Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 10 Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF, страница 10 (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

В достоевистике естьнемало работ, рассматривающих взаимоотношение биографического автора игероя. С самим подходом толкования текста, заключающемся исключительно всоотнесении жизни биографического автора и его героя, мы согласиться неможем; но вместе с тем разделяем позицию тех ученых (в частности,К.А. Степаняна), которые пишут о значимом изменении, смысловой дистанциимежду биографическим автором и героем146.Бахтин писал, что «…полифонический подход не имеет ничего общего срелятивизмом»147, поскольку тогда «всякий подлинный диалог» становится ненужным. В защиту полифонической концепции Н.Д. Тамарченко говорит о том,что истина, по Бахтину, диалогична и в сократическом диалоге как источникеромана происходит «событие искания и испытания истины», что вовсе не говоритни о каком этическом релятивизме, ведь тогда и «диалог Христа с искушавшимего дьяволом в пустыне – тоже демонстрация относительности этическихкритериев» 148 .

Далее Н.Д. Тамарченко поясняет это бахтинское положение:«неизвестно <…> кто из участников события окажется ближе к искомой всеми145Об идее у Достоевского см.: Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторыв большом времени. М., 2016. С. 144О роли образа у Достоевского см.: Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставныйобраз в произведениях Ф.М. Достоевского.

М., 2015. 528 с.146Между автором и героем, пишет К.А. Степанян, «существует смысловая дистанция, котораясоздавалась между позицией самого Достоевского и позицией его героя к тому времени [курсивК.А. Степанян – прим. М.Б.], когда последний повторяет слова и мысли своего автора. И этоотносится, конечно, не только к словам и высказываниям, но и, главным образом, к темжизненным ситуациям, которые из жизни Достоевского переходят в его произведения. Этовсегда результат осмысления (а порой и переосмысления по сравнению с непосредственнойреакцией) и выявления глубинной сути этих событий и ситуаций».

См.: Степанян К.А.Биография автора как источник комментария к роману Ф.М. Достоевского «БратьяКарамазовы» // Достоевский и мировая культура. 2018. № 3. С. 124. На наш взгляд, эта мысльК.А. Степаняна сближается в сущности с бахтинским положением, заключающимся в особомэстетическом отношении, понимаемом как эмоциональная рефлексия, или как «переживаниепереживания». См.: Тюпа В.И. Литература как род деятельности: теория художественногодискурса // Теория литературы: в 2 т. / под ред.

Н.Д. Тамарченко. М., 2014. Т. 1. С. 44.147Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т.6. М., 2002.С. 81.148Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философскофилологическая традиция. М., 2011. С. 206.45истине. <…> для достижения общей цели одинаково важна и необходима каждаяточка зрения, даже если выяснится, что она была ошибочной»149.

Относительнорассмотренной В.Е. Ветловской позиции Ивана Карамазова, Тамарченко пишет:«Конечно же, эта позиция оспорима. Но <…> Не есть ли именно спор, по егомысли, – одна из форм поиска истины и проверки идеи? [курсив автора – прим.М.Б.]»150. Таким образом, прежде, чем задумываться над этическим релятивизмомконцепции Бахтина, следует обратиться к истокам романа как жанра и соотнестиправду героя с событием поиска истины.Среди тех исследователей, которые по ряду вопросов не согласны сБахтиным, в отдельных случаях возникает некое интересное взаимодействие. Так,Т.А. Касаткина, говоря о глубине образа у Достоевского среди прочих примеровприводит Ставрогина, отмечая двусоставность его образа, совмещающее высокоепредназначение (крест) и символ паука; неслучайно паук-крестоносец, какотмечает исследователь, распространен в России: «… паук-крестоносец – один изудачнейших символических образов Достоевского, показывающих границы иразмах человеческого существа – от рая до ада, и его возможность реализоватьсяв любой момент в любой из точек в этих границах»151.

При этом одна реализацияне отменяет заданности иной реализации. Художественный мир Достоевскогопостроен на одновременном совмещении противоположных реализаций данногообраза – от «осатаневшей самости» до «несущего крест». В этой связи сложноговорить об этическом релятивизме бахтинской концепции полифонии, посколькусам текст Достоевского и на уровне конкретного образа, и на уровне композиции(вспомним равноправное сосуществование в тексте «Братьев Карамазовых» иголоса старца Зосимы, и голоса Ивана) и архитектоники предполагает глубину,появляющуюся тогда, когда «нечто ощутимо входит в него из-за границ времении из-за границ мироздания. Но это нечто – необязательно Бог»152 .

Это может быть149Там же. С. 207.Там же. С. 207.151Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведенияхФ.М. Достоевского. М., 2015. С. 55.152Там же. С. 50.15046и дьявол, которому для совершения зла важно сотрудничество человека даже вкачестве разрешение на вторжение153.

На наш взгляд, именно глубина образа уДостоевского снимает вопрос как об этическом релятивизме Бахтина, так и одругой крайности, приписываемой писателю – предпочтении зла добру втворчестве.Неоднозначно в литературоведении и понимание бахтинской концепциидиалога, применимой как к отдельному тексту, так и к полифоническому роману.В рамках первого подхода стоит вспомнить об отказе со стороны М.Л. Гаспаровапринимать «возможность диалога с древними текстами»154, который полагал, чтодиалог с прошлым и с древними текстами – мнимый 155 . В рамках теорииполифонического романа противниками теории Бахтина выдвигается совершенноиное понимание диалога.Так, К.А. Степанян пишет о том, что в романах Достоевского существуетдва структурообразующих принципа: «… явление Христа (в начале каждого изроманов) и уже затем диалог (приятие, спор, отрицание) об этом, о Божественнойвести <…>.

Но поскольку образ Божий есть в каждом человеке, <…> то и диалогони <…> ведут с самим собой»156. Получается, что с одной стороны, диалог герояс самим собой – нечто чрезвычайно необходимое для выявление в себе Божиегообраза. Но с другой стороны, К.А. Степанян в другом месте своей книги пишет отом, что постижение истины (сути) в романах Достоевского не за счет «скачка» отразума к вере, но за счет «разума, постигающего все мироздание в целом»157. «Этото, что называется прозрением [курсив К.А. Степаняна – прим. М.Б.] <…>Поэтому и Христос говорит: “Аз есмь истина” – а не, скажем: “Я говорю вам153Там же.

С. 51.  Макаркин Н.П. О некоторых критических выступлениях в адрес М.М. Бахтина // М.М.Бахтин в современном мире: материалы VI Междунар. саранских чтений, посвящ. 120-летию содня рождения ученого, Саранск, 25–26 нояб. 2015 г. Саранск, 2016. С. 43.155Там же. С. 43.156  Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.,2016. С.

133.157Там же. С. 145.15447истину”. Слово Христа – не реплика в диалоге158, а, как точно писал Достоевский:“Христос в Себе и в Слове Своем нес идеал Красоты”, который Он “вселил вдуши людей” (29, II; 85). По сути, эти слова и есть опровержение теорииБахтина» 159 . На наш взгляд, в данном фрагменте для опровержения теорииБахтина приводятся не литературоведческие аргументы, которые в свою очередьрождают новые проблемы (ведь в сущности слово Христа в данном контексте –слово Учителя, обращенного к ученикам, предполагающее приятие и согласие, ане спор, например, часто встречающийся в романах Достоевского); в то же времянепроясненным остается вопрос: почему в этом случае исключается поиск Христагероями, который наряду с другими формами богоискания включает и прозрение?Развивая данные мысли, в пределе можно получить не только два видапостижения истины, о которых упоминает К.А.

Степанян (восточный путь – черезвнутренне безмолвие и исихию и западный путь – схоластический), но иразграничение всего языческого и христианского, ведь сократический диалог иразговор Иисуса с учениками – два разных в культурно-историческом плане видасловесных практик. Подобное разграничение только обозначено у исследователяи порождает сопутствующие вопросы: например, как решается столь значимыйдля Бахтина вопрос памяти жанра и обновления смысла? Как видим, зачастуюкритика бахтинской теории выдвигает неожиданные тезисы, которые, возможно,нуждаются в корректировке.На наш взгляд, влияние создателя теории полифонического романараспространяется и на филологическую методологию тех исследователей,которые не во всем согласны с Бахтиным.

В качестве предположения, отметимблизость субъект-субъектного метода чтения, предлагаемого Т.А. Касаткиной иважных для Бахтина «субъект-субъектных отношений» диалога [здесь и далее158Интересно, но в Евангелии от Иоанна (14:6) Христос говорит Фоме об истине именно вситуации диалога, как впрочем и в других местах Св. Писания:«5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только черезМеня» (Св. Евангелие от Иоанна 14:5,6).159Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.,2016. С.

145–146.48курсив Н.Д. Тамарченко – прим. М.Б.], проявляющихся в «равенстве сторон, вравноценности вопроса и ответа по отношению к искомому совместносмыслу» [выделено мной – прим. М.Б.] 160 . При субъект-субъектном методе«исследователь движется от границ текста не вовне, надстраивая смыслы, <…>вглубь»161.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее