Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского))

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Российский государственный гуманитарный университет»На правах рукописиБЕРДНИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНАЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА(полифонический роман Ф.М. Достоевского)Специальность 10.01.08 – Теория литературы. Текстология.Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессорЮ.В. ДоманскийМосква – 20202ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 3Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГОПРОСТРАНСТВА В ПОЛИФОНИЧЕСКОМ РОМАНЕ .......................................... 15§1.

Теория жанра М.М. Бахтина и полифонический роман: литературнаятрадиция, инвариант, романный хронотоп ............................................................. 15§2. Концепция «романа-трагедии» В.И. Иванова и теория полифоническогоромана М.М. Бахтина................................................................................................ 35§3. Теория полифонического романа М.М. Бахтина: pro et contra ....................... 41§4. Концепции художественного пространствав литературном произведении ................................................................................

49§5. Современные исследования по проблеме художественного пространствав полифоническом романе Достоевского. Проблема целостности романов«великого пятикнижия»............................................................................................ 54Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИФОНИЧЕСКОГОРОМАНА «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» ...................................................................... 78§1.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в сопоставлениис романом «Бесы»: особенности поэтики .............................................................. 78§2. Пространство героев-наставниковв романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».......................................... 104§3. «Одновременность сосуществования» событий в вечностив романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»............................................

116ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫВ РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» ...................... 140§1. Мотив хамства ................................................................................................... 148§2. Мотив сторожа .................................................................................................. 152§3. Мотив гордости .................................................................................................

162ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 173БИБЛИОГРАФИЯ ...................................................................................................... 1833ВВЕДЕНИЕЖанроваяспецификахудожественногопространстваромананасегодняшний день остается нерешенной теоеретико-литературной проблемой.Учитывая стадиальность развития культуры и литературы, отметим, что даннаякатегория длительное время не отделялась от проблемы художественноговремени, а также рассматривалось в связи с проблемой мотива или сюжета,особенностями субъектной структуры организации художественного текста(прежде всего, работы А.Н. Веселовского, В.Я.

Проппа, О.М. Фрейденберг,Ю.М. Лотмана). Художественное пространство романа как неканоническогожанра в отношении его жанровой специфики становилось предметом изученияеще реже.Новую главу в изучении жанра открыл М.М. Бахтин, разработавшийтрехаспектную структуру жанра на материале романа как неканоническом, еще незастывшем жанре. При этом важно подчеркнуть, что понимание жанра у Бахтинасвязано как с исторической поэтикой (ученый апеллирует к «памяти жанра»), таки с теоретической (разработанная инвариантная модель жанра). В работе «Формывремени и хронотопа в романе» ученый выделяет сюжетообразующую,изобразительную роль хронотопа, который в преломлении рассмотренных«доминантных» хронотопов носит жанрово-типический характер, то естьразделяет жанр романа на определенные разновидности.

Вместе с тем в работе«Проблемы поэтики Достоевского» Бахтин пишет о романе Достоевского како «полифоническом», принципиально новом типе романе для европейскойпоэтики. В связи с этим возникает закономерный исследовательский вопрос:будет жанрово-типический характер хронотопа определять специфику собственно«полифонического» романа Достоевского? Следует оговориться: в исследованиимыапеллируемкпонятию«художественноепространство»;разделениепространственно-временного континуума на художественное пространство ихудожественное время представляется методологически обоснованным, что4показываютработыструктурно-семиотическойшколы,вчастности,Ю.М. Лотмана, который для наглядного моделирования типа культуры и типапроизведений использует в качестве отдельного терминологического понятияименно«художественноепространство»,атакжеположениясамогоМ.М.

Бахтина, полагавшего, что Достоевский «видел и мыслил свой мир попреимуществу в пространстве, а не во времени»1. Учитывая важность категориивремени в полифоническом романе, в работе мы также будем обращатьсяк понятию хронотоп, но в меньшей степени.На наш взгляд, проблема изучения полифонического романа какразновидности романа во многом пересекается с проблемой изучения метаромана.Так, описывая устойчивость структуры метаромана, В.Б.

Озкан отмечает:метароман «не является феноменом того же порядка, что исторический,готический, греческий, рыцарский, плутовской роман и т. д., хотя и поотношению к этим типам романа можно говорить о существовании устойчивыхэлементов структуры. <…> Дело в том, что он вообще лежит в иной плоскости.Метароман не является романным поджанром, [здесь и далее курсив В.Б. Озкан –прим. М.Б.] как названные типы романной структуры; это параллельный феномен.Метарефлексия может присутствовать в том же рыцарском, историческом,плутовском романе и преломлять текст таким образом, что произведение станетпрежде всего метароманом, “романом о романе”, пародийной (в тыняновскомсмысле), критической формой, и только во вторую очередь – рыцарским,историческим, плутовским романом»2. Точно так же «полифонический роман» неотносится к особому поджанру романа, поскольку может сосуществовать сдругими его поджанрами, а также с такими «параллельными феноменами», какметароман.

Следовательно, «полифонический роман» существует на какотдельный жанр, но как особая мировоззренческая, стилевая и эстетическаямодификация неканонического жанра романа.1Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин. М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М., 2002.С. 36.2Озкан В.Б. Метароман как проблема исторической поэтики : дис. ...

д-ра фил. наук. М., 2013.С. 7.5С учетом приведенных нами замечаний, исследовательские вопросыскорректированыследующимобразом:будетлижанрово-типическаяхарактеристика художественного пространства определять специфику такоймодификации романа, как «полифонический» роман Достоевского? А также в чемзаключается особая природа художественного пространства «полифонического»романа?Для ответа на данные вопросы мы обращаемся к творчеству Достоевского,изучение романистики которого на сегодняшний день остается актуальным.Сложность и многоуровневость мира произведений обусловили появлениеразличных концепций, изучающих жанр романа у Достоевского3.Работы М.М. Бахтина по исследованию романов Достоевского открылиновую главу в достоевистике. Вместе с тем, с новыми литературоведческимиоткрытиями ученого пришли и новые методологические вопросы: так, изпроблемы соотнесения полифонической природы романов Достоевского ихудожественного пространства выходит необходимость подробного рассмотрениядискуссионного вопроса о теории полифонического романа Бахтина, котораясегодня имеет как сторонников, так и противников.

При этом значительное местов формировании концепции «полифонического романа» Бахтина принадлежитработам Вяч. Иванова, в частности, его статьям «Достоевский и роман-трагедия»,«О сущности трагедии». Обращение к трагедии на уровне жанрового определенияромана направляет нас к вопросу об определении жанра Достоевского какромана-трагедиииподробномсопоставленииработМ.М. БахтинаиВяч.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее