Диссертация (Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников". PDF-файл из архива "Интегративная музыкально-терапевтическая модель воспитания внимания у младших школьников", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиФань ИнИНТЕГРАТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСпециальность 13.00.02 - теория и методика обученияи воспитания (музыка)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата педагогических наукНаучный руководитель:доктор педагогических наук,доктор психологических наук,профессор Торопова Алла ВладимировнаМосква - 2018ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 4-17ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………. 18-123Глава1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫМУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ…..
18-611.1 Философские основы и современные подходы к применениюмузыкотерапии в Китае………………………………………………. 22-351.2 Философские основы современной западной и российскоймузыкотерапии………………………………………………………... 36-461.3 Теоретические основания музыкотерапевтических подходов квоспитанию детей с нарушениями внимания………………………. 46-58Выводы по главе 1…………………………………………………….Глава2.ОПЫТНАЯИНТЕГРАТИВНОЙМОДЕЛИРАБОТАПО59-60АПРОБАЦИИМУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙВОСПИТАНИЯВНИМАНИЯУМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………. 61-1232.1 Эмпирическое кросс-культурное исследование современныхусловий применения музыкотерапевтических подходов к работе сдетьми………………………………………………………………….
61-69Пилотажное2.2исследованиеприменениямузыкотерапевтических технологий в воспитании внимания детеймладшего школьного возраста……………………………………….2.3Апробацияинтегративной70-81музыкально-терапевтическоймодели воспитания внимания учащихся в младшей школе впроцессевузовской«Инновационныеподготовкибакалавровпсихолого-педагогическиевмодулетехнологиимузыкального воспитания»…………………………………………..82-1232.3.1 Экспериментальная музыкально-терапевтическая модельвоспитания внимания у младших школьников……………………..82-8922.3.2 Технологические основания модели воспитания вниманиямладших школьников………………………………………………...90-1022.3.3 Содержательные основания модели воспитания вниманиямладших школьников………………………………………………… 103-1202.3.4 Обобщение результатов освоения студентами интегративноймузыкально-терапевтической модели воспитания внимания умладших школьников………………………………………………… 120-122Выводы по главе 2…………………………………………………….122-123ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….124-125СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….126-143ПРИЛОЖЕНИЕ A: Музыкальные уроки и игры…………………… 144-161ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Словарь эмоций…………………………………162-164ПРИЛОЖЕНИЕ В: Анкеты в Москве и Пекине…………………….
165-169ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Записи интервью по знакомству с методамимузыкотерапии школьных учителей………………………………… 170-171ПРИЛОЖЕНИЕ Д:Краткийкаталогпроизведенийдлямузыкотерапии………………………………………………………... 172-1763ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Современная система образования всехцивилизованных стран находится в поиске оптимальных технологийвоспитания личностных качеств школьников, имеющих различные проблемыи ограничения. При этом, в теории и практике педагогики музыкальногообразованиявКитаездоровьесберегающиеиРоссииаспектысамогоактивноразрабатываютсямузыкально-образовательногопроцесса. На пересечении этих тенденций находится проблема расширенияфункций музыкально-педагогических технологий для целенаправленногоприменениявпсихолого-педагогическомсопровожденииучащихся,имеющих различные проблемы и ограничения. В данном направлениивысвечивается акцент на воспитании дефицитарных качеств личностиучащихся в образовательной триаде - обучение, воспитание, развитие –которое, несомненно, ведет за собой развитие психических функцийшкольника.
Именно функции «музыкального воспитателя» могут обеспечитьреальное психолого-педагогическое сопровождение средствами музыкальнойдеятельности «проблемным» школьникам, где воспитание качеств личности,позволяющих частично компенсировать дефицитарные функции, можетзначительно улучшить положение и отношение к ребенку в школе.В перечне психологических проблем, выявляющихся и мешающих какдетям в младшем школьном возрасте, так и их учителям в учебном процессев последние годы все чаще фигурирует «синдром дефицита внимания» (СДВ)или«синдромдефицитавниманиясгиперактивностью»(СДВГ).Большинство критериев, которым отвечают дети с СДВГ (невнимательность,рассеянность,неорганизованность,гиперактивность,забывчивость,4беспокойство, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность ипр.), как считают практики, применимы и к обычным, непоседливым илимало воспитанным детям.
При этом, еще до недавнего времени во многихстранах, таких как Китай, например, и в других странах региона, такойдиагноз не существовал, а синдром объяснялся недостаточностью илинеадекватностью методов воспитания [121; 123]. Между этими двумяпозициями во взгляде на «проблемного» ребенка находится необходимостьбережного и индивидуализированного подхода к психолого-педагогическойпомощи в адаптации таких детей к школьной жизни и развитии ихдефицитарных функций разработанными мировой культурой средствами.С точки зрения традиционной китайской философии и концепцииздоровья такой синдром является показателем нарушения баланса энергий ворганизме или неспособности к накоплению нужных энергий и сбросаизбыточных [121; 123]. В числе путей работы с балансом энергий одним изглавныхспособоввКитаетрадиционноявлялась«музыкотерапия»(интегрированное в общую философию здоровья духа и тела музыкальноевоздействие).
Современные западные и россиийские концепции воспитанияличности школьников также большое внимание уделяют музыке и другимискусствам.Данная работа представляет собой разработку подхода к воспитаниювниманияу младших школьников с СДВГ на основе интеграциимузыкально-терапевтических технологий Китая и России.Особую актуальность данное исследование представляет собой вобращении к младшему школьному возрасту в силу нескольких причин. Еслив дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания сгиперактивностьюрасторможенность,преобладаютмоторнаягипервозбудимость,неловкость,рассеянность,двигательнаяповышеннаяутомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первыйплан выступают трудности в обучении и отклонения в поведении [7; 74; 121;5123]. Чаще всего к концу учебного дня вследствие общего утомления«сверхактивность» таких детей выражается в истериках, беспричинныхприступах раздражения, плаксивости [30]. При этом, если симптоматика вмладшем школьном возрасте не уменьшилась, то в подростковом возрастеданные симптомы могут стать причиной развития асоциального поведения:правонарушений, алкоголизма, наркомании.
Неадекватность поведения,социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут статьпричиной неудач и во взрослой жизни [30; 121; 123].Всвязисэтимсовременныйпедагогическийподходдиктуетнаправленность усилий всех специалистов, работающих с младшимишкольниками, на своевременное выявление и коррекцию этого синдрома. Поданным проведенного Касатиковой Е. В.
исследования [45] и по мнениюдругихспециалистов,арт-терапиявдетскомвозрастеипсихолого-педагогическое сопровождение в период обучения в начальнойшколе позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическомразвитии ребѐнка, но будет способствовать формированию нормальногоповедения во взрослом возрасте [9; 19; 42; 45].Наряду с проблемами у детей с СДВГ есть и позитивные качества,которые окружающие, к сожалению, часто не замечают, так как общение стакими детьми может быть довольно утомительно. Часто они обладаютмногогранной коммуникабельностью и высокоразвитым интеллектом, дажеесли это и не отражается на их школьных достижениях. С. Харланд убежден,что многие из таких «нестандартных детей» творчески одарены [130],например, в области музыки и изобразительного искусства.
Эти позитивныекачества могут быть востребованы на занятиях искусством, музыкой какучебных сферах, допускающих и культивирующих проявления спонтанности,креативности, двигательной активности [121; 123].Исходя из вышесказанного о психологических особенностях детей сСДВГ, мы можем говорить о том, что к таким учащимся необходим особый6подход, помогающий им выйти из затруднительной дезадаптирующей ихситуации в школе [121; 123]. Кроме того, исходя из разницы отношения вразличных культурах к данному синдрому имузыкальноговоздействия,исходяизэтническому факторупотребностейразработкиуниверсальных педагогических технологий, актуальным является поискточек пересечения между традиционными китайскими и российскимиподходами к воспитательному воздействию музыки на личность младшегошкольника.Таким образом, налицо очевидное противоречие между необходимостьюприменения в современном мире интегративных кросс-культурных подходовк воспитанию младших школьников с дефицитом внимания средствамимузыкальной деятельности и отсутствием соответствующих методическихразработок внедрения музыкотерапевтических технологий в сопровождение ивоспитаниетакихдетей.Выявленноепротиворечиеобусловилоформулировку проблемы, заключающуюся в поиске основных путей ипринципов интеграции китайских и российских музыкотерапевтическихтехнологий с целью создания интегративной музыкально-терапевтическоймодели воспитания внимания и самоконтроля у младших школьников, атакже психолого-педагогических условий реализации этой модели.Цель исследования - разработка модели воспитания внимания умладшихшкольников,интегрирующейкитайскиеироссийскиемузыкально-терапевтические традиции.Объект исследования-воспитание дефицитарных функций младшихшкольников с нарушениями внимания и гиперактивностью в процессемузыкальной деятельности.Предмет исследования - интегративная музыкально-терапевтическаямодель воспитания внимания у младших школьников с проявлениями СДВГ.Ключевыекатегорииисследованияпредлагаетсяпринятьвследующей трактовке:7Воспитание(по определениюН.В.Бордовской) - специальноорганизованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателейна воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств иохватывающеевесьучебно-воспитательныйпроцесс[15].Внашемисследовании такое воздействие направлено на воспитание дефицитарныхдля младших школьников с нарушениями внимания и гиперактивностьюкачеств и функций, в первую очередь-внимания, в урочной и внеурочнойдеятельности.Средством воспитания внимания у младших школьников с СДВГ внашем исследовании выступают музыкотерапевтические технологии.Психолого-педагогическимиусловиямиреализацииинтегративноймодели применения музыкотерапевтических технологий как средствавоспитания гиперактивных младших школьников – психолого-педагогическоесопровождение таких детей в течение всего дня для организацииспециальных музыкально-игровых пауз и мониторинга состояния учащихсяпо разработанным критериям.В данной работе процесс психолого-педагогического сопровождениямладших школьников с особенностями развития рассматривается какобъективная необходимость организации их школьной жизни, при этомформа организации такого сопровождения может быть различной, в нашемисследованиитакойформойявляетсяспециальноорганизованнаямузыкальная деятельность, оказывающая воспитательное воздействие надефицитарные свойства и компенсирующие механизмы личности ребенка.Гипотеза исследования состоит в ряде предположений о том, что:1.