Диссертация (Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников". PDF-файл из архива "Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитаниявнимания у младших школьников может быть эффективна, если:- будет направлена на укрепление дефицитарных функций детей снарушениями внимания и гиперактивностью средствами китайских ироссийских музыкo-терапевтических технологий;8-интеграция будет осуществлена на уровнях:- принципов традиционной музыкотерапии Китая и России;- музыкально-терапевтических технологий, направленных наработусдефицитарнымифункциямиребенкасСДВГ-телесно-двигательный и речевой контроль, произвольное внимание иадекватную экспрессию переживаний;- развиваемых функций ребенка через музыкально-игровые идвигательные упражнения, направленные на проживание музыкальногообраза через интеграцию движения, дыхания, мимики, голоса и речи ребенка.2.
Психолого-педагогическими условиями реализации модели являются:-особые формы психолого-педагогического сопровождения младшихшкольников во внеурочное время в виде специально организованноймузыкальной деятельности, направленной на сохранение баланса междувозбуждением и торможением нервной системы;-разработка критериев для наблюдения за состоянием учащихся;-мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям.В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:1.Проанализироватьтрадиционныемузыкально-терапевтическомупсихолого-педагогическомисовременныевоздействиюсопровождениивиподходыквоспитании,здоровьесбережениишкольников в свете современного поликультурного контекста развития форми технологий образования.2. Разработать интегративную музыкально-терапевтическую модельвоспитания внимания и самоконтроля у младших школьников СДВГ.3.Выявитьпсихолого-педагогическиеусловияреализацииинтегративной модели и критерии еѐ эффективности.4.
Провести опытную работу по проверке эффективности интегративноймузыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младшихшкольников.95. Обобщить полученные результаты.Методологической основой исследования явились концептуальныеположенияфилософии,культурологии,педагогикиипсихологиимузыкального образования, музыкотерапии, раскрывающие:-природу воздействия музыки и музыкальной деятельности на психикуи поведение человека (китайские ученые и музыкотерапевты – Чжан Хун И,Чжан Бо Юйан, Чжан Жэнь, Лю Бaн Жуй, Гао Тянь, Ху Ши Хун, Чэнь МыЮй (Гонконг), Линь Гуй Мы (Тайвань), У Син Жу (Тайвань) [127];американские и европейские ученые и музыкотерапевты – Paul Nordoff &Clive Robbins, Samuel Gridley, Carol L.
Shultis,Barbara L.Wheele,Donna W.Polen, М. Чиксентмихайи и другие); российские ученые и музыкотерапевты –В. М.Бехтерев,В. Е.Еремеев,М. Л.Лазарев,В. И.Петрушин,С. В. Шушарджан, В. М. Элькин;- воспитательные, развивающие и здоровьесберегающие аспектымузыкальной деятельности в музыкальном образовании (Э. Б. Абдуллин,Ю. Б. Алиев, Е. В. Николаева, Г.
М. Цыпин, А. В. Торопова и Т. В. Львова идр.);-функции и задачи воспитания и психолого-педагогическогосопровождения младших школьников с проблемами в обучении и здоровье(М. Р. Битянова, А. А. Бельтюкова, И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, И. В.Дубровина, В. А.Лаптева, Т. К.
Степанова, А. В. Сухарев, С. Харланд и др.).Методы исследования:Теоретические: анализ философской и научной литературы по истории иметодологии музыкотерапевтических технологий, педагогике и психологиимузыкального образования; анализ походов к арт-терапии и педагогическойкоррекции СДВГ у школьников; обобщение опыта педагогов ̶ практиков;систематизация, прогнозирование.Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюучителей музыки, лекции-беседы и обучающий эксперимент со студентами10музыкального факультета, обработка и анализ полученных результатов.Этапы исследования:Первый этап: 2010-2013 - изучение русской культуры и языка,отношения к музыкотерапии (г.
Минск);Второй этап: 2013-2014 - сбор эмпирического материала по темеисследования, анализ философской и научной литературы, наблюдение иобобщение опыта работы педагогов-практиков и учителей музыки в школахМосквы;Третий этап: 2014-2015 - сравнение подходов и обобщение опытавоспитания младших школьников с нарушениями внимания в России и Китае,создание и апробация экспериментальной интегративной модели примененияроссийско-китайских музыкотерапевтических технологий;Четвертый этап: 2015-2017-анализ результатов опытного примененияинтегративноймоделироссийско-китайскихмузыкотерапевтическихтехнологий и апробирование модели под наблюдением автора диссертациистудентамимузыкальногофакультетаМПГУвпроцессемузыкально-педагогической практики в школе и летних детских лагерях,работастекстомдиссертации,представлениерезультатовнаучногоисследования в выступлениях на научно-практических конференциях инаучных публикациях.Экспериментальная база проведения опытной работы: летний детскийлагерь (в течение двух лет, подмосковье), средная школа в Пекинской Чао Янобласти, ГБОУ ЦО «Технологии обучения» г.
Москва, Пекинский столичныйпедагогический университет, музыкальный факультет Института изящныхискусств МПГУ.Положения, выносимые на защиту:1. Современныйтехнологийсоциокультурныйобразованиятребуетконтекстразработкиразвитияинтегративныхформимоделейвоспитания личностных качеств и развития психических функций учащихся11доступнымидляучителей-предметниковсредствами,втомчислепосредством музыкального искусства и деятельности.2.
Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитаниявнимания у младших школьников отвечает современным социокультурнымзапросам образования своей направленностью на укрепление дефицитарныхфункций детей с нарушениями внимания средствами поликультурноймузыкальной деятельности.3. Структура модели предполагает поуровневую интеграцию:на философском уровне обоснования модели – двух фундаментальныхфилософско-цивилизационныхпринциповобращениякмузыкотерапии:«принципа баланса энергий» и «принципа катарсиса»;наобщенаучномуровне:принципапревентивностимузыкально-терапевтической работы с детьми, который заключается в работес поведенческими нарушениями как с привычками, «как будто» синдромаСДВГудетейнет,осуществляятрадиционныйкитайскийподход«предупреждения заболеваний в воспитании»;принципаприродосообразностииэкологическиполезнойнаправленности двигательной активности ребенка;принципа культуросообразности интонационного звучания и пластики вразвитии внимания при «восприятии-исполнении» музыки как целостномповеденческом процессе;начастнонаучномуровне:принципамузыкотерапевтическойцелесообразности в подборе репертуара и методов для специальноорганизованной музыкальнойдеятельности, где главным является сменацели в подборе того или иного произведения или задания с обучениямузыкальным знаниям и навыкам на цель музыкально-терапевтическоговоздействия на состояние учащихся и воспитание новых привычек вдеятельности внимания.4.
Психолого-педагогическими условиями реализации интегративной12музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младшихшкольников с СДВГ являются:а) особые формы психолого-педагогического сопровождения младшихшкольников во внеурочное время в виде специально организованноймузыкальной деятельности, направленной на сохранение баланса междувозбуждением и торможением нервной системы, музыкально-игровые паузыв занятиях и мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям.б) направленное воздействие музыкотерапевтических технологий натакиеповеденческиекачествадетейсдефицитомвниманиякакимпульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание из-зателесного возбуждения и расторможенности путем:-успокоенияповышеннойвозбужденностиребѐнкачерезмузыкально-двигательную отработку снятия напряженности и постепенноеторможение в замедляющемся музыкальном потоке;-удержания и расширения объѐма и времени внимания при исполнениимузыкальных фраз на всѐ удлиняющемся выдохе;-осознанного управления движениями и речью через музыкальнуюритмизацию.в) специальные методы, основанные на интеграции музыки, движения,дыхания, мимики, голоса и речи, которые позволяют:- сбрасывать эмоциональное напряжение, разряжать накопленноевозбуждение нервной системы ребенка (музыкально-двигательные игры);- работать со «схемой тела» ребенка для осознанного расслабления иуправления движениями (музыкальный самомассаж);- постепенноразвиватьобъемипереключениевниманиянахудожественные средства выразительности при восприятии-исполнении(музыкально-пластическоеинтонированиемелодии,ритмаидругихэлементов музыкальной ткани);-восстанавливать баланс и развивать внимание через аутотелическое13переживание в музыкальной деятельности (внимание к тому, что приноситудовольствие, внимание ради самой деятельности, а не ради получениязнаний или оценок).г)педагогическаякомпетентностьмузыкальноговоспитателя,проявляемая через:- целенаправленность, системность и систематичность работы пореализации интегративной модели;- комплекснеобходимыхпрофессиональныхзнанийвозрастнойпсихологии, психологии личности, в том числе с нарушениями внимания игиперактивностью, музыкальной педагогики, психологии и психологиимузыкального образования;-личностные качества-гуманность и толерантность;- обладаниепедагогом-музыкантомкомплексоммузыкальныхспособностей для инициирования различных видов творческой музыкальнойдеятельности учащихся;- владениеинновационными(деятельностными,игровыми,методамимузыкальнойсозерцательными,терапиикоммуникативными,творческими, тренинговыми);- умение вести мониторинг состояния учащихся по разработаннымкритериям, наблюдая за функциями произвольного и непроизвольноговнимания, самоконтроля речевой и двигательной активности учащихся.Новизна исследования заключается в следующем:Разработанаобогащающаяинтегративнаямузыкально-терапевтическаяпсихолого-педагогическоеобеспечениемодель,воспитаниядефицитарных качеств у младших школьников с нарушениями внимания.Определены принципы, условия реализации и критерии эффективностимодели применения музыкотерапевтических технологий в воспитаниивнимания и самоконтроля у младших школьников с СДВГ.Получены новые данные по возможностям интеграции китайских и14российских музыкотерапевтических технологий, апробирован спецкурс длястудентов-бакалавров России и Китая.Теоретическая значимость исследования:Разработанытеоретико-методологическиеоснования,структура,принципы и методы интегративной музыкально-терапевтической моделивоспитания дефицитарных качеств у младших школьников с нарушениямивнимания и гиперактивностью, такие как: сочетание «принципа балансаэнергий» и «принципа катарсиса»; принцип превентивности; принципприродосообразностидвигательнойиактивностиэкологическиребенка;полезнойпринципнаправленностикультуросообразности;психолого-педагогические условия реализации интегративной модели, такиекак: - формыпсихолого-педагогическогосопровождениямладшихшкольников в течение всего дня во внеурочное время, такие как специальноорганизованнаябалансамузыкальная деятельность, направленная на сохранениемеждувозбуждениеммузыкально-игровыепаузыииторможениеммониторингнервнойсостояниясистемы,учащихсяпоразработанным критериям;- направленное воздействие музыкально-терапевтических технологийна такие поведенческие качества детей с дефицитом внимания какимпульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание;-специальные методы, основанные на интеграции музыки, движения,дыхания, мимики, голоса и речи, возможные к применению как на урокахмузыки, так и во внеурочное время.Получены новые данные о здоровьесберегающей продуктивности ивоспитательном потенциале видов музыкальной деятельности и методовмузыкального образования.Практическая значимость исследования:Выявлены признаки педагогической компетентности музыкальноговоспитателякакодноизусловийреализацииинтегративной15музыкально-терапевтической модели воспитания внимания у младшихшкольников с СДВГ, такие как: готовность к целенаправленной и системнойработепореализациимодели;владениекомплексомнеобходимыхпрофессиональных знаний возрастной психологии, психологии личности, втом числе с нарушениями внимания и гиперактивностью, музыкальнойпсихологииипсихологиимузыкальногообразования;обладаниеличностными качествами - гуманностью и толерантностью; обладаниекомплексом музыкальных способностей для инициирования различных видовтворческой музыкальной деятельности учащихся; владение инновационнымиметодамимузыкальнойтерапиидеятельностными,игровыми,созерцательными, коммуникативными, творческими, тренинговыми); умениевести мониторинг состояния учащихся по разработанным критериям,наблюдая за функциями произвольного и непроизвольного внимания,самоконтроля речевой и двигательной активности учащихся.Разработанные структура модели, принципы, условия и признакикомпетентности могут быть внедрены в практику работы учителя музыки вобластимузыкальноговоспитания,здоровьесбереженияипсихолого-педагогического сопровождения младших школьников.Созданнаяимузыкально-терапевтическаяапробированнаямодельвоспитанияинтегративнаявниманиявпсихолого-педагогическом сопровождении младших школьников может бытьвостребована в ряде ВУЗовских спецкурсов при подготовке учителяобщеобразовательной школы и дополнительного образования.Материалы и результаты исследования, приложения на русском икитайском языках могут служить дополнительным учебным материалом дляработы с китайскими студентами в России.Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается:- методологической базой, системой исследовательских процедур,опытно-экспериментальной работой, соответствующими цели и задачам16исследования;-адекватностью понятийного аппарата сущности исследуемогофеномена, методологическим характеристикам исследования;- верификационными процедурами по ходу теоретической и опытнойработы по разработке проблемы исследования;-методамиисследованияэффективностипредлагаемыхмузыкально-терапевтических технологий.Апробацияивнедрениеосновныхрезультатовисследованияосуществлялись:- в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемыхжурналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ;-в ряде выступлений автора на научных сессиях по итогамнаучно-исследовательскойработыМПГУ,намеждународныхивсероссийских научно-практических конференциях в МПГУ (Москва, 2016г.