Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 29

PDF-файл Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 29 Педагогика (55080): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах) - PDF, стр2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 29 страницы из PDF

14):Таблица 14Уровни сформированности понятия «гротеск»КлассыУровни сформированности понятия «гротеск»по итогам первого контрольного среза в %БазовыйПродвинутыйВысокийЭкспериментальные493813Контрольные68284Второй контрольный срез проводился нами в конце 11 класса и включалнесколько блоков заданий, направленных на оценку умения учащихся определятьхудожественно-эстетические особенности гротеска на заключительном этапеформирования данного понятия.В рамках выполнения заданий первого блока мы предложили выпускникампроанализировать иллюстрации современного художника Стива Каттса ореальности 2010-х, хорошо знакомой подросткам (Рис. 49, 50).ВРисунок 16.

Иллюстрация Стива Каттса169работах Каттса образно отражены «идеалы» общества потребления, в которомжизнь человека – это крысиные бега за деньгами и вещами.Отличительной чертой многих образов иллюстраций, по мнению учащихся,является размытость границ личности и тела человека, удовлетворяющегоматериальные потребности. Гротескный образ на иллюстрации «Идеальныйпотребитель» – получеловек-полудиван. 71 % учащихся экспериментальныхклассов, рассмотрев композицию работы, отметил идею утраты культурыпринятия пищи. Известно, что с едой люди связывают не только фактбиологического поддержания жизнедеятельности, но еще и множество ритуалов итрадиций. Большое количество церемоний, правил этикета, вариативностиприготовления продуктов питания свидетельствует о том, что человек одну изсвоих базовых природных потребностей, связанных с животным началом, поднялна уровень высший, культурный, сугубо человеческий.

У Каттса фастфуд – отказот эстетических принципов в пользу экономии времени, которое тратится напролистывание страниц социальных сетей.Участники групп экспериментальных классов (86 %) назвали проблемуподмены этических, духовных, эстетических ценностей поколения, живущего,чтобы покупать, ценностями видимыми, потому как в обществе, находящемся врабстве культа потребления, человек выражает себя через владение вещами.Рисунок 17. Иллюстрация Стива Каттса170Неудивительно, что люди 2010-х годов попали под власть смартфона: теперь онведет на подводке человека так же, как человек ведет свою собаку.Монструозный, гротескный вид у каждого, смотрящего в свой гаджет.Зомбированная толпа, уходящая в перспективу, трактуемая как символмассовости и обширности (75 % учащихся), идет по улице в кроваво-красномосвещении рекламных постеров.Почти все учащиеся сказали об угнетающем эффекте сатирическихрисунков, но объяснили это тем, что подобная «шоковая терапия» заставляетувидеть мир по-другому, снять с глаз «розовые очки» и задуматься, осмыслитьпривычную повседневную жизнь, понятьсвое место в ней.Задания второго и третьего блоковдиагностировалиумениевыпускниковтворчески решать учебные задачи приработеспонятиями.теоретико-литературнымиУчащимсяпредлагалисьварианты: они могли написать эссе натему «Если бы вы писали сатирическоепроизведение, какие бы темы и приемыиспользовали?», нарисовать иллюстрации(Рис.

51–52), создать буктрейлер к одномуизпроизведенийснаправленностью.гротескной«Разумеется,буктрейлер может быть использован нетолькокакрекламныйпопуляризирующийчтение:продукт,процесссоздания произведений данного жанрареализует, на наш взгляд, и задачиРисунок 51. Иллюстрация Насти Г. 11 класс171коммуникативной педагогики, ведущим принципом которой является приоритетпонимания над знанием» [Савина, 2017: 35].Анализ эссе учеников контрольных классов показал, что выпускники (57 %)планировалипринаписаниисатирическогопроизведениявосновномиспользовать гиперболу и гротеск: «Мужчина в возрасте 35 лет засыпает с соской,а с собой носит плюшевого медведя, искренне полагая, что игрушка можетизбавить его от неприятностей» (Аня П.); «Я бы высмеяла скупость, лень,безответственность и лживость людей.

Пусть преувеличены будут не тольковнутренние качества, но и окружение этих людей: мебель, размеры комнаты»(Лера П.). К сожалению, авторы 38 % работ допустили путаницу понятий,отождествляя гиперболизацию и ироническую оценку персонажа с гротеском.Учащиеся экспериментальных классов (73 %) успешно выполнили данноезадание,нагляднопродемонстрировавспособностькполноценномухудожественному восприятию и созданию визуальных и вербальных образов.Старшеклассники, осознавая сатирическую функцию гиперболы и гротеска,предлагали заострить и довести до абсурдаразличныенедостаткилюдей,которыеможно отразить прежде всего визуально:неглубокий ум, отсутствие аналитическихспособностей и эстетического вкуса:«Возможно,придуманногомноюосновнымигероячертамисталибынаивность и «феномен попугая»: «услышал,повторил,похвастался».Спомощьюгротеска можно было бы довести доабсурда эту особенность.

Я изобразила быполудевушку-полупопугая.Рисунок 52. Иллюстрация Насти Г.11 классГероиняпредпочитала бы носить яркие наряды, заспиной у нее были бы пестрые крылья, а172вместоязыка–лентамагнитофона,которуюдевушкапериодическиприкусывала бы, издавая непонятные звуки» (Лиза Ш.).Другая ученица предложила рассмотреть еще одну проблему:«Существует великое множество произведений, восхваляющих любовь иобожествляющих это чувство, которое будто бы сваливается на головуглавного героя и полностью им овладевает: он перестает спать, есть и готовотдать жизнь за счастье. Такие сюжеты часто встречаются в модных песнях,фильмах, книгах, рассказах подруг.

Но ведь за любовь люди принимают совсемдругие, сиюминутные чувства и желания, даже не задумываясь об этом. Еслибы я писала сатирическое произведение, то я бы высмеивала именно этих«романтиков» и глупцов, которые с головой бросаются в омут «любви».Внешность у них была бы такая: маленькая голова и широкая грудь, где должнобиться не в меру большое, неестественной формы сердце» (Оксана Д.).Выпускникиэкспериментальныхклассовподготовилибуктрейлеры,используя языки двух видов искусства при переводе словесных образов ввизуальный ряд.Спомощьюгротескастаршеклассникипыталисьпередатьтемуодиночества, опустошенности современного человека, утраты им духовного«зрения», господства ложных ценностей.

В качестве зрительного ряда длябуктрейлера к сказке А. Кабакова «VIP» они выбрали картины, воспроизводящиежизнь современного мегаполиса:«Видео начинается с того, что зрителю показываются привычныекартины современного мегаполиса» (учащиеся вырезали кадры из видео, которыенашли в сети Интернет, на них люди бегут по улицам на работу, не замечаяничего вокруг, машины обгоняют друг друга или стоят в пробке, далее передглазами мелькают кадры, на которых видны витрины магазинов, постерыкинотеатров, рекламные вывески). «Второе, что видит зритель – высокиенебоскребы, врезающиеся в небо.Затем ракурс изображения меняется, мы перемещаемся из внешнего173пространства улицы в пространство офиса и видим людей в комнате как будтобы глазами Болконского.

Герой сидит за столом, сложив руки перед папкой сдокументами, смотрит сначала на свои руки: на левой – дорогие часы, в сторонеот правой – мобильный телефон последней марки. Люди, сидящие перед ним, –образы идеальных потребителей, поэтому вместо лиц у них листы с надписями:«Дорогая машина», «10 миллионов долларов», «Первое место в рейтинге ТВ»,«Отдых на модных курортах» и т.д. Камера перемещается из одной стороны вдругую, чтобы можно было рассмотреть текст вместо головы каждогочеловека. При таком ракурсе захватывается лицо героя: взгляд сосредоточен,брови сдвинуты» (Саша С.).Итак, старшеклассники пытались визуально воспроизвести гротескныйприемписателя,воссоздавэффект«невидимки».Посколькуголовасимволизирует ум и является своеобразным идентификатором человека вобществе, многие учащиеся изображали и самого Тимофея Болконского с белымлистом вместо головы, подчеркивая тем самым полную утрату персонажем своейиндивидуальности.Типичные черты образа жизни современного человека: опустошенность,изолированность, тоску – создатели буктрейлера пытались передать с помощьюзамкнутого пространства комнаты, минималистического видеоряда и цветовойпалитры.Многиеучащиесяпредпочиталигосподствосерогоцвета,ассоциирующегося с пустотой, скукой, депрессией, рутинностью, незаметностью.Серый цвет интерпретировался ими и как символ усталости главного героя отсвоей жизни, и как знак его исчезновения из видимого мира, и как свидетельствоникчемности «творчества» модного режиссера.В итоге учащиеся выступили не только потребителями, но и создателямималенького художественного «высказывания».

Они обсудили роль гротеска испособы его воплощения, сравнивая образы и приемы их создания в словесном ивизуальном формате. Читатели-школьники прошли путь от предпонимания ираскодировки гротескной информации до интерпретации и рефлексии. Именно174буктрейлер стал на заключительном этапе формирования понятия своеобразнымтворческимтренажером,развивающимспособностьюныхчитателейвоспринимать вербальную и визуальную информацию и переводить ее из одногоряда в другой. Данную способность с большим успехом продемонстрировалиучащиеся экспериментальных классов, тем самым доказав еще раз эффективностьпредлагаемого нами подхода в процессе формирования понятия «гротеск».Результаты итогового тестирования представлены на схеме (Рис.

53):Итоговое тестирование:Рисунок 53. Результаты тестаВходное тестирование:Рисунок 54. Результаты теста175Прим. 1 – базовый уровень, 2 – продвинутый уровень, 3 – высокий уровеньсформированности у учащихся понятия «гротеск».В ходе контрольного эксперимента мы сделали следующие выводы:во-первых, в контрольной группе уровень сформированности понятия«гротеск», обусловливающий глубину анализа сатирических произведений, ниже,чем в экспериментальной;во-вторых, экспериментальная методика, суть которой заключалась виспользовании вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска какинструмента анализа сатирических произведений, характеризующихся наличиемгротескного типа образности, оказалась эффективной, так как одним из главныхрезультатовсталовоспитаниекультурыхудожественноговосприятияипонимания, способствующих развитию интерпретационных умений учащихся;в-третьих, помимо формирования понятия «гротеск» отмечается развитиекоммуникативной, семиотической, художественно-эстетической компетенцииучащихся, что нашло отражение в усилившемся интересе школьников кинтерпретациипроизведенийивозросшемжеланиивступатьваргументированный учебный диалог.Выводы по II главе1.

Основываясь на теоретических материалах первой главы, мы разработали иописалисистемуприемовпоформированиюпонятия«гротеск»сиспользованием вербальных и визуальных средств его репрезентации встарших классах.2. Система приемов работы по формированию понятия «гротеск» разработана сучетом:• спецификигротескалитературоведением;итрадицийегоизученияотечественным176• особенностей функционирования гротеска в литературе и изобразительномискусстве; принципов создания гротескных образов средствами двух видовискусства; сравнения вербального и визуального «текста» и выделениягротеска из ряда других видов неправдоподобия, таких, например, какгипербола или фантастика;• интегративного, семиотического, герменевтического подходов к анализухудожественных текстов;• механизмов психологии восприятия, визуального и понятийного мышления.3.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее