Диссертация (Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)". PDF-файл из архива "Жанровая специфика художественного пространства (полифонический роман Ф.М. Достоевского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
«БратьяКарамазовы»становитсятемпроизведением,вкотором,какотмечаетТ.А. Касаткина, писателю нужно было «высказаться всему» 18 . Исследовательполагает, что Достоевский в последние годы жизни полностью осознавалсостояние своего здоровья (как показывают его письма), поэтому знал, что«Братья Карамазовы» будет последним его произведением. Нельзя не согласитьсяс тем, что теперь «задача исследователей – адекватно прочитать “всё”,высказанное здесь Достоевским»19.Отметим, что художественное пространство полифонического романа имеетмногокомпонентнуюхудожественнымуникальнуюпространствомструктуру,монологическогоегосопоставлениеромананевходитсвспециальные задачи исследования20.17На сегодняшний день нет собственно филологических или междисциплинарных научныхработ, указывающих на полифонический харакер приведенных в исследовании картинотечественного кинематографа. О полифоничности данных фильмов, отсутствиинадкругозорной точки зрения, некоторой преемственности режиссеров см.
статьипублицистического дискурса, рецензии и интервью, в частности: Грунтовская Алевтина.Дневники «Послания»: «Ученик» Кирилла Серебренникова. [Электронный ресурс]: статья / TheNeva room. Электрон.данные. Режим доступа: https://neva-room.ru/dnevniki-poslaniya-uchenikkirilla-serebrennikova-56317 , свободный (дата обращения 20.09.2019).Карташов Андрей. Канны–2016: Россия как Египет. 21 мая 2016 г. [Электронный ресурс]:Сеанс.
Электрон. журнал. Режим доступа: https://seance.ru/blog/cannes-2016-exoticism-of-thestudent/, свободный (дата обращения 20.09.2019).Ханютин Алексей. Андрей Звягинцев: «Никаких символических смыслов». [Электронныйресурс]: Искусство кино, 2012. № 4. Электрон. журнал. Режим доступа:https://old.kinoart.ru/archive/2012/04/andrej-zvyagintsev-nikakikh-simvolicheskikh-smyslov ,свободный (дата обращения 20.09.2019).18Касаткина Т.А. Предисловие // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современноесостояние изучения / под.
ред. Т.А. Касаткиной. М., 2007. С. 3.19Там же. С. 3.20См.: Тамарченко Н.Д. Монологический роман // Поэтика. Словарь актуальных терминов ипонятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С.129. Свительский В.А. Монологизмхудожественный // Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост.Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред.
Г.К. Щенников. Челябинск, 1997. С. 99–100. 11ИзучениехудожественногопространстваполифоническогороманаДостоевского позволяет использовать широкий спектр методов: структурносистемного, сравнительного, мотивного, композиционного анализов, а такжеследующих методологических подходов: теории полифонического романа иэстетики словесного творчества, структурно-семиотического, мифопоэтического.Такимобразом,методологическойосновойисследованиясталитрудыМ.М.
Бахтина, Ю.М. Лотмана, Н.Д. Тамарченко, А.Е. Махова, В.Н. Топорова,Т.А. Касаткиной, Г.К. Щенникова; в диссертации также учитывались работыВ.И. Тюпы, Д.М. Магомедовой, В.Б. Озкан, Н.Т. Рымаря, К.А. Степаняна,Л.И. Сараскиной,В.Е. Ветловской,Р.Г.Назирова,О. Меерсон,В. Шмида,Ж. Катто, С.И. Гессена, О.А. Богдановой, А.Б. Криницына, Г.С. Померанца,Е.В. Ковиной, А.Н.
Кошечко, Н.К. Шутой, М.М Меликян, философские работыВяч. Иванова, В.В. Розанова, Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, В.А. Подороги,В.П. Руднева и др.Положения, выносимые на защиту.1. Организацияхудожественногопространстваявляетсяоднимизопределяющих жанрообразующих факторов в создании такой стилевой иэстетической модификации, как полифонический роман. Хронотопическийуровень трехаспектной модели жанра романа, раскрывающий взаимоотношениеобраза мира и человека, в полифоническом романе занимает «одновременностьсосуществования» событий, заключающаяся в пересечении вертикального игоризонтального хронотопов.2. «Одновременность сосуществования» событий как жанрообразующийфактор полифонического романа разделяется на «истинную» и «ложную»одновременность.
«Истинная» одновременность направлена на укрепление связис вертикальным хронотопом, «ложная» одновременность – на ее разрыв,искажениеилиумаление.Природахудожественногопространстваполифонического романа заключается в том, что это пространство определяетсясвободным выбором конкретного героя по отношению к вертикальномухронотопу.123.
