Диссертация (Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику". PDF-файл из архива "Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«Курганский государственный университет»На правах рукописиЗыков Антон АндреевичВКЛАД Д.М. ТОРОПОВАВ ЗАУРАЛЬСКУЮ ФОЛЬКЛОРИСТИКУСпециальность 10.01.09 – фольклористикаДиссертацияна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор В.П.
ФедороваКурган – 20192СОДЕРЖАНИЕВведение ......................................................................................................... 3–45ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ............................................................................... 46–157ГЛАВА 1. Условия формирования фольклористическихинтересов Д.М. Торопова .......................................................................... 46–741.1. Исторические и социокультурные обстоятельства .............................
46–601.2. Краеведческие традиции в крае и устойчивость вербальнойкультуры Урала и Приисетья ...................................................................... 60–691.3. Рукописная традиция в крестьянском социуме ................................... 70–72Выводы по главе 1 ........................................................................................ 72–74ГЛАВА 2. Отражение фольклорной традиции Приисетьяпервой трети ХХ века в собрании «Новый Наутилус» ......................
75–1292.1. Сказки .................................................................................................... 75–962.1.1. Сказки о чертях и попах ............................................................... 77-882.1.2. Сказки о супругах ......................................................................... 88-922.1.3. Сказки о дураках ........................................................................... 92-962.2. Анекдоты ............................................................................................. 96–1042.3. Частушки............................................................................................
104–1132.4. Стихи и песни литературного происхождения ................................ 113–1202.5. Легенды .............................................................................................. 121–127Выводы по главе 2 .................................................................................... 128–129ГЛАВА 3. «Наивное» творчество Д.М. Торопова ............................. 130–1573.1. Содержание термина «наивная литература» ...................................
130–1333.2. Поэтические ориентиры .................................................................... 134–1463.3. Идиостиль Д.М. Торопова ................................................................ 146–156Выводы по главе 3 .................................................................................... 156–157ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................... 158–162СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................... 163–1853ВведениеИзучениеособенностейрегиональнойфольклористики–одноиз современных магистральных направлений, выявляющих полноту знанияобобщероссийской историинаукио фольклоре.Нанеобходимостьцеленаправленного изучения областного фольклора еще в первой половинеXIX века указал С.А.
Раевский. В одном из номеров газеты «Олонецкиегубернские ведомости» (1838)он высказалмысльо существовании«региональных ответвлений» в контексте общерусской культуры1. Позднеепринцип «фронтального обследования фольклора определённой местности»2лег в основу собирательской деятельности П.И. Якушкина (1840). Все этопослужило основой для формирования научных принципов изученияфольклора регионов, получивших развитие во второй половине XIX века.В истории фольклористики данный период отмечен стремлением к массовомусобирательству. Во многом этому способствовало Императорское РусскоеГеографическое общество, образованное в 1845 г. в Санкт–Петербурге.
Оноорганизовывало сбор фольклора во всех регионах страны. Уже тогдав Отделение этнографии от учителей, врачей, священнослужителей и дажемалограмотных крестьян приходили материалы с записями сказок, песен,легенд, быличек и т.д., в дальнейшем составивших основу архива, частькоторого опубликована в «Записках Русского Географического обществапо отделению этнографии». В настоящее время эти материалы широкопредставлены в сети Интернет.Немаловажное значение вактивизацииинтереса кфольклоруотдельных локусов сыграли и другие центральные и региональные научныеорганизации,ккоторымможноотнестиОбществолюбителейестествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), Уральское обществолюбителей естествознания (УОЛЕ).
Накопленный материал публиковалсяв этнографических сборниках и журналах («Записки УОЛЕ» – с 1873 г.,12Раевский С.А. О простонародной литературе // Олонецкие губернские ведомости, 1838. № 40. С. 82.Баландин А.И. П.И. Якушкин: Из истории русской фольклористики. М., 1969. С. 378.4«Живая старина» – с 1890 г., «Этнографическое обозрение» – с 1899 г.),формируя принципы собирания и отбора фольклорного материала, чтосоздавало «фольклорную ауру», притягивающую все большее количестволюдей,винтересовавшихсянароднойстановление фольклористикикультурой.сибирского краяЗначимыйвнесливкладсобирателиСибирского отделения Русского Географического общества: А.П.
Щапов,Г.Н. Потанин, Р.К. Маак, Н.М. Ядринцев, А.В. Адрианов и др. По мнениюА.Н. Пыпина, сибирские фольклористы «первыми подняли вопрос о местномфольклоре на теоретическую высоту и попытались объяснить судьбутрадиционного русского фольклора в Сибирском регионе своеобразиемсоциально-политических, экономических и культурных условий»3.В начале XX века проблема региональной фольклористики укрепиласьв научной среде. Вопрос о целесообразности изучения фольклора с позицииобластных особенностей обозначил Ю.М. Соколов4. В.М. Жирмунскийпришел к выводу о самостоятельной природе региональной фольклористикии считал развитие этого направления существенным для понимания народнопоэтического творчества5.Важностьлокального подхода для наукиоб устном народном творчестве подчеркнул Н.К.
Пиксанов. В статье«Областные культурные гнезда» он отметил, что культура регионов являетсяотличительной чертой и особенностью исторического развития России 6.Вектор исследования фольклористики с привязкой к определеннымлокусам получил широкое распространение во второй половине XX века.Были опубликованы работы В.Я.
Проппа7 (1961), Э.В. Померанцевой8 (1969),Г.Б.3Павловой9(1969),Б.Н.ПутиловаиК.В.Чистова10(1973),Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 1–4. Т. 4. Белоруссия и Сибирь / [Соч.] А.Н. Пыпина. СПб.:Тип. М.М. Стасюлевича, 1892. XII. С. 291–462.4Соколов Ю.М. Фольклор и краеведение // Дневник Второй Всесоюзной конференции по краеведению. М.,1924. С. 4.5Жирмунский В.М.
Проблемы изучения фольклора // Язык и культура. Сборник выступлений наВсесоюзной конференции. М., 1928. С.5.6Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Л., 1929. С. 43.7Пропп В.Я. Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова / Изд. подгот. В.Я. Пропп. М.; Л., 1961. 160 с.8Померанцева Э.В. Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницейА.Н. Корольковой / Сост. и отв. ред. Э.В.
Померанцева. М., 1969.9Павлова Г.Б. Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной. М., 1969. 112 с.10Путилов Б.Н. Чистов К.В. Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. 280 с.5Н.А. Алексеева11(1975), А.М. Новиковой и С.И. Пушкиной12 (1981),Н.В. Соболевой13 (1984), В.А. Аврорина14 (1986) и др. В результате научныхизысканий в фольклористику были введены имена малоизвестных крестьянсказителей: А.К. Барышниковой и А.Н. Корольковой (Воронежская область),А.И.
Глинкиной (Смоленская область), М.М. Коргуева (Архангельскаяобласть),И.В.КовалеваиМ.А. Сказкина(Нижегородскаяобласть),Ф.П. Господарева (Республика Карелия) и многих других15.На Урале организующими центрами фольклористической работы сталидве научные школы. Свердловскую школу возглавляла В.П. Кругляшова,а челябинскую – А.И. Лазарев. Организованные ими международныекраеведческиеконференциивомногомспособствовалиукреплениюфольклористической регионалистики.Проблема исследования фольклора отдельных локусов не утратиласвоей актуальности и в XXI веке. Справедливо высказывание В.П. Аникинао диалектической связи центра и периферии: «фольклор – это общерусскоетворчество, предстающее в локальном»16.
В мировом литературоведении,по мнению Л.С. Соболевой, четко прослеживается тенденция изучениялокальных особенностей устного творчества, выявляется самобытность«культурного потенциала региона»17.Плодотворность регионального направления проявилась в исследованияхД.В. Абашевой (Московский педагогический государственный университет),В.В. Блажеса (Уральский государственный университет), И.А. Голованова(Челябинский государственный педагогический университет), Н.В. Дранниковой(Северный (Арктический) государственный университет), А.А.