Диссертация (Демонология в визуальной культуре Московской Руси), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Демонология в визуальной культуре Московской Руси". PDF-файл из архива "Демонология в визуальной культуре Московской Руси", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Главы, полностью написанные длякниги М.Р. Майзульсом (о визуальных фигурах Смерти и Ада) не включены в диссертацию –здесь я ограничиваюсь отсылками к подробным работам моего коллеги. Наша втораясовместная книга, альбом «Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальнойдемонологии», который вышел в 2013 г. и с тех пор был дважды переиздан, используется дляиллюстрации выводов – ссылки на опубликованные в нем материалы регулярно приводятся вдиссертации.
В альбоме опубликовано и описано нескольких сотен фрагментов миниатюр иикон – ссылки приводятся на третье, дополненное издание, вышедшее в 2018 г. [Антонов,Майзульс 2018].25статьях и тезисах конференций (включая 16 статей в рецензируемых научных журналах,рекомендуемых ВАК и пять статей в рецензируемых научных журналах, индексируемых Scopusи WoS), а также представлены в более чем 50 выступлениях в университетах и научных центрахРоссии, США, Великобритании, Австралии, Швейцарии, Эстонии, Литвы, Хорватии, Польши,Молдавии, Грузии. По тематике диссертационного исследования в период 2010–2019 гг.
авторявлялся организатором и соорганизатором шести международных научных конференций,организатором панелей на международных конференциях в Оксфорде (2016) и Тарту (2019).Материалы работы используются в двух курсах, читаемых в РГГУ – «История русскойкультуры до конца XVIII в.» и «Визуальная культура», а также в двух курсах, прочитанных вТартуском университете (Тарту, Эстония) – “Icons and Devotion in Russian Tradition” (1–30сентября 2016); “Demons and Sinners: Image of the Enemy in Old Russian Iconography” (1–30сентября 2015).Список избранных конференций: 9th, 11th and 12th International Conferences of IconographicStudies (Хорватия, Риека, 31 мая – 1 июня 2018; Хорватия, Риека, 1–3 июня 2017; США,Клинтон (Масс.), 11–13 июня 2015); I–V Международные конференции «Демонология каксемиотическая система» (РГГУ, 24–26 мая 2018, 15–17 июня 2016, 15–17 мая 2014, 15–16 июня2012, 18–19 июня 2010); VI, VIII, IX Международные конференции «Комплексный подход визучении Древней Руси» (Москва, ИРИ РАН, 11–15 сент.
2017, 15–18 сент. 2015, 27–30 сент.2011); XII–XIX Международные школы-конференции по фольклористике и культурнойантропологии (Москва – Переславль-Залесский, 29 апреля– 5 мая 2019; 27 апреля – 3 мая 2018,5–10 мая 2017, 05–11 мая 2016, 30 мая 2015, 30 апреля – 7 мая 2014, 26 апреля – 5 мая 2013, 27апреля – 2 мая 2012); III и IV Всероссийские конгрессы фольклористов (Москва, 3–7 февраля2014; Тула, 1–5 марта 2018); Judaeo-Christian Parabiblical Literature and Art in Late Antiquity andMiddle Ages (Лозанна, Швейцария, 19–20 дек.
2017); Изображение и культ: сакральные образыв христианских традициях (Москва, РАНХиГС, 16–17 июня 2017); Иконографический семинарНИУВШЭ(Москва,ВШЭ,25окт.2017);Международнаянаучнаяконференция«Этнологическое наследие: концепции, теории и подходы» (Кишинев, Молдавия, 23–24 мая2017); научный семинар факультета гуманитарных наук и искусств Тартуского университета(Эстония, Тарту, 19 Sept.
2016; 20 April 2015); ‘Magic and Knowledge’ International SummerSchool (Великобритания, Оксфорд, 20 июля 2016); Oxford Scientiae 2016 Conference(Великобритания, Оксфорд, 6 июля 2016); International Conference “Live Theory and LivedCulture: Between Concept and Imagination” (Эстония, Тарту, 22–24 апр.
2015); 10-th BiennialAustralian and New Zealand Association of Medieval and Early Modern Studies Conference(Австралия, Брисбен, 14–19 July 2015); Международная конференция «Оборотни иоборотничество: стратегии описания и интерпретаци» (Москва, РАНХиГС, 18–19 декабря262015); научный семинар Музея русской иконы в г. Клинтон, США (США, Клинтон (Масс.), 2апр. 2014); Conference of Belief Narrative Network of ISFNR. Nature Spirits: Continuity and Change(Грузия, Тбилиси, 1–4 окт. 2014); American Association of Teachers of Slavic and East EuropeanLanguages: 2013 Annual Conference (США, Бостон (Масс.) 3–6 янв., 2013); Международнаянаучная конференция XX Лотмановские чтения: «Слово и изображение» (Санкт-Петербург,ЕвропейскийУниверситет,21–23декабря2012);Политическая/национальная/конфессиональная / языковая карта Восточной Европы: история и современность (Литва,Вильнюс – Польша, Супрасль, 4–10 ноябр. 2011); и др.Структура работыДиссертация состоит из введения, трех частей, включающих 12 глав, заключения, спискасокращений, списка источников и литературы, а также Приложения.
Первая частьсфокусирована на ключевых мотивах книжной демонологии Московской Руси в динамике ихразвития, вторая посвящена визуальной демонологии, третья – проблемам рецепциидемонических и демонизируемых фигур в пространстве иконографии и коммуникации собразами.В Приложение диссертации включено 30 иллюстраций. Широкий массив изображений,детально иллюстрирующий все положения диссертации, опубликован в альбоме «Анатомияада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии» [Антонов, Майзульс 2018].Ссылки на соответствующие иллюстрации (по третьему, дополненному изданию альбома, 2018г.) включены во все главы диссертации, посвященные анализу визуального материала.
Первоеизданиеальбома(2013г.)вполномобъемедоступноонлайнпоссылке:https://rggu.academia.edu/DmitryAntonov (дата обращения: 24.05.2019).Завершая введение, хочу выразить признательность коллегам, помогавшим в моихисследованиях на разных этапах: сотрудникам отделов рукописей БАН, РНБ, РГБ, ГИМ иИРЛИ за помощь в подборе и копировании материалов, А.Е. Махову, К.Ю. Ерусалимскому,О.Б. Христофоровой, А.Б. Ипполитовой за советы, материалы и обсуждение работы на разныхэтапах. Отдельная признательность – моему многолетнему коллеге и соавтору М.Р.Майзульсу: наша совместная работа заложила основы этого исследовательского проекта, а егостатьи и главы/разделы нашей монографий «Демоны и грешники» [Антонов, Майзульс 2011],на которые я ссылаюсь в нескольких главах второй части исследования, помогли комплексноосветить многие вопросы, рассмотренные в диссертации.27Цитаты источников передаются в книге с упрощением орфографии, библейские цитаты –в большинстве случаев по Синодальному переводу (кроме ситуаций, когда важен лексическийаспект).
Пропуски в рамках предложения обозначены многоточием, более предложения –многоточием в угловых скобках. Курсив в цитатах мой.28Часть I. Книжная демонология как источник визуальнойГлава 1. Теоретические аспекты, методология и терминология1.1. Визуальная культура, семиотика и серийный анализПонятие «визуальная культура», вынесенное в название диссертационной работы, в XXстолетии получило множество определений. Фактически, им оперируют достаточно вольно,базово противопоставляя «классической» истории искусств, иконографии и иконологии, новсякий раз наделяя значениями, которые определяются необходимой оптикой и уводя его вразные поля.
Ряд исследователей (как Дж. А Уокер или Дж. Элкинс) используют понятие длярезкого отмежевания от «эстетического» взгляда на искусство и анализа изображений висторической перспективе. При таком подходе фокус смещается на способы создания ибытования визуальных образов (продуктов) в современном социуме, на этапе их «техническойвоспроизводимости» (по известной работе Вальтера Беньямина, опубликованной в 1936 г.), смаксимальным расширением поля исследований на любые объекты и акциональные практики,которые можно трактовать в визуальном ракурсе. Другие (как М.Э.
Холли, Н. Брайсон)стремятся отказаться от контекстуального анализа образов, чтобы избежать той жеэстетизирующей оптики [Мазур 2018: 9–10]. Третьи, как Хэл Фостер, смещают акцент наспособы, механизмы и регистры видения – в этом русле на средневековом материалеразвиваются, к примеру, работы Р. Рехта. Многие, как У.Дж.Т.
Митчелл, стремятсяинтегрировать визуальные исследования в максимально широкое поле cultural studies,справедливо отмечая, что фрагментировать исследование культуры на самостоятельныевизуальные, аудиальные, лингвистические и т.п. области не продуктивно, учитывая ихизначальную синкретичность, множество регистров взаимопроникновения и взаимовлияния[Митчелл 2018].Не менее вариативны определения «образа», тесно связанные с понятием «визуальнойкультуры». Мы не будем углубляться в эти темы и рассматривать предлагавшиеся дефиниции,так как это сильно увело бы в сторону от проблематики нашей работы – оговорим толькомоменты, важные для понимая подходов и направлений, в русле которых развивается нашеисследование. При самом широком взгляде нужно подчеркнуть, что любой визуальный образ вконечном итоге – не только и не столько воспринимаемая данность, но результатконструирования впечатлений и смыслов, выстраивания определенного набора зрительских29впечатлений (ср.
рассуждения о природе образа Режи Дебре и Ханса Бельтинга [Debrey 1992:12–40; Бельтинг 2018: 540–541]). Образ возникает на изображении при его восприятииконкретным субъектом культуры – при этом перцептивные образы могут быть очень разныминезависимо от исходной композиции. Визуальная традиция определенного периода задаетграницы, векторы и конкретные модели интерпретаций, и создает изображения, которые, содной стороны, выстроены на их основе, с другой сами участвуют в процессе моделированиязрительских реакций и навыков. Социальная и культурная «сила образов», о которой писалДэвид Фридберг, проявляется в самых разных аспектах.