Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Жанр литературный // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры иобразования. М., 2003. №11. С. 62.40Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философскофилологическая традиция. М., 2011. С. 87.41Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М., 1996. Здесь и далее цитаты из этого изданияприводятся В.И. Тюпой с указанием тома и страницы в скобках.42Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.
М., 1986. С. 513.43Тюпа В.И. Жанр и дискурс // Критика и семиотика. Новосибирск, 2011. Вып. 15. С. 31–42.44Тамарченко Н.Д. Жанр // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред.Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 70. 20изучению этого понятия. Проблема терминологического определения понятия«полифонический роман» остается актуальной и по сей день. Зачастуюупотребление термина «полифонический роман» связывают исключительно сметафоричностью языка Бахтина. Однако, как отмечает Д.М. Магомедова,«метафоричность термина … прекрасно сознавалась самим Бахтиным. <…>Системаповторяющихсязначенийговоритоглубокойпродуманностипроведенной Бахтиным аналогии» 45 .
Некоторые исследователи совмещаютпонятия полифонии и соборности46, что отчасти подкрепляется и в работах самогоБахтина47, например, при его отсылке к образу церкви, к которому тяготеет мирДостоевского: «…как общение неслиянных душ, где сойдутся и грешники иправедники»48. Проблема осложняется и тем, что сам М.М. Бахтин не дал полногопредставления о полифоническом романе: «… и в новом издании книга не можетпретендовать на полноту поставленных проблем, особенно таких сложных, какпроблема целого [выделено Бахтиным – прим. М.Б.] полифонического романа»49.Истоки бахтинской концепции «полифонии» исследователи находят вработах Вяч. Иванова (в частности, «Две стихии в современном символизме»), атакже Ф.
Ницше («Рождение трагедии»)50. Исследователь О.А. Богдановаподчеркивает «полигенетичность названного термина», который, по мнениюученого, возник «также из размышлений Бахтина над “Философией искусства”45 МагомедоваД.М. Полифония // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред.Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 176.46Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004. С.
282.47См. приведенный и проанализированный А.Е. Корчинским комментарий С.Г. Бочарова к«Проблемам творчества Достоевского», в котором говорится о двух вариантах полифонии –это эстетическая утопия хора и собственно концепция полифонического романа, снимающуюэту утопию вместе с концепцией «романа-трагедии». См.: Корчинский А.В.
Политикаполифонии: опасная современность и структура романа у Достоевского и Бахтина // Новоелитературное обозрение. М., 2019. № 1 (155). С. 27–41.48Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 6. М., 2002.С. 34.49Там же. С. 4.50Фридлендер Г.М. Достоевский и Вячеслав Иванов // Достоевский.
Материалы иисследования. Т. 11. СПб., 1994. Магомедова Д.М. Полифония // Поэтика. Словарь актуальныхтерминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 174–176. Магомедова Д.М.Понятие «голоса» в эстетике М.М. Бахтина // Новый филологический вестник. М., 2005. №1.
С.66–77. Садаёси И. Иванов – Пумпянский – Бахтин // Comparative and Contrastive Studies in SlavicLanguages and Literatures. Japanese Contributions to the Tenth International Congress of Slavists.Tokyo, 1988. P. 81–91.21Христиансена, с одной стороны, и полемики с ней – с другой»51. О.А. Богдановапоказывает, что именно Комарович был первым, кто «выдвинул концепциюроманной формы Достоевского»52как полифонической в статье «РоманДостоевского “Подросток”»53. Бахтин же в данной работе Комаровича находитвлияние «монополистической» эстетики Христиансена, поскольку «единствомира Достоевского недопустимо сводить к индивидуальному эмоциональноволевому акцентному единству, как недопустимо сводить к нему и музыкальнуюполифонию»54.Д.М. Магомедова с учетом трудов по теории музыки, выделяет следующиеструктурныеособенностиполифонии:равноправие,сочетаниеголосов,одновременность звучания, текучесть55; при этом активная авторская позициясоотносится «с позицией автора полифонического музыкального произведения, взадачу которого входит сопряжение и развитие полноправных голосов»56.Несмотрянамножествоопределенийпонятия«полифония»и«полифонический роман», в работе мы будем опираться на «Поэтику.
Словарьактуальных терминов и понятий» под ред. Н.Д. Тамарченко, который даетследующее определение полифоническому роману: «Полифонический роман –роман, субъектная структура [курсив Н.Д. Тамарченко – прим. М.Б.] которогоорганизована по принципам обратной перспективы, диалогического контакта счужим сознанием и создания “последнего целого” на переходе границ междумиром героев и действительностью читателя (в традициях гротескной51Богданова О.А. О происхождении литературоведческого понятия «полифония» // Stephanos.2016.
№ 3 (17). С. 223. Христиансен Б. Философия искусства / пер. с нем. Г.П. Федотова; подред. Е.В. Аничкова. СПб.: Шиповник, 1911. 291 с.52Богданова О.А. О происхождении литературоведческого понятия «полифония» // Stephanos.2016. № 3 (17). С. 222.53Комарович В.Л. Роман Достоевского «Подросток» как художественное единство //Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы / под ред. Долинина А.С. Л.; М., 1924.
Сб.2. С.31–68.54Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929. С. 33–34.55Магомедова Д.М. Полифония // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред.Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 175.56Там же. С. 176.22образности)»57. Ученый выделяет несколько признаков полифонического романа:«1) множественностьиравноправиегероев,обладающихполноценнымикругозорами и весомыми критериями оценки…» 58 , в результате чего естьвозможность изнутри любого сознания увидеть и оценить всех героев данногопроизведения; «2) сочетание сознаний и кругозоров героев <…> в единстве“большого диалога”», «события совместного поиска истины, которое имеетвнесюжетный [выделено Н.Д. Тамарченко – прим. М.Б.] характер»59;«3) отсутствие “надкругозорной” точки зрения на это завершающее событие:авторскомувидениюН.Д.
Тамарченко–предстоятприм.<…>М.Б.],ихкоторыесамосознаниядоступны[выделенодиалогическомупроникновению, но не могут быть превращены в объект»60. «Полифоническомуроману»противопоставлен«монологическийроман»,характеризующийся«включенностью сознаний всех персонажей [курсив Н.Д. Тамарченко – прим.М.Б.] в объемлющую перспективу авторского видения»61.Полифонический роман Достоевского как новый в европейской поэтике видромана закладывает основы его инварианта, именно поэтому, на наш взгляд,рассматривая отдельно взятый роман Достоевского («Братья Карамазовы»),можно вывести те инвариантные черты полифонического романа, которые присопоставлении с иными полифоническими романами и будут составлятьвнутреннюю меру жанра62 .
Также добавим, что именно подход историческойпоэтики и включенности произведения в литературную традицию позволяетпостроить инвариант, и в этом, как нам представляется, значимость бахтинскогоположения «памяти жанра». С учетом трехаспектной характеристики жанра57Тамарченко Н.Д. Полифонический роман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ под ред. ред. Н.Д.
Тамарченко. М., 2008. С. 174.58Там же. С. 174. 59 Там же. С. 174. 60Там же. С. 174.61Тамарченко Н.Д. Монологический роман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий/ под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 129.62Внутренняя мера жанра - эквивалент жанрового канона, понимаемая не как застывшая норма,но как динамическое соотношение полярных свойств жанра, фиксирующая не образецвоспроизведения (что соотносится с каноном), а образец выбора. См.: Артемова С.Ю.,Миловидов В.А. Внутренняя мера жанра // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий.М., 2008.
С. 40–41. 23романа, приведенных структурных особенностей полифонического романаинвариант полифонического романа выстраивается следующим образом.1. На уровне словесной организации для полифонического романахарактерна предельная диалогичность слова, его ориентация на «чужое слово» врамках«большого диалога».
Высказывание живет в его соотнесении с«последними вопросами», которые носят вневременной характер. Соотнесенностьслова с «последними вопросами» в данном случае восходит к сократическомудиалогу.2. На уровне хронотопа – «хронотоп незавершенного настоящего»,приводящий к несовпадению героя с самим собой, актуализируется черезбахтинскую категорию «одновременности сосуществования» событий (добавим,что реализация данного положения у Достоевского – «одновременностьсосуществования» событий в вечности, далее рассмотренной нами, объясняетсяпрямой корреляцией между ценностью и вечностью).