Диссертация (Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии". PDF-файл из архива "Интеграция медиатекстов Интернета и технологии развития критического мышления в современный урок химии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Использование медиатекста Интернета как средства обучения в рамкахличностно-ориентированнойпедагогическойтехнологии(ТРКМ)обеспечивает формирование и химических знаний, и информационнойкомпетентности школьников.2. ИнтеграциямышленияИнтернет-ресурсов,(ТРКМ)итехнологиишкольногоразвитияпредметахимиикритическогокакспособапрактической реализации идеи медиаобразования требует разработкиособой формы урока – медиаурока (его структуры, методической основыдля подготовки и проведения).3. Длямониторингамедиаобразованиядостиженийихимиивучащихсяшколевсистеменеобходиминтеграцииинновационныйинструментарий, представленный в виде дидактических материалов похимии.Первая глава посвящена исследованию содержания понятия«критическое мышление» в его историческом развитии, определениюсодержания ключевых понятий темы и анализу опыта применениятехнологии развития критического мышления (ТРКМ) в России и зарубежом.14Во второй главе на основе анализа психолого-педагогической иметодической литературы показаны возможности использования ТРКМ впреподавании химии в средней школе.
Представлен инструментарий длямониторинга развития предметных и ключевых компетенций школьников.Втретьейглавепредставленырезультатыформирующегопедагогического эксперимента. Показано влияние системы медиауроков намотивацию изучения химии (использован тест-опросник Н. Н.
Двуличанскойи критерий знаков), на уровень предметных компетенций, на уровеньразвитиякритическогомышленияшкольников.Такжепредставленырезультаты внедрения системы медиауроков в образовательных учрежденияхРоссии.В выводах изложены итоги работы в обобщенном виде.Приложения содержат: текст контрольной работы, на основе которой проводился анализвлияниямедиауроковнаразвитиепредметныхкомпетенцийшкольников; тест-опросник диагностики направленности учебной мотивации; карту оценки медиаурока; анкету (для учащихся) по выяснению влияния медиауроков наформирование способов действия и на эмоциональную сферу.15ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯГлава посвященарассмотрению наиболее значимых для данногоисследования понятий и анализу опыта использования ТРКМ. Представленисторический аспект развития понятия «критическое мышление», а такжевскрыты терминологические проблемы, обусловленные разными подходамивегоопределении.«медиаобразование»,Анализсодержания«информация»,атакжетакихтерминовзначимостькакразвитиямедиаобразования позволили раскрыть сущность понятия «медиаурок».В тексте главы рассмотрена структура, дидактические функциикаждого этапа и приемы ТРКМ, а также причины трудностей её внедрения вроссийскую школу.
Предложена идея использования Интернет-ресурсов каксредства обучения в рамках ТРКМ. Уделено внимание дидактическимсвойствам Интернет-ресурсов и возможностям их использования в среднейшколе.1.1 Исторический аспект формирования содержания понятия«критическое мышление»Современный термин «критическое мышление» уходит своимикорнями в античную критическую технику. Широко известный критическийметод Сократа основан на обучении аргументированному обоснованиюучащимся своей позиции (решения), а также на критическом восприятииинформации, предложенной другими людьми. Техника вопросно-ответных16процедур Сократа стала основой для создания Аристотелем «органона», чтовпоследствии закрепилось под названием «логика».В период Средневековья, отягощённого догматами церковногообразования, «критическая техника» не нашла развития и применения, новнимание мыслителей эпохи Возрождения вновь было обращено к идеямантичности.
Так, М. Монтень утверждал, что для формирования личностиребёнка гораздо важнее становление и развитие критического мышления, ане сообщение ему некоторой совокупности знаний [51, с. 74].Эпоха Реформации по сути смыкалась с Возрождением, но,возглавивший Контрреформацию, Орден иезуитов возродил средневековую,религиозно-авторитарнуюсутьпедагогики[51, с.83].Использование«критической техники» в данных исторических условиях оказалосьневозможным.Отсюда следует вполне логичный вывод, что критическая техника вобразованиивостребованадемократическихидеалах,толькоивобществе,полностьюоснованномотрицаетсявнаусловияхавторитаризма, когда не предполагается развитие свободно мыслящейличности.Век Просвещения (XVII-XVIII), наступивший благодаря социальнымизменениям в обществе, возвращает идеи гуманизма.
Идея развития«критической техники» нашла отражение в трудах знаменитых мыслителейтого времени. Так, Рене Декарт акцентировал внимание на усилении работыпедагога, направленной на формирование у обучающихся «способностисуждений самостоятельного и верного осмысления собственных поступков иокружающего мира» [51, с. 91].Педагогическая концепция Яна Амоса Коменского, сложившаяся подвлиянием Античности, Реформации, Возрождения, основана на идеепровозглашения таких основных составляющих педагогического процессакак понимание, воля и деятельность воспитанника [51, с.
91-96].17Идеи развития критического мышления нашли своё отражение идальнейшее развитие в трудах И. Канта «Критика чистого разума» [53],«Критика практического разума», «Критика способности суждения», которыевозродили интерес исследователей к проблеме [63, с. 66].В начале XX века возникла новая парадигма воспитания, основаннаяна углубленном внимании к личности ребенка. Данное направлениеполучило особое развитие на основе педагогики прагматизма илипрогрессивизма, лидером которой стал Д. Дьюи. Ученый выступал запрактическую направленность воспитания. Согласно Д. Дьюи, цельобразования заключается в формировании самостоятельного, или, втерминологии Дьюи, «рефлективного мышления» [28, с. 12].Понятие рефлективного мышления явилось основой формированияпонятия критического мышления.
Г. В. Сорина отмечает, что в 1919 году,когда Д. Дьюи опубликовал свои размышления в книге «Как мы мыслим»,идеи критического мышления оказались ещё не востребованы. Лишь впоследние десятилетия XX века мысль о формировании критическогомышления получила свое развитие [105, с. 76].Но, если идеи Д. Дьюи не получили развития в педагогике напротяжении почти всего столетия, то они оказались востребованы встановлении гуманистической психологической школы в США. Одним излидеров данного направления выступил К. Роджерс, который сформулировалосновные идеи, принципы гуманистической психологии, что впоследствииявилось основой для разработки технологии по развитию критическогомышления [96, с.
123-242].Мысль Д. Дьюи развита Л. С. Выготским: «…в обучении гораздоважнее научить ребёнка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания»[19, с. 208].Л. С. Выготский также указывал на значимость созданиязатруднений для ребёнка: «Там, где все течёт легко и ничем не стесняемо,ещё нет повода для возникновения мысли. Мысль возникает там, гдеповедение встречает преграду» [19, с. 206]. Следовательно, учебно18воспитательный процесс нельзя сводить к трансляции учителем готовыхзнаний.
Информация, усвоенная без её анализа, сравнения с другойинформацией, полученной из альтернативных источников, становитсяформальным знанием, не имеющим выхода в повседневную жизньчеловека. Другими словами, в процессе обучения необходимо обсуждениеразных точек зрения на изучаемую проблему.Важным этапом развития идеи критического мышления явилсякритический рационализм К. Поппера, одного из крупнейших теоретиков ипрактиков критики и критического мышления XX века. Согласно Попперу,идеикритическогомышлениянеразрывнысидеямикритическогорационализма и критики, свободу которой он отождествлял со свободоймысли. Нельзя не согласиться с его утверждением о тождественностикритического мышления и способности человека к рассуждениям [93, с.
457].Критический рационализм, по мнению Поппера, является важнейшиминструментом для построения открытого общества, существенными чертамикоторогоявляются:критическийанализ,совместноеобсуждениеиориентация на возможности собственного интеллекта [105, с. 60].Теория открытого общества К. Поппера описывает общество людейразных взглядов, которые живут в согласии. Основой взаимоотношений втаком обществе является рационально-критическая установка. С. И. Заир-Бексчитает, что «Популярность идей открытого общества в наши дни (XXI век)усиливает значимость педагогических инноваций, связанных с этой идеей»[44, с.11].ВзглядыК.
Попперазакладываютосновудляформированияпозитивного психологического фона процесса развития критическогомышления, формирования культуры критики. Ученый утверждает, что«рационалистический подход принимает во внимание, прежде всего,доказательства, а не личность доказывающего» [92, с. 395].Идеи Л. С. Выготского и К. Поппера оказали большое влияние надальнейшиеисследованиявобластипсихологиимышления.19Преемственность идей отразилась в работах Д.