Диссертация (Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»". PDF-файл из архива "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиХОРОШЕВСКАЯ ЮЛИЯ ПАВЛОВНАМИФОПОЭТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГОВ РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»И ТЕТРАЛОГИИ ДЭНА СИММОНСА «ПЕСНИ ГИПЕРИОНА»Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(западноевропейская литература)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель –кандидат филологических наук, доцентГригорьева Елена ВалентиновнаРостов-на-Дону – 20182ОглавлениеВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....……3-16ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..........17-182Глава1.Фантастикакакобъектисследования.Мифологизмвфантастической литературе…………………………………………….............17-571.1.
Формальный и содержательный аспекты фантастики: средство илицель…………………………………………………………………………............17-251.2. Проблема определения мифа……………………………………..............25-331.3. Мифологизм в художественной литературе………………………..........33-411.4. Способы отражения мифа в фантастической литературе……................41-57Глава2.Спецификавоспроизведениямифологическоговремениипространства в романах Нила Геймана и Дэна Симмонса………….....….58-1252.1. Мифическое время и его модели…………………...………....………….58-802.1.1. Мифологизация времени в романе Нила Геймана……....………...58-692.1.2.
Синтез научных и мифологических представлений о времени втетралогии Дэна Симмонса……….......……………………………………..........69-802.2. Мифическое пространство и его основные бинарные оппозиции.…...80-1032.2.1. Особенности мифологизации пространства в романе Н. Геймана.80-932.2.2. Пространственная организация тетралогии Д. Симмонса…........93-1032.3. Пространство и время как координаты путешествия героя в романе«Американские боги»……………………………………………….........….....103-125Глава 3. Система мотивов в романах Нила Геймана и Дэна Симмонса…............................................................................................................................126-1823.1. Мотив жертвоприношения в тетралогии Дэна Симмонса….……......128-1493.2. Мотив жертвоприношения в романе Нила Геймана……..….......……149-1593.3.
Битва за веру в романе «Американские боги»…………......…………159-1673.4. Мотив истинной и мнимой смерти в романе Нила Геймана………...167-1753.5. Настоящая и временная смерть в тетралогии Дэна Симмонса…...….175-182ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....…………183-188СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………....……………189-2053ВВЕДЕНИЕМифологические образы и мотивы играют значительную роль в созданиилитературных сюжетов, поэтому можно говорить о влиянии «поэтики» мифа наформирование поэтики литературы.
«Пытаясь заново сотворить историю,прошлую или будущую, литература не просто берёт на себя функции мифа, нодействительно играет роль особого рода мифа в системе современной культуры»1.Влитературенетолькоширокоиспользуютсядревниемифы,ноипредпринимаются попытки создания произведений, структурно и по содержаниюсознательно на них ориентированных. Мифология – это «важнейший элементлитературы, а <…> мифическое является одним из важнейших аспектовкультурологического и литературного опыта»2.
Авторская интерпретация мифа,при этом, становится способом самостоятельного мифологизирования. Сюжет,мотивы и система образов архаического мифа подвергаются творческомупереосмыслению, им придаётся новое содержание.В силу синтетической жанровой природы постмодернистского текста,важную роль в нём играют те элементы, которые усвоены из мифа. Культурапостмодернизма пытается вывести человека из области повседневности вситуацию мифа, то есть ставит его на пересечении целого ряда мифов.Архаические мифы служат источником вдохновения и черпания идей и дляписателей-фантастов (например, борьба добра и зла в космическом масштабе,фигураспасителя,дорогаиспытаний,мифологемагероя).Болеетого,фантастическая литература полна мифологическими образами, поскольку онаунаследовала от архаического мифа не только его структуру и образный ряд, но исферу сакрального.
Автор, пишущий фантастическое произведение, создающийвторичные миры, нуждается в мифе и использует миф, чтобы выразить своётворческое сознание и духовные поиски, сделать эти воображаемые мирыдоступными и близкими читателю. Истоки фантастики, пишет В.С. Муравьев, −1Кривонос В.Ш. Миф в литературе // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Под ред.
Н.Д.Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2008. – С. 123.2Coupe L. Myth – N.Y.: Routledge, 2009. - Р. 4.4«в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебнойсказке и героическом эпосе»3.Развитиефантастическоговегоисторическомаспектесвязаносрасщеплением первоначального мифологического синкретизма, установлениемматрицы бинарных оппозиций – реального / нереального, естественного /сверхъестественного.Сонтологическойточкизрения,фантастическоепредставляет собой границу между этими оппозициями, бытием и небытием наглобальном уровне, фиксирует процесс перехода этой границы.
Подобно мифу,фантастика обращается к табуированным зонам и областям человеческого бытия,изображая то, что выходит за границы возможного, задаётся вечнымиметафизическими вопросами о смысле жизни, смерти и послесмертии.Человеческий разум в фантастическом произведении сталкивается с тем, с чем вобыденных условиях он встречаться отказывается. Фантастика всегда находитсяна грани между верой и неверием, поскольку для её возникновения необходимоналичие чёткой демаркационной линии между реальным и нереальным.Фантастика обязана мифу больше, чем любая другая форма искусства.
Настоящаяфантастика, по выражению Е. Тамарченко, есть «граница границ в культуреконкретного времени»4 − своеобразное нахождение или пребывание в точкескрещения противоречий, представляющей собой всё во всём. И еслипредположить две ипостаси мифа – «пережитое» и «предстоящее» − и попытатьсясвести их воедино в некой абстрактной точке, то мы и получим эту самуюграницу границ, абстрактную точку условной реальности.Фантастическаялитератураспособнадалекоуходитьзаграницывоображения и прикасаться к вещам, которые испокон веку считаютсяважнейшимисоставляющимидуховнойжизничеловеческогообщества.Образный состав фантастики восходит корнями к архаической мифологии, вплотьдо того, что многое из метафорического содержания этой области литературы неможет быть полностью понято без отсылок к архетипам и мифологической3Муравьев В.С. Фантастика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А.Н. Николюкина.Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – Стб. 1120.4Тамарченко Е. Уроки фантастики // В мире фантастики: Сб. литературно-критических статей и очерков офантастике / Сост. А. Кузнецов.
- М.: Молодая гвардия, 1989. – С. 133.5символике. Как явление в литературе и, шире, в искусстве в целом, мифологизмповлек за собой возможность выхода, как за социально-исторические, так и запространственно-временные рамки. Фантастика же может формально илиморфологически восходить к мифическим аналогам, при этом мифом не являясь.Художественный мир современной фантастической литературы, помимо теснойвзаимосвязи с наукой и научным дискурсом, наполнен архетипическими имифологическими образами. Очевидно, говорит об этом Дарко Сувин, чтофантастика может быть «мифоморфичной в некоторых своих основных сюжетах,как и любой другой жанр художественной литературы»5.
Более того, фантастика(в том числе и ее разновидность, именуемая science fiction) разделяет вместе смифом вымышленное отчуждение условности, так называемые «внешниеграницы желания», и эта их формальная близость выходит за рамки сюжета дляслишком многих персонажей и ситуаций.
Научная фантастика, утверждает Д.А.Жуков, «олицетворяет в соответствующей форме мифологию нашего времени», вкоторой «наука играет роль мифа»6. Архаический миф демонстрирует картинуидеального прошлого, эти же конструкции в научной фантастике создают миф обидеальном будущем.Обращение к мифологической образности является характерной чертойпоэтики фантастических произведений таких современных писателей как НилГейман и Дэн Симмонс. Выбор имён авторов обусловлен диаметральнопротивоположными способами создания в их произведениях художественнойреальности, равно как и путями интерпретации и переосмысления мифа имифологического наследия. Сближение писателей, столь разных по своемустилевому и тематическому репертуару, имеет под собой достаточно очевиднуюкультурологическую и литературоведческую почву.
Оба автора, при всёмразличии творческих подходов, обращаются к мифологическому наследию присоздании своих произведений, а отмечаемое различие в осмыслении ими мифа ихарактере используемых художественных средств позволяет наиболее объективно56Suvin D. Metamorphoses of Science Fiction – New Haven & London: Yale University Press, 1979. – Р. 26.Жуков Д.А.