Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 9 Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF, страница 9 (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Завершающий романы писателя катарсисвыражается в утверждении: «<…>последнее слово мира и о мире еще не сказано,мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди» [курсив М.М.Бахтина –прим.М.Б.]128.Из-завпитаннойДостоевскимтрадициикарнавализации очищающим, по Бахтину, может быть и «смысл амбивалентногосмеха»129 , включение которого в авторскую позицию не дает ни одной точкезрения стать абсолютной, происходит «столкновение редуцированного смеха имрачного колорита романов» 130 в «большом диалоге». Бахтин считает, чтодраматическиеприемыуДостоевского(единствоместаивремени,катастрофическая быстрота действия, обилие массовых сцен), предоставляют«возможность одновременного сосуществования»131в плане вечности, чтоподобно построению вертикального хронотопа у Данте.

Само преступление127Бахтин М.М. Слово в поэзии и слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы иэстетики. Исследования ранних лет. М., 1975. С. 88–113.128Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Проблемы творчестваДостоевского. Киев, 1994. С. 380.129Там же. С. 380.130Там же. С. 234.131Там же. С. 234.40переосмыслено у Бахтина, поскольку оно в рамках полифонического романа неявляется последним словом героя о мире о себе, все еще возможно изменить.Подводяитоготметим,чтоиБахтин,иИвановосознавалимногокомпонентность и новаторство романов Достоевского и по-разномустремились определить их существенные черты. Иванов видит происхождениеромана Достоевского в синкретической нерасчлененности эпоса и трагедии, аБахтин – в жанрах серьезно-смеховой культуры: сократическом диалоге имениппее. То, что Иванов считал недостатками (нереалистичные диалоги,соположение лиц), Бахтин переосмыслил, отметив у Достоевского важностьодновременности сосуществования событий в вечности.

Для Иванова катарсис –внеэстетическая категория, присутствующая в романах Достоевского; Бахтинпишет о невозможности сказать последнее слово о мире, очищающим началом уДостоевского может быть амбивалентный смех. Трагедия, по Иванову,разрешается на метафизическом уровне и происходит там, где герой отходит отБога. Для Бахтина важна не трагедия и не конфликт в романах, а равноправиеголосов и точек зрения на мир.На наш взгляд, определение «роман-трагедия» по отношению к творчествуДостоевского допустимо, но с корректировками, поскольку оно, рассматриваяведущую, по мнению Иванова, роль трагедии как жанра внутри романа, неучитывает ее взаимодействие с другими жанрами, не описывает зону построенияобразагероя,хронотопнезавершенногонастоящегоистилистическуютрехмерность.

В настоящем диссертационном исследовании мы будем опиратьсяна теорию полифонического романа Бахтина, не отказываясь полностью отконцепции Вяч. Иванова, но корректируя ее. Несмотря на выявленные различия,работыМ.М.БахтинаиВяч.Ивановаподчеркиваютважностьвзаимодополняющих категорий – «одновременность сосуществования» событий(Бахтин) и близость к катастрофе, к которой идет развитие всего романа (Иванов).С учетом этого, перейдем непосредственно к теории полифонического романаБахтина, рассматривая положения как ее сторонников, так и ее противников.41§3.  Теория  полифонического  романа  М.М.  Бахтина:  pro  et  contra  Насегодняшнийденьнаиболеепринятойостаетсятеория«полифонического» романа М.М. Бахтина, однако и она имеет как сторонников,так и противников; эту ситуацию детально проанализировал Н.Д. Тамарченко132 .Современное литературоведение отчасти критически подходит к теорииполифонического романа. Появляются и работы, частично принимающиеконцепцию Бахтина о «полифоническом» романе, эти труды фокусируютвнимание исследователей на образной природе творчества Достоевского.Т.А.

Касаткина, например, считает «Проблемы поэтики Достоевского» «книгойярко выраженного аудиала о ярко выраженном визуале»133, ссылаясь на статьюКэрил Эмерсон о Р.Л. Джексоне и Бахтине134 .В этом параграфе мы проанализируем позиции сторонников и противниковконцепции полифонического романа и обозначим современные подходы к даннойпроблеме. Мы не будем подробно останавливаться на всех критических аспектах,обращенных к теории Бахтина. Остановимся на тех аспектах, которые важны дляработы: этическом релятивизме Бахтина, рассмотрении понятия равноправияголосов внутри полифонического романа и понятии диалога.НачнемсостатьиВ.Е.Ветловской135,полемическиоспореннойН.Д. Тамарченко.

Статья предписывает Бахтину этический релятивизм и вместе стем остро ставит вопрос о равноправии героев в полифоническом романе. Авторво-первых, соглашается с идеей А.В. Гулыги, считавшего, что Бахтин, «чтобысказать доброе слово о христианстве, вынужден был уравнять его в правах с132Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философскофилологическая традиция. М., 2011. 400 с.133Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведенияхФ.М.

Достоевского. М., 2015. С. 5.134Эмерсон К. Чего Бахтин не смог прочесть у Достоевского. (Диалог достоевсковедов из двухуглов. Михаил Бахтин и Роберт Льюис Джексон). // Новое литературное обозрение. М., 1995.№ 11. С. 19–37.135Ветловская В.Е. Теория «полифонического романа» М.М. Бахтина и этическое учениеФ.М. Достоевского» // Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.,2007. С. 393–408.42проповедью атеизма»136; а во-вторых, пишет о том, что «Достоевский не былпроповедником и добра, и зла»137. Комментируя выдержки из концепции Бахтина,Ветловская пишет: «В этой “полноценности”, <…> уточняя, неподотчетности,неоспоримости всех и каждого, со всеми их “сознаниями” и “голосами”, изаключается, по мысли Бахтина, заслуга “полифонического” романа»138.

Далееисследователь сосредотачивается на образе Ивана, его вызове Богу и его теории«всепозволено»иприводит«аргументы,опровергающиеИвана»,подтверждающие и внутреннюю полемику самого Достоевского с ним(разрешениеСмердяковунаубийство,позицияВеликогоинквизитора,родственная самому Ивану).

Исследователь заключает: «…беду читателей иисследователей Достоевского (невозможность подняться над уровнем его героев)Бахтинтеоретическиузаконил,возведяеевпринцип –впринципполифонического романа <…>» 139 . В.Е. Ветловская настаивает на том, чтосистема авторских воззрений не вмещается в рамки концепции полифоническогоромана и низводит писателя до его персонажей. Выделенное впоследствииМ.М. Бахтиным особое соотношение автора и героя с его особым статусом вполифоническом романе было отчасти охарактеризовано Л.В. Пумпянским,считающим писателя «комическим поэтом», ввиду чего и «неестественноесоперничество в авторстве»140 между героем и автором прекращается, «поэт игерой находятся каждый в своей сфере»141.Во многом, вслед за В.Е.

Ветловской, продолжает оспаривать бахтинскоепонимание равноправия героев Достоевского в романе К.А. Степанян 142 . Онзадается вопросом о том, как могут сочетаться в единстве правда Зосимы и правда136Гулыга А.В. От редактора // Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении/ под ред. А.В. Гулыги; пер. с нем. И.С. Андреевой. М., 1996. С. 7.137Ветловская В.Е.

Теория «полифонического романа» М.М. Бахтина и этическое учениеФ.М. Достоевского» // В.Е. Ветловская. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.,2007. С. 398.138Там же. С. 401.139Там же. С. 407.  140Пумпянский Л.В. Классическая традиция : Собрание трудов по истории русской литературы.М., 2000. С. 520.141  Там же. С. 520.    142  Степанян К.А.

Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.,2016. 296 с.  43Ивана как равноправные. При этом «…оставлять такое сочетание <…> безрешения в чью-либо пользу означало бы полнейший релятивизм автора иполнейшее равнодушие его к судьбе произведения в душе и сознании читателя,отказ от борьбы со злом»143.Сам Достоевский в письме к Н.А. Любимову от 11 июня 1879 года некритиковал своего героя за его правду и проводил отличие между современнымисоциалистами и Иваном Карамазовым, подчеркивая, что его герой «…– человекискренний, который прямо признается, что согласен с взглядом “ВеликогоИнквизитора” на человечество и что Христова вера (будто бы) вознесла человекагораздо выше, чем стоит он на самом деле»144. Достоевский в том же письмеЛюбимову пишет о роли предсмертных бесед Зосимы в романе, которые влитературоведении зачастую рассматриваются как оппозиция «правде» Ивана:«Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставляю сознаться [здесь и далеекурсив автора – прим.

М.Б.], что чистый, идеальный христианин – дело неотвлеченное, а образно реальное, <..> и что христианство есть единственноеубежище Русской Земли ото всех ее зол» (30, 1, 68). И в другом письме Любимовуот 7 (19) августа 1879 года Достоевский признается в близости тех мыслей,которые выражает старец, но «если б [Достоевский] лично от себя выражал их, товыразил бы их в другой форме и другим языком» (30, 1, 102).Как видим, несмотря на то, что для самого писателя теория Ивана и егосоотнесение себя с правдой Великого Инквизитора было не приемлемым,Достоевскому важно было показать не саму идею всеобщего благополучия,основанного на крови, а как именно она живет в преломлении такого сложного и«искреннего» героя, как Иван Карамазов.

В то же время, несмотря на близость«мыслей» Зосимы – Достоевский прежде всего художник, иллюстрирующийидею об «идеальном христианине» не отвлеченно, но преломляя через образстарца Зосимы. Иными словами, говоря о любом предполагаемом релятивизме,143Там же. С. 144.Достоевский Ф.М. Полное собраний сочинений: в 30 т. Л., 1988. Т. 30. Кн. 1. С. 68. Далеессылки на это издание приводятся в тексте в круглых скобках с указанием тома, книги и номерастраницы в данном параграфе, а в последующих главах – с указанием тома и номера страницы.14444исследователю не стоит забывать, что у Достоевского всегда на первом местестоит герой и образ, а уже затем – стоящая за ним идея145.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее