Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 8

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 8 Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF, страница 8 (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

С. 9–10.105Там же. С. 8.106Там же. С. 8.107Там же. С. 8.100  О34отводитсямиромоделирующаяфункция(«каждыйизкомпозиционныхэлементов» пространственно-временной композиции «является, в свою очередь,“моделью” какой-то стороны “человеческой действительности”108), что напрямуюсоотносится с самим определением жанра, которым оперирует Н.Л. Лейдерман:«жанр–этоисторическисложившийсятипустойчивойструктурыхудожественного произведения, организующей все его компоненты в систему,порождающую целостный образ – модель мира [мирообраз] [выделено мной –прим.

М.Б.]., который выражает определенную эстетическую концепциюдействительности»109.Таким образом, любому жанру как «особому типу строить и завершатьцелое»110 свойственна миромоделирующая функция, что особенно проявляется вроманесего«синтетичностью»;миромоделированияотведенаважнейшаярольвэтомпространственно-временнойпроцессекомпозиции(Лейдерман), отношению героя и мира в их «временной и пространственнойвоплощенности» (Тамарченко).Итак, основанная на инвариантном подходе трехаспектная теория жанраМ.М.Бахтинаподчеркиваетважностьвключенностипроизведениявлитературную традицию, в которой совмещаются устойчивость и обновлениежанра, чего нет в современных антижанровых литературоведческих тенденциях.Хронотоп в данной структуре становится репрезентатом самого произведения.Основываясь на взаимоотношении образа человека и мира, именно хронотоппоказывает эволюцию творческого мышления человека; разделившийся некогдаединый фольклорно-мифологический хронотоп способствовал усложнениюобраза человека, его разделению на внутреннего и внешнего, что в свою очередьпривело к поиску адекватной приватному сознанию художественной формы.

Вэпосе именно роман стал решением подобного вопроса. Хронотоп как элементпоэтики текста носит сюжетообразующую, изобразительную, аксиологическую108Там же. С. 10.  Там же. С. 7.110Медведев П.Н. [Бахтин М.М.] Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С. 144–151.10935функцию.

Жанрово-типический характер романа определяют рассмотренныеБахтиным «доминантные» хронотопы; вместе с тем указанные выше функциихронотопаиграютнехудожественныхважнейшуюформах:рольифольклорныхвиныхжанрах,художественныхсатирах,иобразцахраннехристианской литературы, элегиях, автобиографических произведениях.Сюжетообразующая функция хронотопа в наибольшей степени объясняетвключенность жанра в традицию: так, соединение кумулятивной и циклическойсюжетных схем в реалистическом романе Достоевского сближает его савантюрно-бытовымособенностьюроманом.романакакПредельнаяжанра,«синтетичность»,сопоставляетвявляющаяся«большомвремени»литературной традиции полифонические романы Достоевского и «синтетическоепроизведение», поэму «Божественная комедия» Данте.§  2.

 Концепция  «романа-­‐трагедии»  В.И.  Иванова    и  теория  полифонического  романа  М.М.  Бахтина  Начиная с работ В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Л.И. Шестовафилологи наблюдают сближение жанра романа Достоевского с античной иклассицистическойтрагедией,чтоактуализируетпроблематикусюжета,движения к катастрофе, трагической вины, катарсиса, закона триединства,отношения героя с миром и с собой. В параграфе мы сопоставим концепцииВяч.И. Иванова и М.М. Бахтина относительно романа Достоевского как «романатрагедии».Сама концепция «романа-трагедии», рассматривающая эпическую идраматургическую части целого, впервые была предложена Вяч. Ивановым вработе «Достоевский и роман-трагедия».36Уникальность романа Достоевского, по Вяч.

И. Иванову, состоит в том, чтороман Достоевского – это «трагедия духа»111. Исследователь полагает, что формаромана у писателя «вмещает в себя чистую трагедию»112. В «романе-трагедии»нет «искажения чисто эпического романа»113, но есть «обогащение» и«восстановление» изначально присущих эпосу прав.Как считает Иванов, романы Достоевского сближает с трагедией и наличиекатастрофы, поскольку все развитие романа спешит к ней. Вместе с тем отличаетроман Достоевского от трагедии повествовательная составляющая текста, а несценическое его воплощение, а также распространение общего трагическогопринципа на каждый отдельный элемент текста, множество отдельных катастроф,чего нет в драме как роде; по Иванову, здесь мы имеем «трагедиюпотенцированную»114.Роднит, по Иванову, роман Достоевского с трагедией идея катарсиса,очищения состраданием и страхом.

Введение этой категории осознаваласьАристотелем через положение о том, что «искусство сценическое не умещаетсяцеликом в эстетике, <…> вырастает из пределов красоты в сферы иные» 115 .Чтобы прояснить идею катарсиса у Достоевского Иванов сопоставляеткатартическое воздействие его творчества с тяжелым путем, выбраннымВергилием в поэме Данте. Однако из-за религиозной составляющей катарсисатрагедия «не может быть <…> только художеством»116 .

Исходя из этой логикиполучается, что тексты Достоевского также несколько выходят за пределысобственно художественной литературы и имплицитно связаны с религиознымвоздействием на читателя. Концепция Иванова относительно катарсиса уДостоевского получила широкое распространение в филологической среде: так,Г. Померанц пишет о том, что «любящие и понимающие» Достоевского111Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Борозды и межи.

М., 2007. С. 308.Там же. С. 308.  113Там же. С. 309.114Там же. С. 310.115Иванов В.И. Эстетическая норма театра // Иванов В.И. Борозды и межи. М., 2007. С. 449.116Иванов В.И. О существе трагедии // Иванов В.И. Борозды и межи. М., 2007. С. 439.11237сближают его творчество с классической трагедией, а «не чувствующие»катарсиса часто говорят о жестокости таланта писателя117 .АнтиномиятрагедииразрешаетсяуДостоевского«катастрофой-преступлением», которое рассматривается Ивановым скорее с позиций романногоцелого, а не драматургического (с позиций «метафизической антиномии личнойволи», «психологического прагматизма», «прагматизма внешних событий»). Приэтом трагедия низших уровней нужна Достоевскому для совершения «основноговыбора между бытием в Боге и бегством от Бога к небытию»118 .

Обретение Богагероями Достоевского сродни растворению в соборной воле, при этом внутреннееперерождение личности дано не в конечной определенности, а в «намеках наблагодатную тайну сокровенного роста»119 .ИвановдетальнорассматриваеткатегориютрагическойвиныуДостоевского, сопоставляя ее с тремя истоками вины в античной трагедии(неисповедимая воля судеб, предпочтение одного божества другому, сам фактпоявления на свет). Античная идея рока восходит у Достоевского «ксверхчувственному поединку между Богом и духом зла из-за обладаниячеловеческой душой»120 .К недостаткам Достоевского Иванов относил обилие сцен-скандалов,искусственное соположение лиц в одном месте121, не свойственное реальностиведение диалогов, развитие действия «катастрофическими толчками»122 .117Померанц Г.С.

Есть ли катарсис у Достоевского? Обзор неакадемической критики //Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. № 2. C. 14 –24.118Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Борозды и межи. М., 2007. С. 322.  119Там же. С. 313.120Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Борозды и межи. М., 2007. С. 326.121Подобные сцены, «как бы сотрясающие все построение романа, сборища, споры, скандалы,истерики, пощечины, припадки» Л.П. Гроссман называл «конклавами». См.: Гроссман Л.П.Достоевский – художник // Гроссман Л.П. Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1959. С.

344.Внимание поэтике конклава у Достоевского уделял Г.К. Щенников, показавший, что конклавомзавершается начальный цикл в произведении, после которого начинается «новая расстановкадействующих лиц: они теперь определяются в отношении один к другому как идейныеантагонисты или двойники», более того, по Щенникову, сама поэтика конклава может бытьперенесена на все пятикижие.

См.: Щенников Г.К. Конклав // Достоевский: Эстетика и поэтика:Словарь-справочник / сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников.Челябинск, 1997. С.175–176.38Таким образом, Иванов описывает «роман-трагедию» как синтетическоепонятие, предполагающее обогащение эпоса, для «романа-трагедии» важенкатарсис и цепочка катастроф внутри сюжета, разрешение антиномии трагедии впреступлении.Бахтин не принял концепцию Иванова, назвав жанровое определение«романа-трагедии» «художественным гибридом», попыткой «свести новуюхудожественную форму к уже знакомой художественной воле»123, неучитывающую «полифонической» природы романов Достоевского. Драма как роду Бахтина не может быть полифонична, поскольку допускает только одну, а ненесколько,каквполифоническомромане,системотчета,внейнет«множественности полноценных голосов в пределах одного произведения»124 .Кроме этого, как чистому жанру трагедии чужда пародия; а в романахДостоевского, которые непосредственно связаны с серьезно-смеховой культурой,встречаются пародирующие двойники, в каждом из которых «герой умирает,чтобы обновиться» 125 .

Более того, Бахтин видит основные истоки романаДостоевского в сократическом диалоге и мениппее, а не в эпопее и трагедии. Вцелом серьезно-смеховые жанры ориентированы на изображение современности,а не «абсолютного прошлого мифа и предания»126, как в эпосе и трагедии; ониимеют свободный вымысел и многостильны, используют жанровое смешение.Все это характерно для романов Достоевского, и, на наш взгляд, этих параметровне учитывал Вячеслав Иванов.И.Л.

Альми, рассматривая сюжетно-композиционный строй романа «Идиот», выделяет парныесцены и сцены-конклавы, центром которых становится Мышкин. Для этих сцен характернаследующая закономерность: «парные сцены являют цепь нравственных побед героя; конклавыже – безусловные его поражения». Конклав у Епанчиных утверждает «надбытовой статусгероя», вместе с тем с нее начинается предчувствие катастрофы у читателя. Альми И.Л.О сюжетно-композиционом строе романа «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»:современное состояние изучения.

Сборник работ отечественных ученых под ред.Т.А. Касаткиной. М.: , 2001. С.437–438122Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Борозды и межи. М., 2007. С. 311.123Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Проблемы творчестваДостоевского Киев, 1994. С. 213.124Там же. С. 240125Там же. С. 337.126Там же. С. 316.39Стоит отметить, что в работе «Слово в поэзии и слово в романе»127 Бахтинпишет о закономерности включения в роман других художественных инехудожественных жанров, которые могут играть конструктивную роль всоздании произведения и определять его форму, в результате чего получаетсяроман-исповедь, роман-дневник и другие. Поэтому, говоря о «романе-трагедии»Достоевского, на наш взгляд, исследователю стоит разделять включение трагедиив произведение как одного из вставных жанров, и, собственно, форму романа,которая не укладывается под определение «романа-трагедии»; нужно помнить,что трагическое, как и комическое, по Бахтину, может представлять собойархитектоничское целое и воплощаться в различных жанрах, а не только втрагедии.Бахтин не принимает по отношению к творчеству Достоевского понятиекатарсиса в аристотелевском смысле.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее