней и объемов» 74 (хронотоп дороги,замка, «провинциальный городок», порог).

Во всех рассмотренных Бахтинымхронотопах принципиальная роль отведена взаимоотношению образа человека имира. Опишем основные черты «доминантных» хронотопов.Так, в греческом романе авантюрного типа представлен «абстрактнейшийхронотоп вместе с тем и наиболее статический хронотоп», в котором мир ичеловек «абсолютно готовы и неподвижны», «подтверждено тождество того, чтобыло в начале»75 . Мир греческого романа – чужой мир, в нем временной рядобратим и может быть переместим в пространстве.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее