Диссертация (Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах), страница 25
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах". PDF-файл из архива "Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 – 11 классах", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 25 страницы из PDF
33).Как видим, в процессе интеграции литературы и изобразительногоискусства формирование сложного абстрактного понятия осуществляется болеецелостно. Объединяя языки двух видов искусства, учитель помогает выпускникамоценить роль гротеска, обращая внимание на визуальные воплощения данногоявления.140Рисунок 33. Круг понятийФормирование гротеска продолжается в 11 классе в ходе знакомствавыпускников с прозой Андрея Платонова, а именно с рассказом «УсомнившийсяМакар»На мотивационно-информационном этапе проведения интегрированногоурока с помощью приемов индикации (учащиеся делятся на группы, одна группаиз которых определяет и анализирует образные индикаторы, другая –грамматические)исоставлениябинарныхоппозицийстаршеклассникивыделяют цепочку противопоставлений: умные руки/порожняя голова, умнаяголова/руки пустые, живое/неживое – и пытаются объяснить, как в организацииобразной системы рассказа соотносятся данные смысловые акценты.141В центре художественной системы рассказа учащиеся замечают антитезу –два противопоставленных друг другу образа: Макара Ганушкина и ЛьваЧумового.
Подбирая смысловой ключ к «прочтению» данного скрепляющегоповествование элемента, участники рабочих групп задумываются над символикойименперсонажейииспользуютприемассоциативныхцепочекдлявыстраивания рассуждений. Макар (в переводе с греческого) – «блаженный»,«счастливый». Читатели-школьники вспоминают фразу Чацкого: «Блажен, ктоверует» – Макар веровал, но усомнился.Лев (на основе ассоциативныхсопоставлений) – царь зверей, фамилию «Чумовой» можно понять как«очумелый», связать со словом «чума» (болезнь), предполагая, что «товарищвождь» отчасти больной, отчасти шальной, амбициозный и властный.Старшеклассники видят авторскую иронию, когда в начале рассказаПлатонов пишет, что товарищ Чумовой живет одним голым умом. Здесьрасшифровкитребуетслово«ум»:наэтомлипризнакевыстроенопротивопоставление героев?Участники рабочей группы, выявляющие грамматические индикаторы,обращают внимание на глаголы со значением действия:МакарЛев«Организовал зрелище»«Товарищ Чумовой пообещалдополнительно оштрафовать Макара»«Очнулся от задумчивости, потому что«Лев Чумовой остался один вдогадался»учреждении, поскольку его никтописьменно не отзывал оттуда«Полез в сухой, заглохший колодезь и«Присутствовал он там до тех пор,прожил в нем сутки, сообразил»пока не была назначена комиссия по142делам ликвидации государства»«Остановился от своей мысли,«Присутствовал он там до тех пор,озадачился»пока не была назначена комиссия поделам ликвидации государства»«Решил туда наведаться, чтобыпоработать на постройке…усомнился»Рисунок 34.
Схема пути МакараЛексико-грамматическийанализразъясняетплатоновскоепонятие«умные руки»: это способность человека выполнять нужную людям работу.Оппозиция «умная голова» – символ бесполезности, непригодности для жизнипустых идей, оторванных от реальности. Употребление Платоновым значенияслова «ум» иронично и двойственно:- ум бесполезный, однако признанный обществом («Вон наш вождь шагомкуда-то пошел, завтра жди какого-нибудь принятия мер»);- ум настоящий, «деятельный» и недооцененный.143Группа учащихся, работая с образными индикаторами, обращаетвнимание на встречающиеся в тексте рассказа образы-символы (Табл. 12).Таблица 12Образы-символы рассказаНадгробныйкаменьЭтот каменьрасположен вцентре площади.Почему?ВпроцессеНочлежка,Вечный доминститутНаучный человекдушевнобольныхКаково значениеэтого образа?Почему начинает«расти совестливаярабочая тоска» уМакара?анализаМожноли В каком значениисравнить позициюПлатоновпроживающихвупотребляетночлежкеи эпитет «научный»?институте людей сПочемуотношениемкиспользуетсяработе молочного превращение изначальникаи«живого» встроителей дома?«неживое»?своеобразияхронотопаРисунок 35.
Ментальная карта учащихся 11 классарассказагруппам144старшеклассников предлагается сделать схему пути Макара (Рис. 34) илиментальную карту (Рис. 35).В результате они обращают внимание на кольцевую композициюпроизведения, символизирующую замкнутую систему. «Макар возвращается ктому, от кого ушел искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него,складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, тоесть абстрактно, на словах, а не на деле.
Итогом обсуждения становятсясформулированные учащимися проблемы рассказа: поиск смысла жизни истолкновение маленького человека с бездушной системой» [Панченко, 2015: 39].Как писал сам Платонов, «в технику надо включить и самого техника – человека,чтобы не получилось чугунного понимания вопроса» [Платонов, 1994: 323].Следующий этап работы – сравнительный анализ платоновского текста ииллюстрации В. Калныньша (Рис. 36).Просимстаршеклассниковсоставитьцепочку ассоциаций, которые возникаюту них при просмотре иллюстрации ипрочтениирассказа,словесномипроизведенияхотмечая,чтовизобразительномкажетсянепонятным,странным.Все, что удивляет, как правило,связано со сложностью понимания и«прочтения»художественныхассоциативныхиллюстрации,Рисунок 36.
Иллюстрация В. Калныньшаязыковдвухсистем,связейсхожестьюрассказаиабсурдностью,гротескностью изображаемого.145Рисунок 37. Схема сравнительного анализаОперационально-целевой этап работы включает сравнительный анализ«языка» платоновского текста с «языком» иллюстрации (Рис. 37). Учитель даетнебольшой искусствоведческий комментарий понятию абстракционизма (от лат.146аbstractus – отвлеченный), объясняя, что это направление беспредметного,нефигуративного искусства, провозгласившего идею отказа от привычных формреальнойдействительности.Художники-абстракционистыизображаютнепредметы, а идеи, в отличие от традиционной живописи, поэтому, чтобы понять,проанализировать иллюстрацию, необходимо отвлечься от видимой реальности.Важно то, что содержание абстрактного произведения определяется какхудожником, так и зрителем, участники герменевтический дискуссии могут датьсвою интерпретацию, то есть сами выступить в роли сотворцов даннойабстрактной композиции.
Сначала необходимо определить визуальный центррисунка, затем проследить, объединяет ли что-нибудь смыслы, заложенные вязыке двух текстов, вербального и визуального. Учитывая то, что абстракция«говорит» со зрителем на языке линий, цветов и геометрических фигур,«корчащееся» платоновское можно визуально «прочитать» в работе Кальныньша.Учащимсяпредлагаетсясоставитьсвойсловарьсимволикицветов,интерпретация которых строится на основе интуитивного, ассоциативногоотношения к тому или иному колориту, а также на традиционных представлениях,укорененных в культуре (Рис. 38).Сопоставляя художественные языки двух знаковых систем, текста ииллюстрации, учащиеся выделяют еще один общий элемент – гротескный образнаучного человека.
Данный символ интерпретируется старшеклассниками каксатирический образ вождизма, мертвой системы, являющийся следствиемнеограниченной власти, преступного невнимания к «маленькому человеку», и какпорождение сознания спящего Макара. Научный человек – это и «химера,рожденная «пустой» головой Макара» [Матвеева, 1995: 47], и вечное желание«маленького» человека переложить на кого-то обязанность думать, отвечать засвои поступки.Графической интерпретацией данного образа-символа представляетсяучащимся компонент абстрактной композиции иллюстрации.
Для того чтобыначать выстраивать интерпретацию визуального текста, необходимо найти147смысловой центр. Старшеклассники определяют глаз, доказывая, что художникабстрактно изображает лицо.Рисунок 38. Словарь символики цветов«Глаз нарисован черный краской, что придает этому образу оттеноктраурности, мрачности, «ночи»: в мифологическом мировосприятии черные глазасчитаются символом опасности» [Панченко, 2015: 41]. Изображение не похоже на148классический рисунок лица, в нем нарушено пропорциональное соотношение,изломанылинии,лицонесоответствуетестественномуанатомо-морфологическому строению.
Учащиеся предполагают, что это может бытьфантасмагоричный портрет научного человека, а его смотрящий вдаль глазпротивопоставленмелкимточкам–толпе,народу,таксимволическиобрисовывается художником проблема столкновения «государства и простогочеловека». Семантическим значением обладает колористическое решениеиллюстрации:«композиция рисунка выстроена так, что глаз располагается водном ряду с красным цветом, а народ – с синим, цветами власти и свободы.Черная полоса воспринимается учащимися как черная, «траурная» дорога внеясное будущее, как безуспешность пути, связывающего простого человека ичиновника. Черная линия начинается вместе с зеленой: наивный, «блаженный»Макар приезжает в Москву и проходит путь, приводящий его к сомнению.