«Одновременность сосуществования» событий и метафизическая границаперехода от внешнего/физического к внутреннему/ментальному, базирующаясяна интериоризованности художественного пространства и границе человеческого«я», определяют специфику художественного пространства полифоническогоромана.4. Полифоническая организация романа Достоевского и «одновременностьсосуществования»событияпересекаютсявформулеconcordiadiscors,«несогласное согласие», в своей поэтике восходящей к средневековой культуре ивыражающей принцип сосуществования противоположных начал.Теоретическаязначимостьработы.Диссертационноеисследованиерасширяет подходы к пониманию жанрообразующей роли художественногопространства, сопоставляя традиционные и новые подходы в изученииполифонического романа. В работе предложена оригинальная классификациязначимогодляполифоническогороманахудожественногопространства,основанная на формуле М.М.
Бахтина «одновременности сосуществования»событий в вечности. Выявленные на примере романа «Братья Карамазовы»особенностихудожественногопространствавсоотнесениисжанровойспецификой расширяют теоретическую базу, необходимую для выстраиванияинвариантаполифоническогоромана,атакжеизученияроманистикиДостоевского.
Теоретическая значимость также проявляется в открытииперспективдляпоследующегоизученияжанрообразующейролихудожественного пространства романа.Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходеисследовательской рефлексии, совершенствуют понятийный аппарат теориижанров, категории художественного пространства, могут быть использованы длякурса истории и теории литературы в рассмотрении структурных особенностейполифонического романа.Апробация работы состоялась на конференциях, научных семинарах,круглых столах: международная научная конференция «Поэтика текста» (Тверь,ТвГУ, 19–20 февраля 2016 г.), международная филологическая конференция13«Поэтика текста. Памяти И.В.
Фоменко» (Тверь, ТвГУ, 10–11 февраля 2017 г.),международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых«Ломоносов» (Москва, МГУ, 10–14 апреля 2017 г.), XIX МеждународныеАпрельские юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятиичитателей XXI века» (Старая Русса, Новгородская обл.; 20–22 апреля 2017 г.),всероссийская конференция молодых ученых «Поэтика текста литературы икультуры», (Тверь, ТвГУ, 20 мая 2017 г.; 19 мая 2018 г.; 18 мая 2019 г.), XXXIIМеждународные Старорусские чтения «Достоевский и современность» (СтараяРусса, Новгородская обл.; 22–25 мая 2017 г.), международная научнаяконференция «Его Величество Язык Ее Величества России» (Орел, ОрГУ, 26–28октября 2017 г.), круглый стол аспирантов и магистров кафедры теоретической иисторической поэтики РГГУ «Революция.
Роман. Рамка» (Москва, РГГУ, 24ноября 2017 г.), международная филологическая конференция «Поэтика текста»(Тверь, ТвГУ, 26–27 января 2018), XX Международные Апрельские юношескиечтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века»(Старая Русса, Новгородская обл.; 19–21 апреля 2018 г.), XXXIII МеждународныеСтарорусскиечтения«Достоевскийисовременность»,(СтараяРуссаНовгородская обл.; 23–26 мая 2018 г.), научный семинар «Нарратология» РГГУ(Москва, РГГУ, 31 мая 2018 г.).Отдельные положения диссертации представлены в следующих работахавтора:1.Бердникова М.А. «Мальчик у Христа на елке Ф.М. Достоевского»:опыт нетрадиционного анализа текста // Вестник РГГУ.
Серия «История.Филология. Культурология. Востоковедение» – М.: РГГУ, 2016. – № 5(14). – С. 78– 88.2.Бердникова М.А. Романы Ф.М. Достоевского «Бесы» и «БратьяКарамазовы»: к вопросу о сопоставлении // Вестник РГГУ. Серия«История. Филология. Культурология. Востоковедение» – М.: РГГУ, 2017.– № 2. – С. 69–92.143.БердниковаМ.А. Пространствогероев-наставниковвроманеФ. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность.Материалы XXXII Международных Старорусских чтений 2017 года.
–Великий Новгород, 2018. – С. 26–34.4.БердниковаМ.А.ГраницаимотивсторожавроманеФ.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Новый филологическийвестник. – М.: Издательство Ипполитова, 2018. – № 4 (47). – С.122–132.5.Бердникова М.А. К вопросу о романе-трагедии Ф.М. Достоевского. /М.А. Бердникова // Его Величество Язык Ее Величества России: Сборниктрудов международной научной конференции к 200-летию со днярождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883). – Орел: ОГУ, 2018. –С. 280–282.6.Бердникова М.А. «Одновременность сосуществования» событий ввечности в романе Ф.М.