Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 2

PDF-файл Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 2 Филология (56036): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)) - PDF, страница 2 (56036) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Иванова.Отметим, что единого взгляда на жанровую специфику произведенийДостоевского не было ни в XIX, ни в XX веке. Так, одним из первых подошел кданной проблеме В.В. Розанов, писавший о наличии центра в романе писателя(«Легенда о Великом Инквизиторе» в «Братьях Карамазовых»). Д. Мережковский3Н.Д. Тамарченко выделят четыре авторитетные концепции: «роман-трагедия» (Вяч. Иванов),«авантюрно-философский»роман(Л.П.Гроссман),«идеологический»роман(Б.М. Энгельгардт), «полифонический» роман (М.М.

Бахтин). См.: Тамарченко Н.Д. Русскийклассический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. С. 17.6и Вяч. Иванов, по мысли Н.Д. Тамарченко, оказали влияние и на создание теорииромана Бахтина. Мережковский показал близость жанра романа и трагедии,отметив второстепенность повествовательной части и важность диалога. Вместе стем, в соответствии с принципом классической трагедии, Достоевский, поМережковскому, подчинялся «закону “трех единств” – времени, места идействия» 4 .

Примером-иллюстрацией трех единств выступает сцена покаянияРаскольникова на площади, к этой «последней» точке романа, по Мережковскому,все стягивается, «к этому трагическому “падению” – катастрофе – всестремится»5. И Розанов, и Мережковский, как считает Н.Д. Тамарченко, сближалигероев Достоевского с самими автором, преимущественно это касается«персонажа-дьявола»6.Примечательно, что схожую позицию относительно творчества писателявысказывал и Л. Шестов 7 . Философ полагал, что у Достоевского лучшеполучились те главы, где скрыты порок или зло, поскольку Достоевский выдвигалв «защиту такие аргументы, о которых оно и мечтать никогда не смело»8, а главыромана «Братья Карамазовы» «с проповедью добра», по мнению Шестова,получались у писателя слабо.

Философ полагал, что Достоевский «умел рисоватьлишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только он делал попыткуизобразить человека, нашедшего, упокоившегося, понявшего, – он сразу впадал вобидную банальность» 9 . На наш взгляд, это положение Шестова отчастисоотносится с утверждением М.М. Бахтина о незавершимости любого человека;если же конкретизировать это положение до специфики романа как жанра, то4Мережковский Д. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М. 1995.

С. 109.Там же. С. 110.6Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М Бахтина и русская философскофилологическая традиция. М., 2011. С. 228.7О защите «Зла» у Достоевского также писал И.А. Бродский: «Конечно же, Достоевский былнеутомимым защитником Добра, то бишь Христианства. Но если вдуматься, не было и у Злаадвоката более изощренного.

У классицизма он научился чрезвычайно важному принципу:прежде чем изложить свои выводы, как сильно ни ощущаешь ты свою правоту и дажеправедность, следует сначала перечислить все аргументы противной стороны». См.Бродский И. О Достоевском / И. Бродский; пер. А. Сумеркина // Russica-81.

New York. P. 209–213.8Шестов Л.И. Философия трагедии. М., 2001. С. 212.9Там же. С. 215.  57необходимо вспомнить его основные структурообразующие черты и инвариантэтого жанра, обращая внимание на то, что образ героя строится также в«незавершенной современности»10.Научная новизна исследования состоит в рассмотрении жанрообразующейроли художественного пространства при создании полифонического романа, втом числе на материале романа русской классической литературы. Особыйинтереспредставляетрассмотрениехудожественногопространстваполифонического романа Ф.М. Достоевского, исследование данного аспекта наэтомматериалеоткрываетбольшиевозможностидляпрояснениязакономерностей моделирования художественного мира, совершенствованияпонятийного аппарата теории литературы. Исследование предлагает собственноерешениеданнойтеоретическойпроблемынапримереромана«БратьяКарамазовы».В отношении степени разработанности темы отметим, что отдельныеаспекты в рассмотрении теоретических категорий жанра и художественногопространства полифонического романа поднимались в фундаментальных работахМ.М.

Бахтина, диссертациях Е.В. Ковиной, Н.К. Шутой, М.М. Меликян, статьяхС.И. Гессена, Т.А. Касаткиной, Л.И. Сараскиной. Вопрос о жанровой спецификехудожественного пространства полифонического романа «Братья Карамазовы»ранее не был изучен.Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований в ракурсежанровой специфики художественного пространства полифонического романаДостоевского как в России, так и за рубежом. Существующая полемикаотносительно концепции полифонического романа в академических кругах, содной стороны, и расширение сферы употребления слова «полифонический» заих пределами, с другой стороны, объясняют необходимость обращения к теории«полифонического романа» М.М.

Бахтина и ее применению на материале романаФ.М. Достоевского.10Тамарченко Н.Д. Жанр литературный // Дискурс. Коммуникативные стратегии культуры иобразования. М., 2003. № 11. С. 62.8Предметом исследования является жанровая специфика художественногопространства, объектом исследования выступает поэтика художественногопространства полифонического романа Ф.М.

Достоевского «Братья Карамазовы».Цельдиссертации:Ф.М. Достоевского«БратьявыявлениенаКарамазовы»материалепроизведенияжанрообразующейролихудожественного пространства в создании особой модификации романа –полифонической.Цель определила задачи работы:1) описать и систематизировать историю изучения художественногопространства в литературоведении в целом и в достоевистике в частности;2) рассмотреть жанровую теорию М.М.

Бахтина в контексте современныхантижанровых тенденций;3) проанализировать дискуссионный вопрос о теории полифоническогоромана М.М. Бахтина с позиций сторонников и противников данной теории,выявив ключевые особенности в аргументах обеих сторон, что необходимо дляизучения художественного пространства;4) рассмотретьхудожественноепространствовромане«БратьяКарамазовы» с учетом уже имеющихся работ по близким к исследованию темам;5) определитьжанрообразующиеособенностихудожественногопространства полифонического романа на примере романа Достоевского «БратьяКарамазовы».Основным материалом исследования выступает роман Ф.М.

Достоевского«Братья Карамазовы». В качестве дополнительного материала выступает роман«Бесы»: специфика художественного пространства, особенности композиции иповествовательной манеры, метафорической роли языка и тематика, а такжетворческая история произведений дают основание для сопоставления двухроманов.9Мы исходим из того, что в литературе существует целый ряд другихполифонических романов: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова11, «Пирамида»Л.М. Леонова, «Голодный год», «Машины и волки» Б.

Пильняка 12 ; романыА.И. Солженицына, в частности, «В круге первом» и эпопея «Красное колесо»13;«полифонический тон» присутствует в романе Т. Манна «Волшебная гора»,«редуцированную полифонию», по терминологии В.П. Руднева, составляет прозаФолкнера и в особенности его роман «Шум и ярость»14, в более расширенномсмысле15полифоническуюприродуимеютсовременныепроизведениянеклассической художественности, причем не только литературные: романВ. Пелевина «Лампа Муфасаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» сподзаголовком-автоопределением жанра: «большой полифонический нарратив»16,кинофильм «Ученик» К.С.

Серебренникова (2016) по пьесе Мариуса фонМайенбурга «Мученик» («Märtyrer»), кинофильм «Елена» А.П. Звягинцева (2011)11Васильева-Шальнева Т.Б. Принципы художественной структуры романа М. А. Булгакова«Мастер и Маргарита»: к вопросу взаимодействия литературы и музыки: дис. … канд. фил.наук. Казань, 2002. 163 с.12Ауэр А.П. О поэтике Бориса Пильняка // Б.А. Пильняк. Исследования и материалы:Межвузовский сборник трудов. Коломна, 1991.

Вып. 1. С. 4–15.Ким Хон Чжун. Поэтика романа Б.А. Пильняка «Машины и волки»: дис. … канд. фил. наук.СПб., 2004. 145 с.13См.: Урманов А.В. Поэтика прозы А. И. Солженицына : дис. ... д–ра фил. наук. М., 2001. 495с. Спиваковский П.Е. Книга о главном произведении Александра Солженицына (Щедрина Н.М.«Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX в. – М.,2010) // Филологический класс. Екатеринбург, 2012. № 2 (28).

С. 122–124.14Руднев В.П. Полифонический роман // Полифоническое тело: Реальность и шизофрения вкультуре XX века. М., 2010. С. 47.15  Приводя в пример кинофильмы, априори связанные с драматическим родом (а драма, поБахтину, не может быть полифонической), мы опираемся на заключительное утверждениеБахтина в «Проблемах поэтики Достоевского», полагающего, что рождение полифоническогоромана способствовало развитию особого художественного мышления: «можно прямо говоритьоб особом полифоническом художественном мышлении, выходящем за пределы романногожанра».

См.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // М.М. Бахтин. Собр. соч.: в 7 т.Т. 6. М., 2002. С. 298. Здесь, как нам представляется, и происходит такой знаковыйполифонический выход даже за пределы собственно эпического рода. Отметим и расширениесферы употребления слова «полифонический», наблюдаемое в современных исследованиях.См.: Осоргин Р. Как полифоническая пьеса заключенных воплощает икону «О Тебе радуется» //Достоевский и мировая культура.

2019. № 1 (5). С. 41–54. Автор использует такиесловосочетания, как «polyphonic play», «the polyphonic icon» [«полифоническая пьеса»,«полифоническая икона»; перевод мой – прим. М.Б.].16Пелевин В.О. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами: большойполифонический нарратив: [18+] // Виктор Пелевин. М., 2016. 412 с.10и др 17 . Считаем, что роман Достоевского «Братья Карамазовы» – наиболеепредставительный пример реализации структуры полифонического романа,поэтика которого повлияла на становление русской и зарубежной прозы , а такжедраматургии как классической, так и неклассической художественности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5250
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее