Диссертация (Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова". PDF-файл из архива "Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Образовательное частное учреждение высшего образования«Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова»На правах рукописиЛарина Надежда АльбертовнаМИРОМОДЕЛИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛИИ В МАЛОЙ ПРОЗЕЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И ВАЛЕРИЯ БРЮСОВАСпециальность 10.01.01. – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени доктора филологических наукНаучные консультанты –доктор филологических наук, профессор Л.Г. Кихней,доктор филологических наук, доцент О.Р. ТемиршинаМосква-2018ОглавлениеВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
3ГЛАВА1.МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЕУНИВЕРСАЛИИ:КОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА .............................................................................. 191.1. Модель мира в практике анализа текстов .................................... 191.2. Модель мира и пространственно-временные координатыхудожественного произведения ........................................................................... 541.3. Семантика границы: ювенальные и танатологические мотивы васпекте миромоделирования художественного произведения ........................ 87ГЛАВА2.МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЕУНИВЕРСАЛИИВНОВЕЛЛАХ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА ..............................................................
1142.1. Пространственные универсалии в малой прозе Леонида Андреева............................................................................................................................... 1142.2. Временны́е категории в малой прозе Леонида Андреева .............. 1422.3. Ювенальные категории мира новелл Андреева.............................. 1512.4. Танатологические миромоделируюшие универсалии у ЛеонидаАндреева ............................................................................................................... 184ГЛАВА 3.
МИРОМОДЕЛИРУЮЩИЕ УНИВЕРСАЛИИ В МАЛОЙПРОЗЕ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА .......................................................................... 2353.1. Пространственные и временны́е миромоделирующие универсалиималой прозы Валерия Брюсова .......................................................................... 2353.2. Двоемирие как основной модус миромоделирования новеллВалерия Брюсова .................................................................................................
2513.3. Миромоделирующие универсалии в «исторических» новеллахВалерия Брюсова ................................................................................................. 3053.4. Антиутопии Валерия Брюсова: танатология будущего ................. 318Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОВЕЛ Л. АНДРЕЕВА И В.БРЮСОВА В МИРОМОДЕЛИРУЮЩЕМ АСПЕКТЕ ................................... 338СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 379I. Источники ............................................................................................ 379II. Труды по теории и истории литературы ........................................
3802ВВЕДЕНИЕОбоснование темы и предмета исследования. Миромоделированиекак комплекс приемов, категорий и формул, позволяющих авторусформировать особый мир конкретного художественного произведения илиряда произведений, является новейшей парадигмой анализа литературы.Предпринятые в рамках этой парадигмы исследования отечественной изарубежнойлитературыпозволяютвыявитьрядсигнификативныхпараметров, генерирующих оппозиции, которые составляют основу моделимира определенного автора.Модель мира складывается из ряда параметров, каждый из которых врамках определенного произведения может приобретать особую значимостьлибо,напротив,универсалиямуступатьместомиромоделированиядругимвпараметрам.литературеКосновнымследуетотнестипространственные оппозиции «верх – низ», «право – лево», «замкнутое –разомкнутое» и пр.
Пространственные оппозиции неразрывно связаны свременны́ми оппозициями, в которых актуализируется противопоставление«астрономическое – субъективное» время, «циклическое – дискретное»время, а также выделяются моменты особой напряженности.При этом художественная модель мира, в отличие от мифопоэтической,характерной для фольклорных произведений, мифов и легенд, несет в себе нетолько отпечаток сознания конкретного автора, но и след некой изначальнойустановки,«прото-формулы»,предопределяющейразвертываниевсехостальных категорий.Авторхудожественногопроизведениясоздаетвторичнуюсемиотическую систему – из слов, уже являющихся знаками и составляющихсемиотическую систему естественного языка, писатель создает знаковуюсистему, означаемым для которой является реальный мир, а означающим –форма произведения.
При этом между двумя сторонами этого комплексного3знакамогутбытьиконические,признаковые,исимволическиевзаимоотношения.Это позволяет поставить вопрос о поиске упомянутой выше «протоформулы» применительно к творчеству определенного писателя. Хотятеоретически автор может заново изобретать данную протоформулу длякаждого отдельного произведения, практически он чаще прибегает ктиповымспособамвзаимоотношенияозначаемогоиозначающего,выработанным в соответствии с его принципами и воззрениями.Выявление такой протоформулы может и должно стать основойгенеративного (порождающего) направления в изучении литературы, котороепо своему методологическому аппарату и приемам анализа аналогичнопорождающей грамматике.
Если до середины ХХ века грамматика имеладело с уже сформулированными высказываниями и занималась их анализом,то в 1950-х гг. впервые был поставлен вопрос о процессе порождениявысказывания, развертывании фразы из первичного ядра (субъект +предикат). Для миромоделирования в литературоведении таким первичнымядром является исходная формула взаимодействия триады «пространство,время, герой».Андреев и Брюсов принадлежали к различным литературнымнаправлениям – неореализму и символизму, – при этом в творчестве и того, идругого автора отмечались тенденции к синкретизму, выход за рамкиустановок конкретной литературной школы.Проблемами миромоделирования и семиотических принципов анализатекста художественной литературы занимались, прежде всего, В.Н.
Топоров1,Ю.М. Лотман2, Т.В. Цивьян3. Вместе с тем, принципы миромоделирования1Топоров В.Н. Мифопоэтическая модель мира // Мифы народов мира:Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.2Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве.СПб., 2000.4исследовались в историко-литературных трудах, объектом исследованиякоторых были конкретные тексты. В основном авторы исследовалипространственные (О.А. Клинг4, О.Р.
Темиршина5, Ю.Г. Пыхтина6, О.А.Пороль7, В.И. Подорога8, Д. Фрэнк9), временны́е10 (Л.Г. Кихней11, Е.В.Меркель12) и персонажные (В.И. Тюпа13, А.Г. Коваленко14) категории.3Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990.Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. М.: Индрик, 1999. Цивьян Т.В.Модель мира и ее роль в создании (аван)текста // Фольклор и постфольклор: структура,типология, семиотика. // Электронный ресурс http://www.ruthenia.ru/folklore/tcivian2.htm4Клинг О.А. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения(возможности термина) // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/ под ред. Л. Геллера. - М.: МИК, 2002.
С. 97 – 111.5Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современнойпоэзии. Случай Б. Гребенщикова. – М.: издательство МНЭПУ, 2009. Темиршина О.Р.«Пневматосфера»: принципы построения символистской модели мира // Анна Ахматова:эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. Выпуск 7 –Симферополь: Крымский Архив, 2009. – С.
225 – 237.6Пыхтина Ю.Г. Сквозные пространственные образы в русской литературе:монография. – GmbH: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. Пыхтина, Ю.Г.Структура художественного пространства в повести Л. Андреева «Красный смех» //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 68-73.7Пороль О.А. Онтологическое пространство в поэзии Мандельштама // ВестникОренбургского государственного университета. – 2011. – № 6.
– С. 38 – 43. Пороль О.А.Поэтическая концепция пространства и времени в лирике А.А. Ахматовой // ВестникОренбургского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 26 – 30. Пороль О.А.Онтологическое пространство и времени в поэзии Н. Гумилева // Вестник Российскогоуниверситета дружбы народов. – 2011. – № 1. – С. 20 – 26.8Подорога В. А. Метафизика ландшафта: коммуникативные стратегии вфилософской культуре XIX–XX веков; РАН, Ин–т философии. – М.:Наука, 1993.9Фрэнк Д.
Пространственная форма в современной литературе //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи,эссе. – М.: МГУ, 1987.10Пространство и время в художественном произведении: сборник. –Оренбург: ОГПУ, 2002.11Кихней Л.Г. Под знаком акмеизма. – М.: Азбуковник, 2017.12Меркель Е.В. Поэтическая семантика акмеизма: миромоделирующие образы имотивы. – Дисс.